Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Толкин

Джон Рональд Руэл Толккин (англ. John Ronald Reuel Tolkien 3 января 1892 года, Блумфонтейн, Оранжевая Республика - 2 сентября 1973 года Борнмут, Англия) - английский писатель, поэт, филолог, профессор Оксфордского университета. Наиболее известен как автор классических произведений «высокого фэнтези»: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион».

Вот уже несколько поколений читателей восторгаются творчеством Толкина. Этот английский писатель создал своими произведениями целый мир. Все начиналось с полудетской сказки «Хоббит», которую продолжила мощная трилогия «Властелин колец». И эти произведения стали безумно популярными, книги Толкина вообще называют лучшими в прошлом столетии.

Миллионы читателей погружались в мир фэнтези, богатый приключениями. Толкин не просто описал этот мир, но и придумал для него культуру и язык. Для этого ему пришлось перечитать многочисленные книги по древней мифологии, изучить основу языков. Именно так и рождалось вдохновение писателя. Не стоит считать, что весь мир Средиземья появился лишь на основе древних мифов, сам писатель немало сделал для его формирования.

Сегодня творчество Толкина лежит в основе многих научных работ, по его книгам снимают зрелищные фильмы, они стали фундаментом целой субкультуры, а вот о сам писателе известно не так много. Да и в личной жизни автор оставался скрытным и порой даже загадочным человеком. Теперь мы знаем, что он был куда умнее и многограннее, чем его считали современники. Некоторые интересные факты о жизни Толкина мы и поведаем.

Правильное имя. До сих пор ведутся споры о том, как же правильно произносить имя писателя - Толкин или Толкиен? Верным является первый вариант. Прежде всего потому, что фамилия англичанина происходит от немецкого слова «Toll-kühn», которое дословно обозначает «отчаянно храбрый». Да и сам писатель произносил свое имя без буквы «е» в середине. Надо сказать, что и Джоном никто и никогда Толкина и не называл, родные и друзья величали его Рональдом, а школьные товарищи упоминали о нем, как о Джоне Рональде.

Влияние Первой Мировой войны. Часто говорят, что эпические истории Средиземья были навеяны автору событиями Второй мировой войны. Однако это обычное заблуждение. История сложилась в голове Толкина задолго до тех событий и была вызвана другим военным катаклизмом. Молодой англичанин побывал в окопах Первой мировой войны, как и многие его ровесники. В звании младшего лейтенанта офицер связи Толкин служил в полку Ланкаширских стрелков и на личном опыте понял, что такое война. В те годы общество было занято поиском наилучших способов убийства максимального числа людей за короткий промежуток времени. Молодой Толкин на себе почувствовал все ужасы бомбардировок и новых видов вооружений, которые были направлены на его уничтожение. Он принял участие в переломной битве на Сомме, которая стоила жизни миллиону солдат. На какое-то время Толкина приковал к постели сыпной тиф, дав ему немало времени на размышления об ужасах войны. Тогда-то в его голове и появились первые образы фантастического мира. Сам Толкин сперва отрицал, что его произведения появились, благодаря Первой мировой войне, но позже вынужден был признать это. Так что нет ничего удивительного в том, что Средиземье порой кажется слишком уж мрачным, но ведь в нем всегда оставалось место для надежды. Такой дух эпоса обусловлен тем, что вернувшийся с войны Толкин обнаружил большинство своих друзей погибшими на войне.

Наследие Толкина в кино. Некоторые фанаты творчества Толкина полагают, что в скором будущем на больших экранах появятся картины по мотивам и других произведений автора. Вот только случится это едва ли. Сам автор продал права на экранизацию всего двух своих произведений, в настоящее время наследие принадлежит его сыну Кристоферу. Ему же не особенно нравится то, что сделали кинематографисты с произведениями отца. В свое время кинокомпании попытались уклониться от выплаты процента от прибыли с проката, аргументируя убыточностью проекта из-за больших затрат. К тому же тут есть еще более важные моменты, чем просто деньги. Сам Кристофер считает недопустимой такую коммерциализацию творчества его отца. Глубокие и умные книги с помощью кино превратились в ширпотреб. Так что не стоит ожидать в ближайшем будущем новых фильмов на основе романов Толкина.

