Starbucks.

Этот бренд принадлежит самой большой в мире сети кофеен. Заведения Говарда Шульца стали для многих американцев своеобразной буферной зоной между домой и работой. За последние пару десятков лет сеть кофеен Starbucks стала своеобразным американским символом, не уступая по популярности McDonald’s.

К тому же компания начала смелую зарубежную экспансию. Правда, тут оказалось не все так гладко, как в родной Америке. Например, в Австрии удалось открыть только несколько заведений, после чего стало ясно о бесперспективности американских кофеен в этой стране. А началась история бренда еще в 1971 году в Сиэтле.

Основали компанию Starbucks три фаната кофейного напитка, люди творческих профессий. Зев Зигал преподавал историю, Джерри Болдуин - английский язык, а Гордон Боукер был писателем. Поклонники кофе открыли свое заведение для таких же, как и они, любителей ароматного напитка. Открылось оно в 1971 году в Сиэтле на Pike Place Market. Там располагался небольшой магазинчик, продающий кофейные зерна и оборудования для приготовления самого напитка.

Первый год работы главным поставщиком в Starbucks был Альфред Питу, хороший знакомый основателям. Только вот вскоре выяснилось, что такое сотрудничество было не особенно выгодным. Именно поэтому руководители компании решили выйти напрямую на поставщиков кофе, чтобы так минимизировать свои издержки.

Само же название компании произошло от фамилии одного из героев романа Мелвилла «Моби Дик». В нашем переводе его звали Старбек. Первый логотип компании изображал сирену с обнаженной грудью. Эта была коричневая эмблема, под цвет напитка. Сирена же символизировала тот факт, что кофе в заведение завозят из экзотических далеких стран.

Тот логотип был довольно спорным, многих смущала обнаженная женская грудь. Со временем эту часть тела закрыли волосами, а логотип еще и обрезали. Также цвет поменялся на зеленый, хотя поговаривают о возврате к историческому оттенку. А оригинальный логотип заведения сохранился лишь в одном месте - той самой первой кофейне Starbucks в Сиэтле.

Подобно истории McDonald’s успех пришел к компании не благодаря ее основателям, а человеку со стороны. Он со временем стал владельцем компании. А пришел в Starbucks Говард Шульц в 1982 году. Этот человек понадобился основателем для развития бизнеса, ведь люди творческих профессий попросту не знали, как бороться с нахлынувшими на них проблемами. Интересно, что основатели не особенно хотели развиваться и в 1982 году кофейни работали только в Сиэтле.

Изменил ситуацию коренным образом Говард Шульц, который побывал в Милане. Там он пристально наблюдал за работой итальянских кофеен. Однако основатели скептически отнеслись к идее продавать готовый кофе в чашках. По мнению хозяев с таким подходом заведение потеряет всю свою суть, изюминку. Традиционалисты по своей сути, основатели полагали, что кофе должен готовиться по-домашнему.

Но Шульц был настолько уверен в своей идее, что ушел из Starbucks и основал собственную кофейню, iI Gionale. Она открылась в 1985 году. Заведение стало настолько успешным, что через пару лет Шульц смог выкупить Starbucks у основателей за 4 миллиона долларов, переименовав свое детище. Интересно, что советчиком для Говарда в этой стратегии выступил сам Билл Гейтс. Основатели Microsoft являлся одним из первых инвесторов Starbucks. Три поклонника кофе из Сиэтла ушли из своего бизнеса за щедрое вознаграждение, а деятельный Шульц смог делать все то, что и планировал.

Тут же открылось первое заведение за границами Сиэтла. Кофейни вскоре появились в Ванкувере, Чикаго и Британской Колумбии. Когда через 7 лет Sturbucks выйдет на рынок ценных бумаг, она будет насчитывать уже 165 кофеен. Еще через три года появилось первое заведение за границами страны - в Токио. Интересно, что только около 30% всех кофеен принадлежат самой компании, остальные сотрудничают по договору франчайзинга. Так кем же был Говард Шульц, сумевший вознести заурядную компанию так высоко?

Родился он в небогатой семье. Правда, в бедности Шульц не рос - родители много работали, но и излишеств вокруг не было. В самом начале сотрудничество со Sturbucks бизнесмен мечтал, чтобы его кофейни работали во всех штатах страны, буквально на каждом углу. Шульц понимал, что мало просто продавать качественный кофе, надо еще и создать особую атмосферу в заведении.

Он мечтал, чтобы это было место, где человек останавливался по пути с работы домой и обратно. И мечту свою Шульц сумел воплотить. При этом большинство его коллег отмечают умение бизнесмена быстро реагировать на сложившиеся обстоятельства. Шульц всегда следит, какие тенденции преобладают, он пытается заранее понять, что потребуется завтра его покупателю.

