Социальные иллюзии.

Социальные иллюзии представляют собой комплекс, целую систему не всегда адекватных представлений человека внутри общества и общества как единицы, о себе, о своих гражданах (если речь идёт об обществе), и взаимоотношениях - общества с каждым человеком, и человека с обществом. Помимо этого, социальные иллюзии, это общественное, формируемое под внешними воздействиями (обстановкой в мире, социальными неравенствами и пр.) восприятие человеком в частности и обществом в целом, мнения о субъектах иных обществ и культур.

Чаще всего, мнения, основанного на фантастических (ареальных, ошибочных) представлениях и верованиях, к чему часто примешиваются завышенные или заниженные оценки собственного статуса человека, или общества и их роли в истории человечества вообще. Ярким примером социальной иллюзии может служить "призрак коммунизма", бродивший много лет по Европе, причём исключительно в сознании людей, поддерживавших эту политическую направленность. Европа при этом, оставалась в реальности свободной от "призрака".

Основу иллюзорного представления составляет неполная (вырванная из контекста), искажённая (сознательно или подспудно) информация, смешанные с вымыслами и фальсификациями сведения об исторических событиях, фактах, о действительном положении вещей в странах, и их социально-экономическом и политическом состоянии, тенденциях развития ("загнивающий" Запад долго оставался социальной иллюзией советских людей).

Учёные и практикующие психологи считают социальные иллюзии одним из самых мощных факторов социальной мобилизации общества, инструментом фиктивной настроенности населения. Объяснение этому они находят в силе простоты создаваемых образов, возможности насыщения их символами и метафорами, что всегда очень впечатляло большую часть людей (в обратной зависимости от уровня образования и интеллекта). Отличие рациональных и чётких построений реальных аргументов, экспертных оценок, от создания социальных иллюзий заключается именно в лёгкости восприятия обществом более доступных и усваиваемых аллегорий, насаживаемых при помощи СМИ и агитаторов.

Массовое сознание с большим ажиотажем воспринимает иллюзорные символы, чем собственные попытки анализа реальной действительности, поэтому их всё чаще и чаще применяют для "формирования" общественного сознания и мотивации направленности массового сознания, легко и просто подменяя реальность социальными иллюзиями.

Формировать иллюзии легко, достаточно только воплотить конфигурации и образы коллективного подспудного и бессознательного (мифологические сюжеты, библейские истины архетипы, призрачные символы) воображения в конкретные реальные исторические события. Их во всём мире, в различные исторические периоды создаёт господствующая идеология. После чего при помощи пропаганды все эти символы начинают тиражировать и транслировать в средствах массовой коммуникации.

И продолжают использовать для недоброкачественных манипуляций общественным мнением, применять в целях и интересах конкретной социальной элиты, стоящей в данный момент у власти, либо сил, которые в данный конкретный временной отрезок добиваются господствующего положения и тотального контроля над общественным сознанием.

Результатом подобного манипулирования общественным сознанием, является ситуация, при которой реальное восприятие действительности становится невозможным. К этому приводит ряд закономерностей, вытекающих из манипуляций, к числу наиболее значимых из них психологи относят элементы некритического восприятия обществом навязываемых социальных иллюзий, осознанного (и подсознательного) игнорирования закономерностей развития исторических явлений и недостаточное внимание со стороны каждого персоналия к реальным проблемам социальной теории и аналитических выкладок.

К дополнительным аргументам вреда социальной иллюзии можно отнести политический контроль и идеологическую цензуру в СМИ, недостаточную компетентность социальной экспертизы, искусственную замкнутость и ограниченность, созданную для внешней и внутренней социальной коммуникации. Все эти параметры манипулирования попадают в прямую зависимость от политических мифов, религий, национальных идеологий, и, в конце концов, создают угрозу социально-экономическому благополучию любой страны.

Социальный иллюзорный взгляд на жизнь, тем более широко распространённый в массах далеко не безобиден, в отличие от забавных оптических картинок. Возникает общественный коллапс сознания, так как социальные иллюзии, тем более искусственно насаждённые, приводят к душевному разочарованию и опустошению, апология мнений подменяется неистовой критикой, а истинная и чистая вера уступает место унылому, а подчас и злобному скептицизму.

