Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Сальвадор Дали

Этот испанец стал одним из самых известных творческих людей прошлого века. Именно с именем Дали и ассоциируют сюрреализм. Он был живописцем, графиком, скульптором, писателем и режиссером. Его личность столь многогранна, что ее раскрывают многочисленные книги, кинофильмы и даже песни.

Однако лучше всего о Сальвадоре Дали расскажут его картины. Мастер смог доказать, что внутри каждого из нас прячется целая Вселенная, безграничная, загадочная и непостижимая. Картины же Дали будут интересовать не одно еще поколение.

Сам же этот человек давно уже перестал быть просто представителем мира искусства, вся его жизнь стала значимым событием для прошлого века. И сама биография Дали дает немало поводов для сплетен и пересудов. В ней нашлось немало интересных и малоизвестных фактов, о которых мы и расскажем.

Дед-самоубийца

Дед художника со стороны матери, Гал Хосеп Сальвадор, в 1886 году покончил с собой. Причиной этому стала депрессия и мания преследования, которые мучили его долгое время. Испанец решил уйти из этого мира, чтобы досадить всем тем, кто за ним следит. Как-то раз дед Дали вышел на балкон своей квартиры и с третьего этажа начал кричать, что его обокрали и пытались убить. Полиция прибыла вовремя и смогла убедить безумца не прыгать вниз. Однако это отсрочило трагедию лишь на время. Через шесть дней Гал Хосеп Сальвадор все же прыгнул вниз головой с балкона и погиб. Семья Дали, что естественно, пыталась скрыть самоубийство родственника, опасаясь огласки. В заключении о смерти о суициде сказано не было, причиной же смерти была указана черепно-мозговая травма. Зато такая скрытность позволила похоронить самоубийцу по католическому обряду. Внуки Гала Хосепа долгое время не знали правды о смерти своего деда, но в итоге случившееся стало им известно. Можно лишь констатировать, что ясно теперь, откуда у Сальвадора Дали взялись его «гены безумия».

Зависимость от мастурбации

Мужское соперничество проявляется порой в примитивном сравнении пенисов. Особенно этим отличаются подростки. В этом возрасте и Сальвадор Дали участвовал в подобных состязаниях с одноклассниками. Будущий гений свой половой орган называл при этом «маленьким, жалким и мягким». Но это не единственные сексуальные приключения Дали, которые он пережил в юности. Однажды он заполучил порнографический роман, где главный герой хвастался, что может заставить женщину скрипеть, как арбуз. Сам молодой Дали проникся художественным образом и долго потом вспоминал его, сокрушаясь, что не может производить на своих любовниц такое же впечатление.

В своей автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник откровенно пишет, что долгое время вообще считал себя импотентом. А чтобы преодолеть это тяжелое чувство он, как многие его ровесники, занимался мастурбацией. К этому занятию Дали настолько пристрастился, что практически всю его жизнь онанизм являлся основным, а порой вообще единственным способом получить сексуальное удовлетворение. А ведь в то время считалось, что занятия мастурбацией могут сделать человека безумным, привести к импотенции или породить склонность к гомосексуальным связям. Так что несчастный Дали хоть и боялся тяжелых последствий своей привычки, поделать с собой ничего не мог.

Ассоциация секса с гниением

У гения было немало комплексов, большая часть из которых сформировалась в детстве. Один из них появился благодаря отцу Дали. Тот, специально или нет, оставил на пианино книгу с красочными фотографиями мужских и женских половых органов. Вот только все они были изуродованы гангреной, сифилисом и другими заболеваниями. Молодой Сальвадор Дали изучил эти любопытные снимки. Однако они его с одной стороны очаровали, а с другой - ужаснули. Сам гений из-за этого надолго утратил интерес к интимным связям с противоположным полом. Секс же для Дали навсегда стал ассоциироваться с гниением, тленом и разложением.

И такое отношение художника к интимной стороне отношений значительно повлияло на его творчество. Практически в каждой работе Дали можно встретить символы страха и мотивы распада и разрушения, обычно в виде муравьев. К примеру, в одной из самых важных для творца картине «Великий мастурбатор», можно увидеть смотрящее вниз человеческое лицо, из которого вырастает женщина. Ее Дали списал, скорее всего, со своей музы и жены Галы. На ее лице восседает саранча, что объяснимо, учитывая необъяснимый страх художника перед этими насекомыми. А по брюху ползают муравьи, упомянутый уже символ разложения. При этом рот женщины прижимается к паху стоящего рядом мужчины, прямо намекая на оральный секс. На ногах мужчины кровоточат порезы, которые также имеют скрытый смысл. Дело в том, что Дали в детстве панически боялся кастрации, страх перед которой и воплотился в данном символе.

