Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Самые значительные потери в искусстве

Человечество не может бережно относиться к своему наследию, в истории изобразительного искусства насчитывается множество случаев, когда произведения творцов заметно страдали из-за невнимательного к ним отношения. Расскажем же о самых значительных потерях и повреждениях в мире искусства.

Скульптура Венеры Милосской. Сегодня данная скульптура хранится в Лувре. Человечество открыло для себя Венеру в 1820 году, когда она была найдена на острове Милос. Французские моряки быстро осознали культурную ценность находки, однако при ее транспортировке развязалась драка и обе руки откололись. Усталые матросы отказались вернуться и искать отколовшиеся части. В результате у скульптуры откололась правая рука на уровне груди, а левая - у самого плеча. До сих пор ведутся споры о том, что же было в руках у Венеры. Многие склоняются к мысли о том, что в левой ее руке было яблоко. Но и в таком виде Венера Милосская остается культурным достоянием человечества.

Эскиз к "Окруженным островам", Кристо и Жанна-Клод. Болгарин Кристо и его жена Жанна-Клод, выступающая соавтором, стали известны своей инсталляцией, в ходе которой розовым полипропиленом было окружено 11 искусственных островов неподалеку от Майами. Проект готовился на протяжении трех лет, в ходе чего было сделано множество коллажей, чертежей и предварительных рисунков. Однако при подготовке пострадал один из эскизов - при транспортировке вилочный автопогрузчик проехал через произведение. Сейчас поврежденная работа хранится в Лондоне, в офисе страховой компании Axa Art. Эскиз не продается, так как сам Кристо предпочитает не продавать свои поврежденные работы.

Картина "Сон", Пабло Пикассо. Картиной долго владел хозяин одного из казино Лас-Вегаса, Стив Уинн, владеющий значительной коллекцией произведений искусства. И вот в 2006 году он согласился продать "Сон" за сумму в 139 миллионов долларов. Однако миллиардер при демонстрации полотна гостям активно жестикулировал, случайно оступился и локтем прорвал в картине дыру. Инцидент был объяснен тем, что у Уинна было нарушено зрение, и он не может точно рассчитывать расстояние до предметов. Как следствие, Уинн отказался от продажи полотна, а после окончания реставрации решил оставить шедевр Пикассо у себя. Миллиардер решил, что произошедшее - знак судьбы. Так "Сон" не стал самой дорогой картиной в истории, оставшись в кабинете своего старого хозяина.

Китайские вазы эпохи Цин. В 2006 году у одного из посетителей кембриджского Музея Фитцуильяма в Англии развязался шнурок, мужчина наступил на него и покатился по лестнице вниз. Но несчастный увлек за собой и три 300-летние вазы эпохи Цин. А ведь именно китайский фарфор 17 столетия являлся главной достопримечательностью музея! Два с половиной дня сотрудники музея собирали по кусочкам разлетевшиеся в дребезги вазы, самая большая из которых весила 45 кг. Реставрация изысканных шедевров длилась полгода. Мужчину, разбившего вазы, естественно задержали, однако быстро выяснили, что в его действиях не было злого умысла. В результате он был отпущен, а вазы и поныне демонстрируются в музее Фитцуильяма.

Воссоздание первой публичной декларации саморазрушающего искусства, Густав Метцгер. Этот термин был введен в обиход художников Густавом Метцгером. Он в 1960 году представил публике прозрачный пластиковый пакет, наполненный мусором, и заявил, что это и есть символ конечности искусства. Пакет был часть инсталляции, в которую также входила и нейлоновая картина, разъеденная кислотой. Автор своей работой выражал взгляд на произведения искусства в законченной стадии и то, что их ждет последствии. Работа Метцгера была воссоздана в 2004 году для демонстрации в одной из лондонских галерей. Однако история искусства оказалась плохо знакомой одному из уборщиков, который просто взял и выкинул этот мешок. Предмет искусства быстро извлеки из контейнера, однако автор заявил, что его мусор настолько поврежден, что требуется изготовление копии. И Метцгер быстро предоставил музею аналогичное произведение. В самой галерее объяснили произошедшее тем, что вокруг арт-произведения с мусором не было специального ограждения, как у других экспонатов.

