Денежные иллюзии.

Денежной иллюзией экономисты считают ошибочную оценку большинством людей номинальной стоимости денег, вернее восприятие наличия некой суммы в кошельке, как реальную стоимость купюр. На самом деле, оценка денег представляет собой оценку их покупательной способности.

Несмотря на то что денежные иллюзии больше относятся к вопросам экономики, восприятие денежной массы лежит в плоскости психологов. Это происходит, потому что человек сам формирует своё представление о величине денежных доходов с точки зрения их количества, которое попадает к нему в кошелёк.

И воспринимает исключительно их номинальную стоимость, абсолютно не связывая денежные знаки в сознании, с изменением их способности что-либо приобрести в связи с инфляцией и возрастающей динамикой цен. То есть, люди прекрасно знают, что существуют понятия покупательной способности и инфляции, но их восприятие не соотносит их с денежными знаками в руках, что является особенным видом иллюзорного ощущения.

Денежная иллюзия возникает в сознании человека, потому что отсутствует самостоятельная ценность, которую представляют собой фиатные деньги. А именно этот термин, ведённый в своё время экономистом Джоном Кейнсом в ХХ веке, обозначает реальную ценность денежной единицы - возможность обмена денежных знаков на услуги и необходимые товары.

И именно Кейн ввел в обращение и чисто экономическое понятие "денежная иллюзия", не подозревая в то время, что его основа лежит в области психологии. По сей день этот термин существует, как в экономическом, так и психологическом смысле.

С экономической точки зрения термин "фиатные деньги" обозначает законные платёжные средства, денежные единицы, номинальную стоимость которых устанавливает, обеспечивает и гарантирует государство при помощи своей власти и авторитета. Эти деньги не обладают самостоятельной стоимостью, ил она не соотносится и несоизмерима с обозначенными номиналами.

Человек подвержен денежной иллюзии, потому что к этому ведёт многолетняя привычка сравнивать номинал десяти-, двадцатилетней давности с сегодняшним моментом. То есть люди легче формирую в своём сознание память о том, что ещё вчера в их руках были, например, 100 рублей, а сегодня - 200.

Цифры, указанные на денежной купюре трансформируются в сознании человека в арифметическом плане, и приобретают иллюзорный характер. Как пример психологической составляющей денежной иллюзии можно привести удовольствие, получаемое многими людьми в момент обычного пересчёта денег (включая мелочь).

До 60-х годов экономисты считали денежные иллюзию обыденным явлением, однако появление в шестидесятых годах многих ошибочных теорий о рациональности экономических выкладок и отторжении роли психологического эффекта в иллюзорности восприятия денежного номинала, полностью изменили макроэкономику многих стран.

Классик экономического мира Ирвинг Фишер пытался много лет доказать существование индекса цен, и непостоянство реальной цены доллара. Если бы ему удалось в своё время совместить психологические изыскания учёных и свои экономические достижения, то теория денежной иллюзии пошла бы по другому пути, и может быть, количество разорившихся обывателей и трагедий, связанных с отрицанием рисков инфляции было бы существенно меньше.

Фишер был не единственным экономистом прошлого века, уверенным в подверженности людей денежной иллюзии. Джон Мейнард Кейнс также объяснял процесс распределения дохода предположением, что люди не привыкли обговаривать при поступлении на работу возможность индексации зарплаты согласно меняющемуся уровню инфляции.

Но времена менялись, и в аналитических исследованиях стали преобладать противоположные мнения, а тема денежных иллюзий стала практически запретной, во всяком случае, при расчётах они долгое время не учитывались.

Сегодня принципы денежной иллюзии используют в поведенческой экономике и поведенческих финансах, как правило, для разъяснения постоянно возникающих расхождений между теоретическими выкладками рационального подхода и происходящими на практике реальными процессами.

Дело в том, что влияние номинальных существующих на рынках цен на восприятие сознанием людей реальной стоимости денег. Многие из них продолжают воспринимать номинальную стоимость денег, описываемую в СМИ, как их реальную существующую покупательную способность.

Среди причин ошибочного восприятия реальных номиналов специалисты называют две экономические причины - существование низкого уровня финансовой грамотности, и некоторую заторможенность номинальных цен на многие товары и услуги. Существуют и субъективные причины возникновения денежных иллюзий психологического характера, прежде всего, это устоявшаяся привычка доверять ведущим СМИ.