Одной из главных заслуг нового хозяина, что и во многом поспособствовало успеху компании, стала внедрение в нее стандартизации. Сегодня в любой кофейне есть одинаковый ассортимент основных товаров. В итоге в какой бы стране поклонник Sturbucks не оказался, он всегда может быть уверенным, что сможет найти тут свой любимый сорт кофе. Естественно, Sturbucks предлагает и специальные продукты, с учетом местных особенностей. Такой же тактики придерживается и McDonald’s.

Сегодня в ассортименте кофеен Starbucks горячий шоколад, экспрессо, разные сиропы, фраппучино, сезонные виды чая и кофе. Можно заказать к горячему напитку еще и бутерброд или пирожное. Но Starbucks отличается от конкурентов, что тут акцент делается именно на кофе. Именно за ним сюда приходят люди, а не просто перекусить, проходя мимо. В Starbucks сложился самый настоящий культ потребления кофе.

Кому-то нравится сама атмосфера заведения, а кто-то покупает стаканчик горячего живительного напитка и пьет его по пути на работу. Пластиковая тара позволяет делать это с удобством. Та самая атмосфера в кофейнях стала частью введенной Шульцом стандартизации. Хотя во всех заведениях основные элементы похожи друг на друга, но все равно каждая кофейня обладает чем-то своим уникальным, какой-то особенностью. И это - важная заслуга Говарда Шульца и команды его дизайнеров.

Последние десятилетия Starbucks активно действует на международных рынках, скупая небольшие местные сети кофеен и включая их в свой бренд. Компания расширялась настолько быстро, что даже в своем мультсериале Симпсоны пошутили о начале захвата страны со стороны Starbucks. Но всему есть предел, Говард Шульц даже заявил, что в целях оптимизации компания собирается закрыть 600 кофеен в Америке. А причина проблем Starbucks - все тот же экономический кризис.

Стоит учитывать, кто кофе в заведении все же недешев. Да и внутренние проблемы проявились некстати. Говард Шульц даже заявил, что намеревается вернуться к непосредственному управлению, чтобы снова разгрести ворох проблем, которыми обросла Starbucks. Можно не сомневаться, что у него это получится, ведь бренд является одним из любимых у американцев, а такое доверие никому не хочется терять.

Говорят, что Starbucks стал настоящим местом паломничества. Тут пьют кофе разные люди, представляющие всевозможные сословия. Бизнесмены перехватывают экспрессо на ходу, а влюбленные растягивают удовольствие за столиками, не самыми, к слову, лучшими. Кофейни Starbucks - излюбленное место для фрилансеров, тут пишут свои посты блоггеры, а подкастеры занимаются редактированием звуковых файлов. Сюда тянутся люди с гаджетами и ноутбуками, ведь кофейни предоставляют доступ в Интернет через Wi-Fi. Правда ведь, удобно перечитать почту за кружкой кофе?

Также в кафе постоянно играет музыка. И есть специальный сервер, который позволяет одновременно проигрывать одни и те же композиции по всей сети заведений. Посетитель в Нью-Йорке слышит то же самое, что и клиент в Сиэтле. Интересно, что Говард Шульц даже смог на этой почве заключить соглашение с таким гигантом американского бизнеса, как компания Apple. Теперь каждый клиент кофейни с iPhone, iPad или iPod может тут же в Starbucks приобрести проигрываемую мелодию через iTunes Store.

Интересно, что в последнее время в заведениях Starbucks стало продаваться множество сторонних товаров. Руководство почему-то решило, что заведения могут стать чем-то большим, чем просто кофейня. Но этот опыт оказался неудачным, не так давно компания отказалась от возможности продавать компакт-диски. Каждая кофейня в среднем каждый день продавала всего одну единицу такого товара. Естественно, Apple только рада такому исходу.

В больших сетях общепита работает зачастую молодежь. Но если в McDonald’s этот опыт не назовешь приятным, то в Starbucks быть сотрудником даже престижно. Кто не хотел бы стать баристой? И пускай эта работа сложная и отнимает много сил, зато это дает возможность почувствовать всю атмосферу сети легендарных кофеен.

В марте 2008 года Starbucks запустила интересный интернет-проект, сайт идей. Любой человек, клиент ли кофеен или нет, может посоветовать хозяевам, как можно улучшить их заведения. Организаторы обещают, что рассмотрят все идеи, а самые лучшие и реализуют. Даже сами посетители сайта могут проголосовать за ту или иную идею, продвигая таким образом самые лучшие.

В настоящее время положение Starbucks явно не самое лучшее. Но компания прилагает все усилия для выхода из кризиса, что мгновенно не получится. Сегодня оборот компании начал снова расти, составляя 13 миллиардов долларов, при этом на компанию работает 149 тысяч человек. А работают 20 тысяч заведений Starbucks в 60 странах мира.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.