Злая любовь

Одним из самых близких друзей Дали в молодости был испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка. Говорили даже, что он в свое время пытался соблазнить Дали, но сам художник всячески это отрицал. Современники этих двух великих испанцев полагали, что для Лорки любовный союз его друга с Еленой Дьяконовой (Галой) стал неприятным сюрпризом. Поэт считал, что гениальный художник может быть счастлив только рядом с ним. Интересно, что несмотря на многочисленные сплетни, так точно и неизвестно, насколько близки были два великих испанца. Все чаще исследователи сходятся во мнении, что Дали был девственником на момент встречи с Галой. Сама же она мало того, что была тогда замужем за другим и имела немало любовников, так была еще и на десять лет старше художника. Но Дали все равно попал под ее очарование. Искусствовед Джон Ричардсон вспоминал, что для современного успешного художника это был наихудший вариант жены. Она была настолько противна, что при знакомстве с ней сразу же хотелось ее ненавидеть. А в ходе одной из первых встреч с Галой на вопрос, чего бы женщина хотела от Дали, она сказала, что мечтает умереть от рук мастера. После такого ответа этой незаурядной женщины Дали и понял, что любит Галу, окончательно и бесповоротно. А вот отец художника свою невестку не переносил на дух, считая, что она не просто употребляет наркотики, но еще и заставляет продавать их самого Дали. Но мастер настаивал на сохранении своих отношений, поставив их даже выше наследства отца. В итоге Дали переехал в Париж ко своей возлюбленной, а перед этим побрил налысо голову и торжественно похоронил волосы на пляже.

Гений-вуайерист

Говорят, что Дали получал прямо-таки сексуальное удовлетворение от наблюдения за занятием сексом другими людьми или их мастурбацией. Испанец подглядывал даже за собственной женой в момент приема ею ванной. Он не просто признался в волнующем опыте, но даже так прямо и назвал свою картину - «Вуайерист». Сплетники перешептывались, что Дали каждую неделю устраивает у себя дома оргии. Но даже если это и было так, то сам он скорее всего в действе участия не принимал, являясь сторонним зрителем. Даже для развращенной богемы выходки Дали стали шоком. Так, арт-критик Брайан Сьюэлл, описывая знакомство с художником, говорил, что тот попросил его снять штаны и помастурбировать. При этом гостю предлагалось лежать в позе эмбриона под статуей Иисуса Христа в саду Дали. Шокированный Сьюэлл поведал, что с такими просьбами Дали часто обращался к своим гостям. В своих воспоминаниях певица Шер рассказала о своем с мужем Сонни визите к художнику. Тот выглядел так, как будто недавно участвовал в оргии. А когда певица стала крутить в руках интересный и раскрашенный резиновый жезл, Дали доверительно поведал ей, что это вибратор.

Мнение Джорджа Оруэлл

Творчество Дали мало кого оставляло равнодушным. В 1944 году знаменитый английский писатель посвятил художнику даже целое эссе под названием «Привилегия Духовных Пастырей: Заметки о Сальвадоре Дали». В этой работе автор прямо назвал живописца больным, а его картины омерзительными. Оруэлл считал, что благодаря безусловным талантам Дали многие считают его безупречным и совершенным человеком. Вот дословные слова англичанина: «Вернись завтра на землю Шекспир и обнаружься, что его любимое развлечение в свободное время - насиловать маленьких девочек в железнодорожных вагонах, мы не должны говорить ему, чтобы он продолжал в том же духе только потому, что он способен написать еще одного «Короля Лира».

Нужна способность держать в голове одновременно оба факта: и тот, что Дали хороший рисовальщик, и тот, что он отвратительный человек». Оруэлл отмечал, что на картинах заметна ярко выраженная тяга художника к некрофилии и копрофагии (поедании экскрементов). На одной из самых известных работ Дали «Мрачная игра» от 1929 года в нижней части полотна изображен измазанный фекалиями мужчина. Надо отметить, что подобные образы встречались и в более поздних полотнах Дали.

В своей работе Оруэлл пришел к выводу, что обществу не нужны такие люди, как Дали. Если подобные художники популярны, то это напрямую говорит о болезни самого социума. Но тем самым сам писатель просто признался в своем беспочвенном идеализме. Очевидно, что человеческое общество никогда не будет совершенным, а яркие картины Дали только доказывают это.