Толкин и расизм. Творения автора часто подвергались критике за их «евроцентричность». Дело в том, что практически все участники описываемых событий в Средиземье обладали белым цветом кожи. Единственные, кто выбивался из общего ряда - орки, воплощение абсолютного зла. В результате многие белые расисты даже опирались на произведения Толкина, утверждая о превосходстве своего цвета кожи. Вот только сам автор прямо никак в расизме уличен не был. Да и понятия «черное» и «белое», «добро» и «зло» давно присутствуют во всех сказочных произведениях. Другое обвинение Толкину выдвинули на почве культурного евроцентризма. Не секрет, что произведения писателя были созданы на основе европейских мифов. Интересный случай произошел, при подготовке книги для публикации в фашистской Германии. Для разрешения печати Толкину потребовалось доказать чистоту своей крови, что его немало смутило. Англичанин отправил издателю множество писем, которые требовалось передать немцам. Толкин заявил, что не желает придавать своему роману оттенки расизма и примешивать политику. К тому же у ученого профессора было немало друзей-евреев. Таким образом понятно, что заподозрить автора в расизме в какой-либо форме просто невозможно.

Адаптация работ Толкина музыкантами группы «Битлз». Популярность серии фильмов «Властелин колец» и «Хоббит» можно объяснить максимальной приближенностью к оригинальному тексту. Это сделало кино очень качественным и привело к успеху. Однако только лишь в авторстве Толкина кроется секрет? Известно, что это была не первая попытка снять «Хоббита», но предыдущий опыт (в том числе советский) оказался неудачным. Незадолго до конца жизни писатель продал права на экранизацию своих самых знаменитых произведений за смешную по нынешним временам сумму в 250 тысяч долларов (по другим данным - 16 тысяч). С тех пор не было отбоя от желающих снять фильм по мотивам произведений Толкина. А первую попытку, о чем мало кто знает, предприняли музыканты из «Битлз». Эта группа хотела сняться в главных ролях, видя режиссером самого Стэнли Кубрика. Он, как и музыканты, был несомненным гением, но их совместное творчество могло обернуться настоящим кошмаром. К счастью для фанатов, проект так и не состоялся. В Голливуде решили отказаться от съемок фильма по книгам, которые и так все уже знают. Есть версия, что сам писатель отменил съемки, так как ему не нравилась группа «Битлз». Но такая версия кажется маловероятной, ведь права на экранизацию были уже давно проданы.

Толкин-филолог. Мы знаем Толкина, как успешного писателя. Именно своей литературной деятельностью он и заслужил славу. Однако самого Толкина всегда больше интересовали вопросы языка, а не создания эпоса в жанре фэнтези. Филология была главным увлечением в жизни ученого и его важнейшей частью жизни. А любовь к языкам у Толкина зародилась еще в юношестве. Его родным языком был английский, но мать постаралась обучить еще и латыни, немецкому и французскому. Постепенно Толкин заинтересовался древнескандинавским и финским языком. Будучи профессиональным филологом, он понимал, что язык - не просто инструмент общения, а важнейшая часть культуры. И Толкин так любил языки, что даже решил создать свои собственные в выдуманном им мире. Говорят, что профессор придумал два языка: мордорский и эльфийский. На самом деле Толкин создал намного больше языков - для одного только эльфийского он разработал грамматику 15 диалектов, а ведь были еще языки гномов, энтов и многих других народов Средиземья.

