Макдональдс.

В 1940-е годы братья Дик и Мак Макдональд владели маленьким рестораном для автомобилистов. Располагалось это заведение в Калифорнии, Сан-Бернардино. Бизнес шел неплохо, принося до 200 тысяч долларов в год дохода. Однако братья решили не просто слегка улучшить его, а разработать абсолютно новую концепцию. В ее основе лежало быстрое обслуживание, низкие цены и большой объем продукции. Если раньше меню для барбекю насчитывало 25 блюд, то теперь в нем осталось всего 9.

Клиентам самим положить себе с прилавка нечто из списка: гамбургер, чизбургер, чипсы, пирожки, три вида прохладительных напитков, молоко и кофе. Вскоре к этому списку добавились молочные коктейли и картофель-фри. Для реализации нового проекта была переделана кухня, где все оборудование теперь оказалось выполненным из нержавейки. Там теперь можно было быстро и много готовить. Это позволило резки снизить и так невысокую цену на гамбургеры - с 30 центов до 15.

В декабре 1948 года открылся новый ресторан братьев Макдональд. Правда, потребовалось некоторое время на его раскрутку. Зато через несколько лет оказалось, что был точно ухвачен дух послевоенного времени. Небольшая фабрика по производству гамбургеров приносила ежегодную прибыль в 350 тысяч долларов. Новаторский подход смог увеличить число посетителей вдвое. В часы пик около небольшой стойки с гамбургерами толпилось до 150 посетителей.

Об успешной методике торговли в 1952 году написал журнал American Restaurant Magazine. В итоге братья стали получать до 10 запросов в день с просьбой поделиться секретом. Первым лицензиатом же стал Нейл Фокс, который держал ресторан для автолюбителей в Аризоне. Братья решили, что это заведение станет первым опытом в деле создания целой сети. Это здание с наклонной крышей и облицованное красно-белой плиткой, с золотыми арками перед входом стало классическим примером для первой волны ресторанов «Макдональдс».

Чтобы запустить процесс в новом месте, Дик и Мак ползали по теннисному корту, расчерчивая мелом конструкцию кухни. Было изучено даже движение сотрудников при приготовлении блюд, это дало возможность наиболее эффективно разместить оборудование. Мел смывался дождем, братьям приходилось рисовать заново, улучшая конструкцию. Ресторан оказался весьма успешным, а братья Макдональд стали пионерами френчайзинга.

За тысячу долларов они предлагали своим лицензиатам фирменное название «Макдональдс», принципиальное описание системы быстрого обслуживания. На пару недель в ресторан командировался Арт Бендер, который являлся первым работником братьев в их ресторане. Этот сотрудник помогал лицензиатам наладить работу. В 1954 году новая система попала под внимание обычному коммивояжеру Рею Кроку. Тому было уже 52 года. Пенсия, казалось, была не за горами.

Однако Крок смог основать компанию, которая и известна сегодня под название «Макдональдс». Это был довольно необычный человек. Он бросил школу в 15 лет и пошел на Первую мировую войну. Крок был мечтателем, который постоянно искал новые продукты для продажи. Начинал он с бумажных стаканчиков в Чикаго, затем была недвижимость во Флориде, а в ресторан «Макдональдс» в Сан-Бернардино он попал, будучи эксклюзивным дистрибьютором машин для приготовления коктейлей.

Крок заинтересовался, как братья умудрялись ежемесячно продавать целых 20 тысяч порций коктейля. Появившись в этом заведении утром и увидел, как быстро движется очередь покупателей бургеров и картошки, коммивояжер понял, что такая система будет работать везде.

Сами братья Макдональд не хотели заниматься глобальным контролем за расширением лицензионного бизнеса по стране, доверившись Рею Кроку. 2 марта 1955 года он основал новую френчайзинговую компанию «Макдоналдс Систем, Инк.». Уже 15 апреля 1955 года ресторан «Макдональдс» появился в Дез-Пленз, штат Иллинойс. Там первый гамбургер представил Арт Бендер, только на этот раз продукт принадлежал уже Рею Кроку.

Ушел на пенсию Бендер, будучи владельцем целых семи заведений. Крок сумел сохранить основные принципы структуры братьев - ограниченное меню, качественная еда, производство со сборочной линией, быстрое обслуживание. Вдобавок к этому добавились еще и стандарты чистоты. Знания коммивояжера в френчайзинге помогли Кроку в создании целой системы.

По соглашению с братьями Макдональд, от Крока они получали до 950 долларов за каждый новый ресторан и небольшую часть от товарооборота. Компания стала выкупать или арендовать недвижимость своих ресторанов, что обеспечило конкурентное преимущество. Крок старался, чтобы лицензиаты постоянно повышали свой товарооборот. Ведь их неудача накладывала отпечаток и на компанию. Благодаря умению вести переговоры Крок уговаривал поставщиков, менеджеров, кредиторов. Он был настолько поглощен своей миссией, что до 1961 года работал вообще за бесплатно.