Роман «Скрытые лица»

О том, что Дали был еще и писателем, знают немногие. Единственный своей роман испанец написал в 1943 году, когда вместе с женой был в Америке. Свое произведение сам Дали назвал «эпитафией довоенной Европе», в нем присутствует описание тех выходок, которые позволяли себе аристократы-эксцентрики в залитом кровью и горящем Старом Свете. И если автобиография Дали похожа на фантазию, которую он сам искусно замаскировал под правду, то «Скрытые лица» является истиной, прикидывающейся вымыслом. В этой книге есть интересный эпизод. Победивший во Второй мировой войне Адольф Гитлер восседает в своей резиденции «Орлиное гнездо». Одиночество он пытается скрасить разложенными вокруг бесценными шедеврами искусства, играет музыка Вагнера, а сам вождь изрекает лишенные смысла речи о евреях и Иисусе Христе. В целом же отзывы критиков об этом литературном произведении были благоприятными. Правда, обозреватель «The Times» раскритиковал слишком уж прихотливый стиль романа, чрезмерное количество прилагательных и сбивчивый сюжет. А вот критик из журнала «The Spectator» назвал литературный опыт Дали настоящим психологическим бардаком, тем не менее привлекательным.

Гений и избиения

В 1980 году престарелого уже мэтра разбил паралич. Для Дали это стало переломным моментом - руки уже не могли держать кисти, и он перестал писать картины. Невозможность самовыразиться стала для гения настоящей пыткой. Он и раньше был весьма нервным, а теперь стал срываться вообще без повода. Да и поведение Галы бесило Дали. Жена вовсю торговала картинами своего гениального мужа, щедро тратя вырученные деньги на своих поклонников и любовников. Она даже просто раздаривала полотна, а порой исчезала из дома на несколько дней.

Разъяренный Дали начал даже избивать свою любимую, да так, что сломал ей два ребра. Желая успокоить своего бурного мужа, Гала начала давать ему валиум и другие седативные препараты. Однажды она накормила его таким числом стимуляторов, что это окончательно разрушило и без того шаткую психику гения. Друзья Дали вынуждены были организовать «Комитет спасения» и поместить его в клинику. К тому моменту художник мало напоминал себя прежнего - это был худой и трясущийся старик, который постоянно боялся, что Гала оставит его. Дали даже имел вполне четкий объект ненависти. Очередным мальчиком-игрушкой для Галы стал Джеффри Фенхольт, исполнивший главную роль на Бродвее в постановке рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда».

Труп на заднем сиденье автомобиля

10 июня 1982 года Гала Дали действительно покинула своего мужа, однако не ради другого мужчины. 87-летняя муза художника умерла в Барселоне. Сам гений собирался похоронить любимую в своем каталонском замке Пуболь, что соответствовало и завещанию покойной. Однако для этого надо было незаметно вывезти из больницы тело, без лишнего внимания публики и прессы и избежав оформления документов. Художник выбрал оригинальное, остроумное, но и жутковатое решение. Он приказал одеть мертвую и посадить ее на заднее сиденье автомобиля. Рядом с Галой сидела медсестра, которая поддерживала тело.

Покойница была доставлена в замок, где ее натерли бальзамами и одели в любимое красное платье от «Диор». После этого тело было похоронено в местном склепе. Сам безутешный художник несколько ночей провел, стоя на коленях перед могилой любимой. Отношения Дали и Галы были очень сложными, но он и представить не мог, как будет без нее жить. Мастер остался жить в замке, рыдая часами и рассказывая о видимых им животных - у него начались галлюцинации.

Сумасшедший инвалид

Прошло всего два года после смерти Галы, как немного успокоившийся Дали снова пережил шок. 30 августа 1984 года загорелась кровать 80-летнего мужчины. Виноватым в пожаре стало короткое замыкание в электропроводке замка. Но в отказе техники есть заслуга и самого Дали, который постоянно нажимал на прикрепленную к его пижаме кнопку для вызова прислуги. Прибежавшая сиделка обнаружила художника, лежащего в состоянии прострации у двери. Она тут же стала делать ему искусственное дыхание рот в рот, хотя тот всячески отбивался и грязно оскорблял помощницу. И хотя гений выжил, ожоги второй степени он все же получил.

После того происшествия Дали стал еще более невыносимым, хотя и до того легким нравом не отличался. Журналисты писали, что он превратился в «инвалида из ада». Дали начал специально пачкать свое постельное белье, царапать медсестер, отказываться от еды и приема лекарств. А после выздоровления художник переехал в городок Фигерас, что был поблизости. Там располагался театр-музей Дали. Именно в этом городе великий мастер и скончался 23 января 1989 года. Когда-то он заявил, что надеется воскреснуть. Для этого Дали просил заморозить его тело после смерти. Но завещание его проигнорировали - забальзамированные останки были замурованы в одной из комнат театра-музея, где они и хранятся поныне.