Тойота.

Оказывается, сегодня компания Тойота занимается не только выпуском автомобилей. Она производит разнообразную продукцию, начиная от роботов и заканчивая возведением элитных коттеджей. Но конечно главное для столь многогранной компании - выпуск автомобилей, ведь это крупнейший производитель в мире.

Также стоит отметить, что благодаря компании Тойота появились интересные подходы в менеджменте. Можно упомянуть хотя бы систему поставок «точно в срок» и кайдзен. Так что имя компании постоянно на слуху. К тому же именно она и стала главным двигателем всей экономики Японии в прошлом столетии.

Сакиши Тойода, родившийся в 1867 году в семье плотника, обожал мечтать. Он хотел стать изобретателем, чтобы своими открытиями изменить жизнь людей. Сакиши был самым старшим ребенком в семье, согласно неписаным национальным традициям, именно он и должен был унаследовать профессию отца. Хорошо еще, что в те времена на старые традиции смотрели уже сквозь пальцы. Так молодой Сакиши получил шанс стать кем-то другим и исполнить свою мечту. Тойода занялся ткацкими станками, погрузившись надолго в эту отрасль, начиная с 1890 года.

У Сакиши не было профессионального образования, он всему обучался на практике. В 1894 году у начинающего изобретателя появился сын Кииширо. Именно он через 20 лет поможет отцу создать автоматический ткацкий станок. То устройство ляжет в основу появления новой компании семьи Тойда - Toyoda Automatic Loom Works. Так появилась знаменитая компания.

А в 1930 году Сакиши Тойода скончался, и семейный бизнес возглавил его сын Кииширо. Говорят, что на самом деле Сакиши всегда мечтал заниматься автомобилями. Легенды гласят, что его последней просьбой сыну было переключиться именно на это направление. Как бы то ни было, но Кииширо продал патент на семейное достояние - автоматизированный ткацкий станок. Новыми хозяевами изобретения стали англичане из Platt Brothers & Со. Ltd., а Тойода получил 100 тысяч фунтов.

Эти средства были вложены им в новое подразделение компании, которое создавало собственный автомобиль. Стоит отметить, что производство велось все же с нуля. Компания начала с того, что стала попросту копировать удачные американские модели. И такой подход, в общем-то, типичный для японской промышленной культуры. Местные инженеры предпочитают копировать нечто хорошее, пока не появится совершенство. И только потому уже можно приступать к самостоятельной разработке.

Однако даже просто копировать было не так-то и просто. Долго инженеры не могли выполнить полный комплекс работ. Только в 1936 году компания Toyoda Automatic Loom Works представила машину Toyoda AA, она, естественно, практически полностью копировала американскую Chrysler Airflow. Обрадовавшись успехам, компания представила собственный логотип, а вскоре и грузовик. Он сразу же стал экспортироваться в Северный Китай.

Уже на первоначальном этапе производства компания стала придерживаться некоторых инновационных подходов. Будучи еще ткацкой фирмой, Тойода придерживалась принципа, что из-за проблем у одного работника производство не должно останавливаться. В итоге готовая продукция имела минимальные шансы получить брак. Такая же тактика была применена и при выпуске японцами автомобилей.

В 1937 году Кииширо Тойода, видя успехи своего автомобильного направления, решил выделить его в отдельное предприятие. Оно получило название Toyota Motor Company. Очевидно, что в названии буква «d» оказалась замененной на «t». И на этот счет есть своя легенда. Оказывается, при написании слова Toyoda иероглиф «d» выводить довольно тяжело. Надо делать целых девять взмахов кисточкой, а ведь это число для Японии традиционно несчастливое. Кииширо проявил суеверие, решив, что не стоит иметь дело с чем-то, что может плохо повлиять на продажи. Так вместо иероглифа «d» появился «t», который требовал восемь взмахов кистью. А ведь для Японии это уже счастливое число!

Для европейца такие внимание к деталям написания букв может показаться смешным, но мы просто обладаем другими культурными традициями. Нам вообще сложно понять, почему сотрудники Тойота так любят петь гимн своей компании и вообще работают на компании всею свою жизнь. Так и родилась компания Тойота, выпускающая автомобили. Ей быстро повело - правительство сделало заказ на три тысячи грузовиков. Компания за счет этого получила средства для дальнейших исследований. Ведь японцы понимали, что на одном копировании далеко не уедешь и рано или поздно придется выпускать уже оригинальный продукт.

А в 1938 году в городе Коромо открылся первый завод компании Тойота, целиком ориентированный на создание машин. А средства на его строительство дало как раз правительство тем самым свои крупным заказом. Сегодня города Коромо уже не существует - в честь компании он носит имя Тойота. В годы Второй мировой войны компания выпускала военные грузовики для императорской армии, при этом в силу дефицита конструкция была упрощенной, например, с одной фарой. Считается, что одним из факторов быстрого поражения Японии стала бомбардировка союзников города Аити, когда были уничтожены заводы Тойота.