К началу 1957 году 14 ресторанов «Макдональдс» продали 50 миллионов гамбургеров, товарооборот составлял 1,2 миллиона долларов. А через 4 года существовало уже 228 таких заведений, которые продали 400 миллионов гамбургеров на сумму в 37,6 миллионов долларов. Крок понимал, что для дальнейшего развития ему необходимо было выкупить бизнес у братьев Макдональд. Ведь чистая прибыль компании Крока составляла всего 77 тысяч долларов в год, при долгах в 5,7 миллиона.

Братья запросили 2,7 миллиона долларов, из которых 700 тысяч ушли бы в качестве налогов. Такова была цена за изобретение индустрии быстрого обслуживания. Крок взял заем под залог недвижимости своей компании, выплата займа обошлась ему в итоге в 14 миллионов долларов. Зато теперь растущая система находилась в руках одного хозяина.

Основой для роста в США стали товарооборот, разветвленная сеть ресторанов, количество гамбургеров и установление высоких стандартов качества. В 1963 году в прямом эфире на телешоу Рей Крок продал миллиардный гамбургер. В 1965 году в честь 10-летнего юбилея компании прошла национальная встреча лицензиатов во Флориде. В том же году «Макдональдс» стала акционерной компанией, выйдя на рынок с акциями по 22,5 долларов. Буквально за несколько недель эти бумаги увеличили свою стоимость вдвое.

Работа Рея Крока без зарплаты принесла свои плоды. Он сразу же стал мультимиллионером. А в 1966 году компания появилась в списках Нью-Йоркской биржи, что стало важным шагом для ресторанов, торгующих гамбургерами. В 1967 году произошло и первое повышение цен - главное блюдо выросло в цене с 15 до 18 центов. Зато в 1968 году открылся уже тысячный ресторан в Дез-Плензе, неподалеку от первого заведения Крока.

К 1970 году ресторанов насчитывалось уже 1600, они присутствовали в 50 штатах и 4 странах. Товарооборот достиг 587 миллиона долларов. Через пару лет была превышена миллиардная отметка по этому показателю. В 1975 году открылся первый ресторан МакАвто, товарооборот более чем 3000 компаний составил 2,5 миллиарда долларов. Тогда же компания продала и 20-миллиардный гамбургер. В 1977 году Рей Крок стал старшим председателем компании, а председателем правления стал Фред Тернер. Когда-то он работал на гриле в первом заведении Крока.

В 1980 году компания владела 6263 ресторанами в 27 странах мира. Они продали более 35 миллиардов гамбургеров и обеспечивали товарооборот в 6,2 миллиарда. 14 января 1984 года скончался Рей Крок, успев сделать все запланированное со своей компанией. К 1990 году товарооборот достиг 18,7 миллиардов, а в 54 странах присутствовало уже 11800 заведений.

История развития «Макдональдс» в других странах была не такой гладкой. Были и неудачные старты в Голландии, и на Карибах. Менеджеры пытались приспособить меню к местным реалиям, пока не поняли простую вещь - то, что хорошо работает в США, сработает везде. Важной частью успеха становился сильный партнер, подготовленный к бизнесу. Ярким примером стала Япония.

В 1971 году партнером «Макдональдс» там стал импортером одежды, обуви и сумок Ден Фуджита. Первое заведение появилось в 1971 году на крошечной площади в 50 квадратных метров в самом центре Токио. Для ее возведения понадобилось всего 39 часов вместо традиционных 3 месяцев. В первый же день работы ресторан продал товара на 3 тысячи долларов, а в конце 1993 году «Макдональдс» стала самой успешной сетью ресторанов в стране с 2300 точками.

В том же 1971 году открылись рестораны в Германии и Австралии, во Франции и Англии «Макдональдс» появились в начале 1970-х. В каждой из этих стран открыто более 600 ресторанов американского бренда. Именно Канада, Япония, Франция, Германия, Англия и Австралия и известны, как большая шестерка «Макдональдс», обеспечивая 80% всей прибыли за пределами США. Появление торговой точки в России вызвало настоящий бум. Заведение в 2200 квадратных метров в первый же день посетило более 30 тысяч человек, что стало настоящим рекордом. А ведь переговоры об открытии такого ресторана велись еще с 1976 года.

Открытие «Макдональдс» в Пекине в апреле 1992 года установило новый рекорд - 40 тысяч посетителей за день. Сеть ресторанов стала популярной в Восточной Европе, открылись они и на Ближнем Востоке. Там еда готовится в соответствии с исламскими законами. В Саудовской Аравии нет к тому же плакатов с изображением клоуна Роналда, так как ислам запрещает изображения идолов. А в 1995 году появился первый кошерный «Макдональдс» в Иерусалиме.

Так что увеличение числа заведений по всему миру подтвердили правоту Рея Крока, который понял универсальность формулы обслуживания. Сегодня чистая прибыль торговой сети составляет более 5 миллиардов долларов в год, а работает в «Макдональдс» около 700 тысяч человек.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.