Опель.

Годом рождения знаменитой автомобильной компании можно считать 1899. Более ста лет назад компания начала свой непростой, длинный, но и славный путь. А основатель компании появился задолго до этой даты. Еще в XVII веке, когда окончилась Тридцатилетняя война, отставные солдаты решили поселить около Рейна на юге Германии. Так в холмистой местности появилась ферма Оббель. А крестьяне-фермеры, выходцы из нее, стали называться Оббелями.

Именно поэтому такая фамилия была у местного уроженца Тонгеза Опеля. А проживал он в крупном немецком городе Россельсхайме. Тут у него в 1837 году появился на свет сын Адам. Этот мальчик уже с детства показал свою любознательность и интерес к разным механизмам. Начал свой рабочий путь Адам подмастерьем кузнеца. Но когда он подрос, решил отправиться в город-мечту своего детства - в Париж.

Там 21-летний юноша устроился работать на фабрику, создающую швейные машины. Здесь Опель получил хороший опыт и знания. С ними он вернулся в Германию, где открыл небольшую фирму, создающую все те же швейные машины. «Фабрика швейных машин Адама Опеля» появилась в 1868 году. Предприятия быстро развивалось - уже через год на нем работало 40 человек.

К 1886 году фирма насчитывала уже 300 сотрудников. В это время фабрика начинает уже осваивать производство экипажных колес. Незадолго до этого, в 1884 году, Адам Опель побывал на выставке во Франции. Там он увидел новый вид транспорта - велосипед, решив освоить его выпуск и у себя на заводе.

Вскоре появился первый велосипед от компании «Опель». До 1895 года компания смогла произвести две тысячи таких устройств, оставаясь к тому еще и крупнейшим во всей Германии производством швейных машин. Именно Опель первым создал надувные шины для велосипедов.

А в 1895 году Адам Опель скончался, оставив свое дело на попечение сразу пятерых наследников. Его сыновья - Фридрих, Карл, Людвиг, Генрих и Вильгельм уже давно помогали отцу на фабрике. Братья Опель прославились своей любовью к спорту. Они активно занимались велосипедными гонками. Это увлечение вместе с победами сделало имя компании известным не только в Германии, но и в Европе.

В 1897 году в Берлине открылся автосалон, куда были приглашены и известные братья Опель. Они были поражены видом новой машины, тут же задумав наладить ее производство. Ведь это сулило хорошие перспективы. Только вот для производства машин нужен был еще и патент.

Необходимый документ был приобретен в январе 1899 года, тут же соглашение с компанией подписал Фридрих Луцман из Дессау. Его фабрика, которая выпускала самодвижущиеся экипажи, перешла в собственность семейства Опель. Бывший же владелец стал техническим директором нового производства. Уже весной того же года завод выпустил первый автомобиль марки «Опель». С этого момента и принято вести отсчет истории компании.

Первый автомобиль под названием Lutzman Opel был одноцилиндровым, а его мотор находился под сиденьем водителя. Внешне эта машина больше напоминала карету, нежели современное авто. Конструкция была весьма оригинальной, но и громоздкой. Чтобы завести двигатель, надо было руками раскручивать огромный маховик. Тот автомобиль не пользовался особым спросом, но братьев Опель это не смутило. Они понимали, что от первого опыта не стоит ждать особых успехов. В 1900 году немецкая компания заключила контракт с французским автомобильным заводом Darrak.

В 1902 году появилась модель 10/12PS от компании «Опель». Этот автомобиль уже мог похвастаться двухцилиндровым двигателем объемом 1884 см³ с водяным насосом. А развивал он максимальную скорость в 45 км/ч. На рынке это авто оказалось довольно успешным. Хорошие продажи помогли братьям поправить свои финансы и приступить уже к разработке собственным машин. В том же году были выпущены еще две похожие модели - 12/14 имела увеличенный объем двигателя, а 13/30 яйцеподобный кузов. В итоге в 1902 году компания смогла стать вторым по величине производителем в Германии.

В 1903 году появилась модель 20/24PS, которую отличал первый для компании четырехцилиндровый двигатель, а также L-образное размещение клапанов. Конструкторы компании сумели соединить пару двигателей от модели 12/14. А в 1905 году «Опель» приступила к производству машин уже более высокого класса. Так, модель 35/40PS имела двигатель объемом 6,9 литра. Однако по-прежнему основной объем выпуска приходился на малолитражки. Самой популярной моделью в те времена являлся двухместный «Докторваген». Свое прозвище машина получила из-за популярности среди сельских врачей.

В том же 1905 году компания начинает строить новый завод, который целиком был ориентирован на производство автомобилей. Фабрика получила название Ludwigsbau в честь Эрнста Людвига, Гессенского герцога. В следующем году компания открывает завод уже в Берлине и начинает выпускать автомобили, полностью разработанные внутри «Опеля».

В 1906 году компания отметила значимый юбилей - был создан тысячный автомобиль. Тот год стал примечательным еще и попытками создания первого бронемобиля от «Опель». Эта модель оснащалась 6-миллиметровой броней. У автомобиля была даже пара пулеметов, четыре скорострельных пистолета, столик для карт и даже подзорная труба. Тем не мене военная новинка так и не стала серийной, она не понравилась лично кайзеру Вильгельму.