В 1947 году компания, оправившись, стала выпускать коммерческие пассажирские модели SA. Тогда была заложена стратегия компании на долгие годы. Она основывалась на выкупе компаний и основании дочерних фирм, которые могли бы обеспечить выпуск комплектующих для автомобилей на протяжении всего производственного цикла. Так фирма обезопасила себя от проблем с поставками запчастей. В то же время в компании стала культивироваться система поставок «точно в срок».

Благодаря ей детали приходили на склад как раз к началу производства автомобиля. Это позволяло избежать огромных залежей ненужных пока еще комплектующих. Но по-настоящему качественные машины стали появляться только лишь в начале 1950-х, с полным переход на создание более или менее собственных автомобилей. В тот момент рождается еще одна отдельная компания, Toyota Motor Sales Co., Ltd. Ее цель - сбыт готовой продукции.

В 1950-1960-е на заводах японской компании осуществляется значительная модернизация. Тогда в компанию и внедряются принципы «кайдзен». Само слово это составное, включает две части, обозначающие «перемену» и «мудрость». Принципы кайдзен можно считать своеобразной философией, рассчитанной на постепенные улучшения. Для достижения совершенства надо просто меняться к лучшему пусть и неспешно, медленно, но каждую минуту. Принципы постоянного совершенствования к началу 1960-х вовсю уже применялись на заводах Тойоты.

А в 1951 году в компании появилась еще одна управленческая инновация - система предложения идей. Любой сотрудник фирмы мог внести свои предложения по улучшению любого процесса, происходящего в компании. Сегодня такие вещи кажутся нормальной для любой крупной фирмы, но полвека назад это было в диковинку. Уже позже этот удачный подход был скопирован западными компаниями.

А в 1957 году открылся филиал японской компании, Toyota Motor Sales USA., в самой Америке. Начались поставки автомобилей из Страны Восходящего солнца в США. Правда, первый опыт оказался неудачным. В «автомобильной Мекке» было нелегко заявить о себе, что и повлекло за собой плохие продажи японских машин. Да и американским условиям они плохо отвечали. Первый экспортный вариант компании, Toyota Crown, никак не вязался у жителей Штатов с образом хорошего автомобиля. Вскоре компания запустила шестилетнюю программу реформ, которая позволила улучшить качество новых моделей.

А рывок в плане экспорта у Тойота пришелся на 1973 год с наступлением в мире нефтяного кризиса. Национальные экономики отдельные предприятия терпели убытки, а для японской компании такая ситуация только пошла на пользу. В моду вошли экономичные автомобили, которые Тойота тут же и разрекламировала в США. В 1982 году вместе с General Motors японцы построили свой первый завод на территории Америки. И работать это предприятие будет не менее эффективно, чего японские отделения. А в конце 80-х в США родилась новая марка Lexus.

Этот бренд роскошных автомобилей создала Тойота, с его помощью удалось потеснить на рынке таких классиков, как Mercedes и Cadillac. В настоящее время Тойота является самым крупным в мире производителем машин, она по прежнему верна принципу кайдзен, продолжая совершенствоваться. Компания смогла впервые за 76 лет сместить с трона лидера американцев из General Motors. Но Тойота открывает для себя новые горизонты, намереваясь, в частности заявить о себе в мире робототехники.

Недавно бывший руководитель компании заявил, что в ближайшие десять лет именно создание роботов может стать основным направлением для компании. Главная разработка Тойота - роботы-партнеры. Создать их удалось в тесном сотрудничестве с Технологическим университетом Токио и другими компаниями. Первоначально планировалось создать таких роботов, которые помогали бы человеку при производстве автомобилей. Разработка учитывала наличие таких качеств, как ловкость, физика, интеллект и гибкость. Один из партнеров «Тойота» не так давно показал на своей презентации, как умеет играть на скрипке.

Этот робот - самый знаменитый концепт, чья полезность сомнительна. Пока еще компании не удалось создать такого робота, который смог бы заменить на производстве человека. Внимание японской компании на робототехнику заставляет обратить еще и резкие падение рождаемости в стране. В перспективе может оказаться, что в Японии попросту не будет хватать квалифицированных сотрудников и некому будет ухаживать за стариками. Так что в этой связи разработка роботов-партнеров дело перспективное.

Сегодня на Тойота работает более 320 тысяч человек, оборот компании составляет более 200 миллиардов долларов, а чистая прибыль более 2 миллиардов. Японский гигант занимает восьмое место в списке Fortune Global 500 - крупнейших мировых компаний. Такому успеху компания обязана деловым принципам, заложенным в нее еще основателями и японским национальным чертам - трудолюбие, упорству, стремлению учиться.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.