Кроме того, при увеличении человеку зарплаты на 7% при существующей 9%-ной инфляции, у него возникает иллюзия, что это наиболее удачный вариант, чем уменьшение на 2% существующей зарплаты, зато при инфляции равной нулю.

В данном примере для человека "магическими" словами становятся понятия "увеличить/уменьшить" и простая арифметика цифр. Это также яркий пример денежной иллюзии, так как в реальности для покупательной способности денежной массы эти два варианта равны (реально существующая зарплата уменьшается на 2 %).

Денежная иллюзия заключается в этом случае в восприятии номинальной зарплаты при её повышении положительным фактором (несмотря на отрицательную реальную зарплату за счёт инфляции). Другими словами, изменения в большую сторону личной зарплаты человека, для него намного важнее, чем общие тенденции повышения инфляции в экономике в целом.

Денежная иллюзия (money illusion) описана в книге Ирвинга Фишера "Денежная иллюзия" ("The Money Illusion", 1928 год), в которой дано полное и подробное психологическое описание и определение понятий. А также автор в своей работе анализирует конкретные проведённые по этому поводу эксперименты, которые подтверждают не только непосредственное существование денежной иллюзии, но и её влияние на экономику страны.

Так, например, Фишер доказывает, что в экономике любой страны эффект денежной иллюзии проявляется всегда тремя одинаковыми способами.

1. Даже в период самой высокой инфляции наблюдаются признаки некоторой заторможенности изменений номинальных цен. Одним из примеров этого явления считается тот факт, что зарплаты в краткосрочном будущем редко меняются с такой же скоростью, как и реальная (действительно существующая) стоимость рабочей силы.

2. В договорах и законах практически никогда не фиксируется возможность инфляции (то есть не учитывается индексация цен и зарплат), и все положения оперируются, как правило, исходя их номинальных цен.

3. В СМИ понятие реальной (действительной в любой временной период ) стоимости денег, реальной доходности практически не используется, чем создаются предпосылки к использованию и применению в быту человеком более простых и понятных понятий, таких, как номинальная цена и номинальная доходность.

Такими способами муссируется и подогревается в обществе ценовая иллюзия, так как насколько бы цинично это не звучало, но экономике любой страны в различные периоды развития, выгодно существование небольшой инфляции (в пределах 1-2 процента).

Работодатели в таких случаях могут повысить своим работникам зарплату на, те же, самые 1-2 процента в год. Но, естественно, в её номинальных значениях, провоцируя, таким образом, за счёт денежной иллюзии, восприятие сотрудниками этой ситуации, как таковой, что их благосостояние возрастает, хотя в реальных единицах покупательная способность денежных купюр, выдаваемых на руки, не меняется.

К сожалению, большинство людей во всём мире продолжают жить в денежных иллюзиях, и плохо различают грань между денежной реальностью и иллюзией, так как по-прежнему доверяют своему восприятию, в данном случае, номинальной стоимости денег, а не оценивают их покупательную (реальную) способность.

Говоря проще, цифровой номинал купюр является денежной иллюзией для человека, и изменить это положение веще очень сложно, так как его обеспечивает государство (это основная причина не только денежных иллюзий, но и различных политических колебаний в обществах).

Больше всего подвержены денежным иллюзиям люди, проживающие в тех страна, где в течение многих лет им была обеспечена стабильная зарплата, так как им тяжелее всего понять, что это явление было всё равно оплачено кем-то и как-то, им непонятным или неизвестным способом.

Стабильность постоянно неизменной материальной базы была обеспечена также денежной иллюзией (кто-то работал за бесценок, а кто-то получал денежные купюры обеспеченные трудом первого, и мог их "обменять" на товары или услуги).

Денежные иллюзии помогают государству проще перераспределять плоды человеческого труда и материальные блага, иными словами, деньги становятся иллюзорными, когда их количество перестаёт поддаваться контролю их ограничения.

Большая часть людей не в состоянии понять, что повышение зарплат и цен не приносит реальной выгоды, так как это всего лишь проявление составной части процесса, что собственно и провоцирует создание денежной иллюзии роста благосостояния.

В реальности улучшение жизни и повышение благосостояния при обычном повышении заработной платы невозможно, так как одновременно происходит повышение зарплат у других людей, что сопровождается и повышением цен.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.