Smith & Wesson.

Компания «Smith & Wesson Arms» появилась в 1852 году. Ее основатели Хорас Смит и Дэниэл Вессон обосновались, как и Кольт, в Коннектикуте. Только их фирмы открылась не в Хартфорде, а в Норвиче. Создатели компании мечтали создать абсолютно новый скорострельный и многозарядный пистолей с цилиндрическим магазином.

Если у первых «кольтов» после каждого выстрела надо было взводить вручную курок, то новое оружие должно было обладать мгновенным действием - знай себе, нажимай на курок.

Через пару лет такое оружие действительно было изготовлено и тут же получило патент. Оружие получилось настолько уникальным, что журнал «Scientific American» даже назвал его вулканическим. Ведь даже видавшие виды стрелки были поражены убойной силе нового пистолета и его скорострельности. Но компания столкнулась с недостатком финансов. Тогда на помощь Смиту и Вессону пришел знаменитый инвестор, Оливер Винчестер.

Союз основателей быстро распался - их акции были переданы как раз Винчестеру. Сам Смит отошел от дел и уехал домой, в Массачусетс. Вессон же остался работать на нового хозяина в должности управляющего. В свободное от работы время он придумал новый небольшой револьвер, который стрелял особыми нарезными патронами. Их Смит и Вессон запатентовали еще в 1854 году. Новика так понравилась создателю, что он связался с бывшим партнером, предложив ему восстановить былое сотрудничество. Инженерам казалось, что это оружие может стать успешным.

Чутье не подвело изобретателей. Улучшенная конструкция револьвера Model 1 и фирменные патроны стали сенсацией на оружейном рынке. В 1859 году Смит и Вессон в центре Спрингфилда построили фабрику. В итоге город стал одним из центров американской оружейной промышленности.

Началась Гражданская война и продукция «Smith & Wesson Arms» стала пользоваться устойчивым спросом. Но после окончания боевых действий для производителей оружия наступили трудные времена. В первые годы после заключения мира партнеры продавали всего по несколько своих револьверов в год. Тогда Смит и Вессон решили изменить стратегию. Они задумали сыграть на необычном для американских оружейников рынке Европы.

Так появились агентства по продаже револьверов в Англии, Франции и Германии. Результаты обнадеживали, но успех пришел с неожиданной стороны. В средине 1860-х в Париже проходила выставка оружия. На ней побывал великий князь Александр Александрович, наследник российского престола. Он познакомился с товарами Smith & Wesson, приобретя несколько десятков коллекционных изделий для себя и своих друзей.

А через несколько лет «Smith & Wesson» представила рынку новый револьвер 44-го калибра. Model 3 отличала автоматическая система смазки. Одним из первых испытателей этой модели стал российский военный представитель в США, генерал Горлов. Он отправил несколько образцом на родину. В начале 1871 года будущему российскому императору подарили особый револьвер с гравировкой по всему корпусу и перламутровой отделкой рукояти.

Такие особенные образцы продавались по 400 долларов, хотя обычная тройка стоила всего 13 долларов. Этот пистолет так понравился князю, что во время визита в Америку он постоянно носил это оружие с собой. Наследник даже использовал револьвер при охоте на бизонов, где его сопровождала живая легенда Уильям Коди, или же Буффало Билл. Могла ли быть реклама лучше?

В мае 1871 года компания «Smith & Wesson» получила заказ на 20 тысяч единиц оружия для российской армии. При этом отечественные эксперты настолько высоко оценили американскую продукцию, что ее тут же оплатили золотом. Сразу же после этого контракта последовали и другие, не менее крупные. Хорошей рекламной для тройки послужили драматические события - в июне 1876 года генерал Джордж Кастер и его 264 кавалериста погибли от рук индейцев племени сиу.

Через пару месяцев после трагедии в газете «Sunday Herald» появилась статья, в которой утверждалось, что трагедии можно было бы избежать. Всадникам всего-то надо было заменить свои револьверы производства Кольта «Single Action» на третью модель от «Smith & Wesson». Эта публикация стала подарком для Спрингфилда.

Фирменным изделием для компании стали длинноствольные револьверы, которые надо было носить в открытой кобуре. Такое оружие придумали специально для поклонников быстрой стрельбы. А умение быстро выхватывать Smith & Wesson стало таким же отличительным признаком настоящего ковбоя, как умение крепко держаться в седле, пить виски и жевать табак. На десятилетия бренд стал символизировать американскую свободу и возможность защищать ее с оружием в руках.

В 1930-х компания представила семейство Magnum. Такие Револьверы и пистолеты покрылись неувядаемой славой, как и кольт 45-го калибра. Правда, компании-производители предпочитали умалчивать о том, что их продукты популярны еще и у бандитов. В 1965 году прозвенел первый тревожный звонок. Компания, которая традиционно представляла семейный бизнес Вессонов, оказалась продана посторонней корпорации «Bangor Punta».

А через 20 лет новым хозяином известного оружейного бренда стала калифорнийская компания «Lear Siegler». После этого «Smith & Wesson» стали уж слишком стремительно менять владельцев, оказавшись выставленной в 1986 году на аукцион. Можно ли было представить такой позор ранее?

Да и результаты торгов оказались некрасивыми - американская легенда и кузница оружия была выкуплена за 112 миллионов долларов англичанами из «Tomkins». На своей Родине оружейный бренд со своей богатой историей оказался никому не нужен. Казалось, что звезда компании близка к закату, но в конце XX века в Америке ввели новые законы, которые регулировали продажу оружия. Сперва эти правила не вызывали тревогу у оружейников.

Но оказалось, что Закон Брэди от 1994 года запрещал продажу оружия с емкостью магазина более 10 патронов. Эти нормы оказались как нельзя кстати для производителей пистолетов и малозарядных револьверов. В результате объемы продаж «Smith & Wesson» постепенно начали расти. Но дальнейшие меры политиков, которые решили бороться со свободной торговлей оружием, снова поставили всю отрасль на грань выживания.

В целях личной безопасности американцы продолжали покупать оружие. Вот только национальный герой - крутой ковбой с большой пушкой на поясе стал уже немодным. Производители оружия стали терпеть большие убытки. Чтобы как-то выживать, компания «Smith & Wesson» одной из первых приняла правила игры политиков, подписав унизительный для себя договор по ограничению бизнеса.

Государство вводило новую систему контроля над производством, рекламой и продажей оружия частным лицам. Продавцы стали обзывать «Smith & Wesson» компанией «Clinton & Wesson», намекая на связь с администрацией Клинтона.

Дела оружейников стали настолько плохи, что в мае 2001 года англичане продали некогда славный бренд. Ставшая обузой компания вместе со своей историей и долгами была продана за жалкие 15 миллионов долларов. Новым хозяином стала фирма Saf-T-Hammer из Аризоны. Скорее всего новые хозяева преследовали целью приобретение имени, сменив свое название на куда более знаменитое «Smith & Wesson». Какая экономическая выгода могла преследоваться от такой сделки?

А всего через четыре месяца после той сделки акции компании стремительно взлетели на высоту тех самых рухнувших осенью 2001 года небоскребов. Рост составил целых 250 процентов! В первые месяцы после трагедии вся Америка пребывала в трауре, а новый глава «Smith & Wesson» не мог сдержать улыбку. Приобретая компанию, он знал, что делает.

Президент Джордж Буш-младший быстро проявил свои республиканские взгляды. Нация почувствовала себя сильной, готовой отстаивать свои права и свободу. В этом походе «Smith & Wesson» казался надежным и проверенным попутчиком. Сегодня компания является крупнейшим в Америке производителем огнестрельного оружия.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.