Как только человек в частности и общество в целом начинают осознавать иллюзорность и недостижимость в реальности прежде таких понятных целей, всю утопию и противоречивость реальности, оторванность понятий от действительности, происходит смена общественного климата. И, как следствие, наблюдается либо массовый алкоголизм, либо фанатичный уход в религию. В любом случае, на смену социальным иллюзиям всегда приходит отрезвление, переоценка ценностей, и поиск нового идеала - то есть социальные иллюзии в обществе - явление постоянное, напоминающее спиральный круговорот.

Природные причины социальных иллюзий в отношении отдельного человека носят биологический, психологический и непосредственно социальный характер. Но, это подразделение является практически единственным фактором, в котором сходятся учёные психологи всего мира, работающие в этой области. Настоящий механизм возникновения социальных иллюзий в обществе, так же как и факторы, оказывающие влияние на их развитие, психологами малоизучены, и учёные имеют на этот счёт множество теорий.

Большинство теорий лежит в сфере психологии, однако часть из них захватывает философские постулаты и экономические элементы. Занимаясь изучением социальных иллюзий нельзя обойти вниманием такие факторы, как возрастные и гендерные особенности характера человека, личностные особенности и уровень знаний степень воспитания и образования. Немалую роль в восприятии социального мира играют аттитюды (устойчивые тенденции к конкретной форме поведения в определённой ситуации), социальные установки ценностные ориентации, приобретённые в семье, парадоксы генетического влияния.

Основными факторами психологи считают аттитюды, личностные парадоксальности, социальные установки и человеческие потребности в ценностных ориентациях личностной направленности. Конечно, нельзя отрицать и большое влияние при создании социальных иллюзий стереотипов, слухов, эмоционального состояния каждого человека и общего экономического положения в стране. Эти понятия очень близки, так как вне зависимости от их исходного ориентирования, они опосредованно объясняют прямую связь между личностью, средой проживания и социального иллюзорного восприятия действительности.

Социум и особенности внутреннего мира человека, его воспитание, неразрывно связаны и переплетаются в течение не только жизни человека, но и определённого политически-экономического отрезка времени. Поэтому социологи, политологи и психологи уверенно определяют влияние общественного положения, социума, парадоксальности взглядов на возникновение и развитие социальных иллюзий.

Многие учёные всего мира описывают случаи массовых истерических явлений, связывая их появление с особым вариантом проявления социальных иллюзий. Известны случаи массовых истерик, возникающих как в отдельных селениях и городах, так и в странах. В основе массовой истерии лежит конкретная социальная иллюзия, вызванная в каждом случае определёнными реальными явлениями, воспринятыми обществом ошибочно, и неожиданно трактуемая большим количеством людей, одинаково. Точного определения механизма этого явления тоже не существует, хотя оно явно находится на стыке психологии, веры и внутренней культуры индивидуумов, находящихся в эпицентре события.

Каждый народ приобретает за века своего развития определённый, свойственные только этому народу парадоксальные стили восприятия, ситуации, процессы, формирующие "народные" социальные иллюзии, основная роль в них принадлежит бессознательным инстинктам эмоциям, национальным традициям, и ментальности народа (например, Н. А. Бердяев утверждал, что основной характеристикой русского национального сознания является именно парадоксальность).

В принципе социальные иллюзии возникают в результате того, что человек постоянно находится в социуме, и, соответственно, не может абстрагироваться от мыслей, как устроено общество, о его основах и развитии. И, в результате, под влиянием собственного восприятия социума человек начинает формировать собственное представление о слоях населения, классах и группах, из которых это общество складывается. Таким образом, возникает тонкая ниточка, из которой сматывается большой клубок социальной иллюзии.

Чаще всего социальные иллюзии возникают у людей, которым по долгу службы, профессии приходится заниматься вопросами структуры и развития общества в целом и человека в частности, это касается политиков, политтехнологов, маркетологов, сотрудников СМИ и социальных работников. В общем, всех тех, кто являются не только создателями социальных иллюзий, но и их основными фигурантами. Именно им и принадлежит сомнительная "честь" формировать иллюзорное восприятие широкими массами реальных событий.

В связи с этой потребностью, они приобретают соответственные знания и опыт, что помогает им выделять различные группы электората, чтобы эффект достижения целей был максимально высок (например, потребительские группы, социальные, гендерные). Однако учёные и психологи давно доказали, что формируя иллюзорное восприятие общества, они сами находятся во власти социальных иллюзий, так как видят общество не таким, каким оно существует в реальности, а таким, каким оно предстаёт в их личностном восприятии, в зависимости от их партийных или профессиональных принадлежностей.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.