Толкин и католицизм. У Толкина было своеобразное отношение к католицизму. Его мать, внезапно став вдовой с двумя детьми на руках, вдруг решила стать католичкой. А ведь вокруг все были англиканами. В результате от Мейбл Толкин отвернулись многие ее родственники, но она сохранила свою веру, передав любовь к ней и своим мальчикам. И Джон Рональд даже смог сделать католичкой и свою жену, бывшую изначально протестанткой. В отличие от своего приятеля Льюиса Толкин сторонился привнесения религиозной тематики и символов в свои произведения. Тем не менее в жизни писатель был очень религиозным, набожным католиком. Всю свою жизнь он провел, как явный традиционалист. И когда Римская церковь собрала совет Второго Ватиканского собора и утвердила несколько серьезных изменений, то это не понравилось Толкину. И хотя многие церкви стали проводить мессы не на латыни, а на английском, сам ученый до последнего сопротивлялся этому, молясь на латыни. Будучи крайне набожным, Толкин все равно делал то, что казалось ему правильным.

Необычное воспитание. Мать Толкина умерла, когда ему было всего 12 лет. Вместе с Джоном его брат Хилари также остался сиротой. Будущий писатель отстранился от своей остальной семьи, виной всему стала религия. Дело в том, что родственники его были протестантами, а мать в свое время сменила религию и стала католичкой. Именно поэтому она в своем завещании попросила оставить детей на попечение не родным, а католическому священнику Фрэнсис Моргану. Несколько лет после смерти матери Джон Рональд прожил у своей тетки, а потом переехал жить в семью Фолкнерс. И хотя рос Толкин среди родных и близких, его законным наставником все же оставался отец Морган. Именно он и привели молодому человеку любовь к филологии. А в 16 лет Джон Рональд влюбился в 19-летнюю Эдит Бретт, протестантку к тому же. Но свое веское слово сказал отец Морган, который заставил Толкина дать обещание не разговаривать с любимой до достижения им 21-летнего возраста. И хотя за это время девушка пережила помолвку с другим, Джон Рональд все же не только выполнил свое обещание, но и смог вернуть любимую. Благодаря стараниям наставника молодой парень смог избавиться от разгильдяйства и поступил в колледж при университете Оксфорда. Толкин предпринял все усилия, чтобы такую же должность получил и его приятель Льюис. Однако эта попытка успехом не увенчалась. Вместе с другом Толкин часто обсуждал литературу и теологию, они были так близки, что Льюис неплохо узнал семью приятеля. Льюис даже делился с ними той едой, которую в изобилии получал от своих поклонников. Вот только в отношениях друзей была серьезная проблема - Толкин ненавидел аллегорию. А Льюис мало того, что любил ее христианскую форму, так еще и повсеместно использовал. Мало того, что аллегория сама по себе отвлекала читателя от основного действия, так еще по мнению Толкина его друг попросту не имел права примешивать сюда религию. Джон считал, что в иерархичном религиозном обществе послания такого рода могут передаваться только лишь лицами в церковном сане. И хотя дружба между писателями так и сохранилась, это принципиальное разногласие постоянно ее охлаждало.

Том Бомбадил. Нет во вселенной «Властелина колец» более загадочного персонажа, чем Том Бомбадил. Многие читатели отмечают, что этот персонаж абсолютно не вписывается в этот мир, как будто он является пришельцем из какого-то другого. Да и Питер Джексон почувствовал это, отказавшись от инородного персонажа в своих кинофильмах. Но тут же нашлись фанаты, которые не оценили такой шаг. Ведь для них Бомбадил был пусть хоть и странным, но любимым героем трилогии. А причина такой чуждости кроется в том, что первоначально этот персонаж был создан вовсе не для Средиземья. Толкин написал немало детских сказок, чьим героем и был как раз Том Бомбадил. Этот персонаж родился задолго до написания «Властелина колец» и первоначально вообще не рассматривался в качестве героя эпичного фэнтези. И Толкин настолько полюбил Бомбадила, что хотел даже создать о нем целую книгу, но в итоге написал «Хоббита». Такая любовь писателя к этому персонажу обусловлена тем, что он значил что-то важное для самого Толкина. Сам он в молодости на себе узнал все ужасы войны и видел, как промышленный мир навсегда меняет все вокруг. Том Бомбадил олицетворял желание Толкина сохранить девственную сельскую местность от урбанизации, жить в гармонии с окружающим миром. Но писатель понимал, что в создаваемом им мире требуются персонажи, стремящие к войне больше, чем Том. Но именно эти герои и смогут остановить возвращение Саурона. Но Бомбадила в книге Толкин оставил, так как хотел подчеркнуть, что важны не только идеалы борьбы добра со злом, но и другие.

