Самые необычные железные дороги.

Байкало-амурская магистраль, Россия. Красивейшим участком БАМа, пожалуй, является обход Северомуйского туннеля. Для подъема на Ангараканский перевал необходимо преодолеть крутой уклон. Для этого линия железной дороги буквально вьется узлами по склонам гор, поднимаясь к вершине серпантином. Обычная дорога занимает 22 километра, но поезд преодолевает целых 57, поднимаясь и опускаясь снова вниз на полкилометра. На обходе можно рассмотреть несколько любопытных инженерных творений. Самым известным из них является "Чертов мост". Это высоченная эстакада на двухъярусных опорах располагается над руслом Итыкита. Мост при этом изогнут и располагается в подъеме. Говорят, что при прохождении через него тяжелых поездов, "Чертов мост" даже раскачивается. Сегодня по этому обходу ходят лишь небольшие рабочие поезда, обычно дважды в день - из Нового Уояна в Таксимо и обратно. Остальное же движение идет через известный Северомуйский туннель, длина которого 15 километров. Это самый длинный туннель в России.

Шанхай-Лхаса и Пекин-Лхаса, Китай. Эта дорога построена совсем недавно и пролегает она через красивые и живописные провинции страны. Железная дорога является самой высокогорной в мире. Многие ставят это инженерное сооружение даже в один ряд с Великой Китайской Стеной. Самая интересная часть пути начинается уже на Тибетском нагорье, там поезд преодолевает перевал на высоте в 5072 метра. Никогда еще с железными дорогами такого не было. При проезде по высокогорным областям в вагоны даже подается кислород. Однако творению китайских инженеров в свое время активно противились тибетцы, поэтому поборникам за свободу этой области лучше отказаться от поездки по данному пути.

Перевал Мариас, США. В известной игре Microsoft Train Simulator эта трасса является одним из самых популярных маршрутов. Эта железная дорога к удивлению многих игроманов реальна, располагаясь в штате Монтана. Проезд через перевал был открыт еще в 1889 году инженером Джоном Стивенсом вместе с индейцем из племени блэкфутов по имени Кунса. Путь через перевал очень сложен, прежде всего для длинных грузовых составов. Через это место ходит и пассажирский состав "Строитель империи", следующий из Чикаго в Портленд.

Спираль Рауриму, Новая Зеландия. Новозеландским инженерам тоже есть чем похвастать в области железных дорог. Когда-то в 18 веке ими строилась главная дорога Северного острова из Веллингтона в Окленд. И тут возникла серьезная проблема - необходимо было как-то преодолеть крутейшие склоны, которые отделяли долину реки Вангануи и вулканическое плато. Решено было воспользоваться проектом инженера Роберта Холмса - в национальном парке Рауриму была закручена сумасшедшая железнодорожная спираль, состоящая из двух туннелей, трех поворотов на 180 градусов и даже одним полным кругом. И все эти изгибы уместились на участке дороги длинной в 7 километров!

Уюни-Оруро-Потоси, Боливия. Не так давно именно этой железной дороге принадлежал рекорд высоты - 4787 метров на перевале Кондор. Путешествие начинается около огромного солончака Уюни, здесь к тому же на заброшенных путях располагается целое кладбище старых составов с настоящими паровозами. По дороге ходят даже не поезда, а всего лишь отдельные вагоны. Ее путь лежит к самому высокогорному городу в мире - Потоси, расположенному на высоте в 4200 метров над уровнем моря. Железная дорога, что редкость даже для Южной Америки, пролегает посередине оживленных улиц небольших поселков и городков.

Нос Дьявола, Эквадор. Главной достопримечательностью дорожной сети этой страны является именно Nariz del Diablo. Это однопутная железная дорога длиною в 100 километров начинается на высокогорье в Риобамбе и спускается оттуда в джунгли Сибамбе. Путь вьется по склону Чимборасо, знаменитого южноамериканского вулкана с высотой 6267 метров. Туристы предпочитают разглядывать окрестности не из окон, а прямо с крыш вагонов, что обеспечивает наилучший вид. Даже непростые климатические неудобства не отпугивают людей. Часть дороги была разрушена в 1997-1998 годах, однако национальную достопримечательность быстро восстановили. Удовольствие прокатиться на старом поезде, спустившись с высоты, стоит всего 15 долларов.

Льянтас-Портерильос, Чили. Зачастую строительство железной дороги ведется без оглядки на окружающую действительность. Этот как раз такой случай. Недалеко от Льянтаса добывается железная руда, которая отправляется с помощью грузовых составов на перерабатывающий завод в Портерильос. Только вот расположен он высоко в горах на отметке в 3300 метров. Дорога проходит по высушенному участку гор, где дожди - крайняя редкость. Ливень может стать серьезной проблемой для железнодорожников, так как он попросту смоет участок пути, расположенный на крутом склоне горы.

Лима-Уанкайо-Уанкавелика, Перу. Стоит ли удивляться, что самые необычные железные дороги собрались в Южной Америке. Эта дорога уникальна тоже своими серпантинами, возвратными тупиками и необычными зигзагами. Бывает, что поезд упирается в тупик, затем задом спускается вниз до следующего тупика и продолжает движение уже в нормальном направлении. Когда инженеры при строительстве столкнулись с крутыми склонами Анд, им пришлось прибегать к таким вот уловкам.

Патагонский экспресс, Аргентина. В 1906 году президент Аргентины остро поставил вопрос развития национальных территорий, что послужило основой для строительства Патагонской дороги. Однако окончены работы были лишь спустя два десятка лет, когда действующая линия связала города Баия-Бланка и Кармен-де-Патагонес. Когда в этих местах кипели исторические страсти, сегодня же там национальный заповедник, привлекающий туристов. Хотя основной маршрут пролегает по ширококолейной трассе, в Патагонии есть множество участков с узкой колеей и старыми вагонами и паровозами мультяшного типа. Часто у железной дороги тут и шпал-то не видно, рельсы утопают в траве и песке. Перед глазами туристов открываются красивые виды, а ночью можно насладиться видом падающих звезд.

Ferrocaril Austral Fueguino, Аргентина. Эту дорогу еще называют поездом на край земли. Она ведет в местный Национальный парк "Огненная земля" и является самой южной и самой узкоколейной железной дорогой страны. Ширина колеи тут всего 50 см. Есть даже станция Fin del Mundo или "Конец света", где всегда полным-полно туристов, желающих попасть в парк именно на поезде, а не на более дешевом и быстром автобусе. Интересно, но в самом начале 20 века по этой дороге возили заключенных на исправительные работы. Дорогу начали строить в 1902 году, а ширина колеи тогда была 60 см. Один из первых паровозов получил прозвище кокетка, так как подпрыгивал на ходу. К 1952 году дорога пришла в негодность, а запустили ее в начале 90-х годов исключительно уже для туристических нужд. Все локомотивы и вагоны поэтому сделаны по старым образцам начала 20 столетия.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.