Скульптура "Дом", Рейчел Уайтред. Осенью 1993 года британской художницей Рейчел Уайтред была создана гигантская скульптура дома в викторианском стиле. Она получила короткое и емкое название "Дом". Когда-то, в 19 столетии, в лондонском Ист-Энде таких зданий было множество, однако после войны практически всего они были снесены. Скульптура представляла собой бетонный слепок как раз такого дома. Работа Уайтред была по достоинству оценена, автор получил престижную премию имени Тернера. Однако данная скульптура не очень понравилась самим местным жителям и при перепланировке улицы строение попросту снесли.

Выставка Painting-By-Numbers, Дэмиен Херст. В 2001 году Херст решил оригинально оформить свою выставку. Для этого по всему пространств галереи были разбросаны пустые пивные бутылки, банки с краской и переполненные пепельницы. Все они имитировали творческий беспорядок в мастерской. Однако данный креатив не был оценен уборщиками, которые убрали весь мусор. В итоге пришлось "украшать" галерею заново, но это не расстроило художника, который посчитал произошедшее смешным недоразумением.

Роспись "Криминальное чтиво", Бэнкси. Уличные художники могут неплохо зарабатывать, так, одна из работ мастера по прозвищу Бэнкси недавно была продана на аукционе Сотбис за сумму в 102 тысячи фунтов стерлингов. Но самым известным трудом художника стала огромная роспись "Криминальное чтиво", расположенная в лондонском Ист-Энде на стене электростанции. Картина изображала героев кинофильма Квентина Тарантино, которых сыграли Джон Траволта и Сэмюэл Л.Джексон. Мужчины целятся в своих врагов, однако в их руках не пистолеты, а "уорхоловские" бананы. Это произведение искусства стало одним из самых известных творений художника, оно было очень популярно как среди туристов, так и среди жителей Лондона. Однако власти столицы посчитали работу вандализмом и повелели рабочим закрасить ее, несмотря на то, что она оценивалась в 500 тысяч долларов. Фреска просуществовала около 5 лет, а ее уничтожение привело к резкому росту цен на работы художника.

Рельеф работы Крейга Кауфмана. В 2006 году прошла выставка "Лос-Анджелес 1955-1985: Рождение столицы мира искусства", местом ее проведения был выбран парижский Центр Помпиду. Для выставки работы были представлены ведущими американскими коллекционерами и арт-диллерами. Они, естественно, надеялись, что их работы вернутся домой в целости и сохранности. Однако барельеф Крейга Кауфмана рухнул со стены. Удивительно, но произведение пережило до того целых три землетрясения в Лос-Анджелесе. А рушиться произведения искусства начали еще перед самым открытием выставки - со стены упал черный брусок размером 2,44 м на 12,7 см, произведение минималиста Питера Александера.

Картина "Актер", Пабло Пикассо. В январе 2010 года New York Times сообщила о повреждении этой картины, выставленной в нью-йоркском музее искусств Метрополитен. Инцидент произошел 22 января, когда одна из посетительниц группы дополнительного образования вдруг потеряла сознание и упала на картину. Как результат - образовавшийся на полотне надрыв длиной в 15 сантиметров. Пострадавшая картина была сразу же унесена в служебное помещение, где эксперты оценили размер причиненного ущерба. Сотрудники музея утверждают, что центральная часть композиции не была повреждена и реставрация будет несложной и недолгой.

Барельеф с изображением Святого Архангела Михаила, Андреа делла Робье. В этом же музее 2 июля 2008 года произошло еще одно происшествие, на этот раз пострадал средневековый барельеф, изображавший в полной амуниции Святого Архангела Михаила. Терракотовый барельеф, датированный 1475 годом, располагался под потолком музея. Андреа дела Робье создал свой шедевр для католического храма в городке Фаэнза, что в Италии. До 1960 года барельеф был в частной коллекции, однако затем его приобрел музей для украшения зала Европейской культуры. С 1996 года Святой Михаил был водружен под потолок прямо над проходом. К счастью, во время падения скульптуры никто не пострадал, происшествие случилось еще до открытия композиции.