Толкин и машины. В годы жизни Толкина автомобили еще не стали обычным средством передвижения, они были диковинкой для обычных людей. Но сам писатель с радостью встретил появление нового вида транспорта. И у него был даже свой личный автомобиль, на котором он даже попал в аварию со своей семьей. Тогда его машина пробила два передних колеса и врезалась в стену. Толкин был явно не самым лучшим водителем, по его же собственным рассказам он являлся угрозой для других машин на дорогах. Хорошо, что Толкин вовремя понял это, завязал с этим увлечением и переключился на защиту окружающей среды.

Хоббит - не детская книга. Книга «Хоббит» рассматривается, как предыстория «Властелина колец». И почему то все рассматривают эту небольшую повесть, как детскую. Но сам Толкин в своем письме прямо поведал, что детьми не интересуется, как и сочинительством для них. Его произведения ни прямо, ни косвенно не адресуются маленьким читателям. А читается «Хоббит» так легко в том числе и потому, что у самого автора были дети и он часто придумывал для них сказки. Надо сказать, что Толкин вообще не верил, что можно творить для определенной целевой аудитории, в особенности для детей. Эту категорию читателей он воспринимал всерьез, пускай и не они были его главными почитателями.

Главный герой «Властелина колец». Для большинства из нас главным героем «Властелина колец» является бесстрашный хоббит Фродо. Но сам Толкин считал таковым не столь яркого персонажа, Сэма Гэмджи. Автор писал, что простая, «деревенская» любовь героя к своей Розе является важным элементом, требующим изучения. В Сэме сталкиваются бытовые мотивы (еда, сон, работа) и желание приключений, жертвенность, поиски красоты и тоска по эльфам. Неслучайно Толкин прямо говорил, что для понимания сути книги надо посмотреть, как Сэм любит свою супругу.

Шир - родной край. Страна Хоббитшир неслучайно с такой любовью описана Толкином. Ведь он списывал хоббитов частично и с себя. Сам он признавался, что фактически и является представителем этого народа, за исключением, конечно же, роста. Толкин любил деревья и сады, ему чужда была механизация ферм. Писатель любил курить трубку и предпочитал простую незамороженную пищу. Высокая французская кухня была ему чужда, а в унылые осенние дни Толкин обожал носить жилеты с вышитыми орнаментами. Он любил собирать грибы, а его чувство юмора было простым и понятным. Некоторым критикам оно казалось даже утомительным. Толкин поздно ложился спать и поздно вставал, а путешествовал крайне редко.

Переплетение фантастического мира с реальностью. В сборнике мифов «Сильмариллион» есть рассказ о любви смертного мужчины Берена к бессмертной эльфийке Лутиэн Тинувиэль. Ради того, чтобы быть с любимым, она отказалась от возможности жить вечно. Толкин написал через два месяца после смерти своей жены Эдит, что встретил Лутиэн Тинувиэль в собственной жизни. У нее были темные волосы, прекрасный голос и светящиеся глаза. Но она умерла раньше Берена, оставив его будто бы с одной рукой. Писатель всего на два года пережил свою любимую, они похоронены под одной надгробной плитой. И на ней, под их именами, начертаны также «Берен» и «Лутиэн». А в 1944 году сын Толкина, Кристофер, находясь в армейском лагере, переживал не лучшие времена. Тогда отец написал ему ободряющее письмо. Он посоветовал сыну воспринимать реальность так, как будто тот хоббит, оказавшийся в лагере Урукхаев. Кристоферу надо сохранять хоббитство в своем сердце, а все происходящее вокруг воспринимать, как часть великолепного рассказа, главным героем которого он оказался.