История компании насчитывала всего несколько лет, но ее знали уже во всем мире благодаря и удачным моделям, и активной спортивной жизни. Например, в 1907 году в гонках, устроенных кайзером, автомобили «Опель» не только победили, но и обратили на себя внимание самого монарха. Вильгельм II даже заказал несколько машин производителей для своего личного гаража. Эти автомобили имели несколько большую надежность относительно серийных экземпляров.

Компания «Опель» постепенно начинает популяризировать свою продукцию за счет уменьшения себестоимости машин и их цены для потребителей. К 1909 году стали частью истории автомобили с одно- и двухцилиндровые двигателями. Фридрих Опель, также поклонник всякой техники, после своей поездки в Америку вернулся с идеей унификации и стандартизации всех узлов автомобиля.

В дальнейшем компания широко применяла такой подход при создании своих автомобилей. «Опель» создала модульную систему, которая позволяла создавать разнообразные комбинации из шасси, двигателей и кузовов. Так закладывались основы конвейерного производства.

А в 1911 года пожар на заводе швейных машинок уничтожил большую часть предприятия. Так «Опель» полностью отказалась от этого направления, сосредоточившись на более актуальном. После того случая производственные мощности были значительно реконструированы, а технический парк станков обновлен. Это сказалось в будущем очень быстро.

К 1912 году компания могла похвастаться выпуском десятитысячного автомобиля. Так «Опель» становится самой крупной автомобильной компанией страны. Ежегодно компания выпускает более 3300 машин. В те годы появился и логотип «Опеля», который стал красоваться как на самих машинах, так и в рекламе продукции. Интересно, что автомобили этого немецкого производителя попали даже в Россию.

Во время Первой мировой войны компания выпускала грузовые автомобили для военных целей. Но специалисты не прекращали исследования. В 1916 году появился первый автомобиль с шестицилиндровым двигателем объемом 4,7 литра. После окончания боевых действий компания, как и вся страна, попала в полосу кризису.

Развивалась «Опель» не так быстро и даже потерял часть своих производственных мощностей. Компания в тяжелые годы сумела удержаться на рынке, хотя в 1920 году было выпущено всего 1154 автомобиля. Но самым тяжелым стал 1923 год, когда «Опель» выпустил только 910 машин. Хорошо еще, что экономика начала восстанавливаться, а вместе с ней и производство.

Для компании 1924 год стал знаковым. «Опель» вложила сразу миллион золотых марок в свою модернизацию, что позволило первыми в стране начать собирать автомобили конвейерным способом. Компания делает упор на дешевизну и просто сборку. Популярной стала модель 4/12PS, которая была подозрительно похожа на Citroen 5CV (французский производитель даже подал в суд). С 1924 по 1931 год «Опель» выпустила 119484 автомобиля этой марки, что стало рекордом компании по производству машин одной марки.

В 1929 году стало ясно, что грядет мировой экономический кризис. Компания искала себе сильного покровителя, войдя в итоге в состав корпорации General Motors. Это позволило «Опелю» и сохранить свободу действий, и укрепить свои позиции на новых рынках. Представительства компании появились в Китае, Южной Америке и Японии. А в 1935 году была представлена модель «Olympia». Машина стала первой произведенной в Германии с цельнометаллическим несущим кузовом.

За два года «Опель» выпустил 82 тысячи единиц. При сборке этой модели осуществлялись принципиальные новшества, которые повлияли на все мировое автомобилестроение. Кузов машины стали изготавливать отдельно от механической части, что позволило и ускорить сбору, и упростить ее. Еще до начала Второй мировой войны компания успела выпустить такие удачные модели, как Super 6, Admiral, Kapitan.

С началом Второй мировой войны о контроле со стороны американцев уже не могло быть и речи. Президент «General Motors» даже с горечью сказал, что компанией «Опель» управляет теперь Гитлер. Во время войны компания занималась созданием вооружения и военных машин для армии. Теперь «Опель» выпускала грузовики, тягачи, гаубицы, неплохо еще и зарабатывая на этом. Компания настолько поднаторела в выпуске тяжелых машин, что эмблема с таких удачных грузовиков вскоре перешла и на другие автомобили.

После окончания войны большая часть оборудования была вывезена Советским Союзом. Частично восстановив свои мощности, «Опель» начала выпускать сперва грузовики для американцев, а с 1947 года и легковые машины. Новая эра в истории компании началась в 1962 году с возведением нового завода в Бохуме. На нем начинает выпускаться автомобиль Кадет 2.

Он стал бестселлером, всего же до 1991 года было продано более 11 миллионов штук этой модели. В 1970-е компания начинает разрабатывать новые модели, принципиально отличные от имеющихся на рынке. Дело в том, что нефтяной кризис выдвинул новые требования к машинам, вот конструкторы компании и начали искать более экономные решения.

В 1971 году компания выпустила свой 10-миллионный автомобиль. В 1980-х она начинает работать над снижением токсичности выхлопных газов. «Опель» одной из первых оснащает свои автомобили каталитическими нейтрализаторами, которые помогали снизить число вредных веществ в выхлопах.

В 1990-е компания главный упор делает на повышение безопасности пассажиров. С 1995 года все автомобили «Опель» комплектуются воздушными подушками безопасности.

Сегодня компания «Опель» продолжает успешно развиваться, радуя новыми моделями. Только за послевоенный период их появилось более сорока. А работает на немецкую компанию более 25 тысяч человек.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.