Картина "Аллегория лжи", Сальватор Роза. В известной флорентийской галерее Уффици в июне 2007 года произошло неприятное событие - одна из туристок случайно повредила картину 17 века. Здесь проходила выставка "Философская любовь" и пострадавшая картина Розы "Аллегория лжи" была как раз одной из жемчужин композиции. Посетительница поднялась на ступеньку лестницы, чтобы получше рассмотреть шедевр, однако потеряла равновесия и вынуждена была зацепиться за картину, тем самым порвав ее. Виновницу быстро определили с помощью камер видеонаблюдения, однако ущерб оказался невелик, и спустя несколько часов после случившегося картина снова заняла свое место.

Статуя Адама, Туллио Ломбардо. Данная работа была создана примерно в 1490-1495 годах, она украшала гробницу венецианского дожа Андреа Вендрамина. Рост Адама из мрамора составляет 85 см, он своей рукой опирается на дерево, увитое виноградной лозой. Вокруг растения обвивается змей, другая же рука Адама сжимала яблоко. В свое время в состав композиции входила и Ева. Эта статуя считается первым монументальным изображением обнаженного мужского тела в эпоху Возрождения, а располагалась она в нью-йоркском музее Метрополитен. Но вот, в октябре 2002 года, 10 сантиметровый фанерный пьедестал, на котором располагалась статуя, внезапно деформировался и она упала. Адам разлетелся на десятки обломков, лишь по счастливой случайности остались целыми его голова и торс.

Фреска "Тайная вечеря", Леонардо да Винчи. Великий художник рисовал свой труд в 15 веке по сырой штукатурке, тогда для разведения краски использовалась смесь яичных желтков и уксуса. Уже через несколько лет фреска стала осыпаться, а всего спустя полвека ее уже считали испорченной. Картину завесили в 18 веке драпировкой, которая, как оказалось, накапливала в себе влагу. При снятии же ткани, та еще и поцарапала полотно. Самая последняя попытка отреставрировать знаменитую фреску длилась долгий 21 год.

Пьета "Оплакивание Христа", Микеланджело. Это единственная подписанная мастером работа, из мрамора были высечены фигуры Христа и оплакивающей его Марии. Пьета должна была украшать гробницу кардинала Билэра, однако в 18 веке ее доставили в Ватикан, для украшения одной из базилик храма Святого Петра. Уже при транспортировке пальцы левой руки Мадонны были повреждены, а 1972 году на статую напал венгерский геолог с криками о своем божественном происхождении. После реставрации статуя была помещена под пуленепробиваемое стекло.

Картина "Мона Лиза", Леонардо да Винчи. Эта картина является, пожалуй, самой известной в мире. Неудивительно, что к ней приковано внимание всех, в том числе и вандалов. Портрет госпожи Джоконды написан примерно в 1503-1505 годах и ныне хранится в Лувре. В 1956 году один из посетителей облил шедевр кислотой, повредив нижнюю часть. В тоже же году боливиец Вильегас бросил в картину камень и повредил слой краски около локтя женщины. Это заставило администрацию музея защитить творение пуленепробиваемым стеклом, но и это не остановило вандалов. В 1974 году одна женщина, в знак борьбы за права инвалидов, пыталась облить полотно красной краской, "Мона Лиза" в то время находилась на выставке в Токио. А в апреле 2009 года россиянка запустила в стекло чашкой, лишь немного повредив его.

Статуя Папы Римского Юлия II, Микеланджело. Вся история взаимоотношений Папы и великого творца пропитана вспышками гнева, конфликтами и разногласиями. В итоге Микеланджело создал-таки бронзовую статую первосвященника, которая и была поставлена в Болонье, на фасад церкви. Однако вскоре местные жители под предводительством своего герцога восстали против папской власти, бронзовая статуя была сброшена и разбита. Рачительный герцог Альфонсо д’Эсте, большой поклонник артиллерии, переплавил остатки шедевра в пушку, назвав ее "Юлия". Сегодня не сохранилось даже копии этой статуи, известно лишь, что Папа правой рукой благословлял, а в левой держал меч.