Проказа.

Проказа (лепра) является одной из самых страшных болезней. Мы прочно ассоциируем ее со средневековьем. Тогда люди сторонились прокаженных, у которых гнила плоть. Присутствие этих людей-призраков сопровождалось звоном колокольчика, их помещали в колонии, где никто толком не лечил. Древнее заболевание упоминается еще в Библии. О ней писал Гиппократ и древние индийцы.

В древности заболевание считалось божьей карой. Только в 1873 году был выявлен возбудитель лепры, человек научился эффективно бороться с проказой. Но о болезни большинство людей знает немного, доверяя ярким образам из книг и фильмов, а не фактам. Вот их то мы и попытаемся напомнить, сделав проказу и более понятной, и не такой страшной.

Проказа все еще существует. Обычно об этом заболевании говорят в контексте Средневековья или же библейской чумы. Однако болезнь существует и в современном мире. Специалисты полагают, что сегодня лепрой поражено от двух до трех миллионов человек. Точное число установить трудно, так как большинство больных проказой живут в бедных и слаборазвитых районах. Считается, что в одной только Индии около миллиона прокаженных, при этом Всемирная организация здравоохранения отмечает даже рост числа заболеваний в некоторых районах страны. Есть регионы в Индии, где лепра официально искоренена еще в 2005 году, но в некоторых местах произошло даже резкое возрождение заболевания с тех пор. Между 2010 и 2011 годами врачи зафиксировали более 125 тысяч новых случаев заболевания. И не стоит думать, что болезнь существует только в отдаленных районах отсталой Индии. На юге США в 2009 году было зафиксировано 213 новых случаев проказы, всего же по стране около 6500 больных лепрой.

Колокольчики на прокаженных. Многие знают, что перемещение прокаженных сопровождалось звоном колокольчиков, которые были надеты на несчастных. Так люди должны были знать, что приближается больной человек и уйти с его дороги. На самом деле изначально колокольчики имели другую цель, противоположную. Вплоть до XIV века прокаженные полагались на доброту незнакомцев. Многие больные потеряли свой голос, а звоном привлекали к себе внимание, чтобы им поднесли подаяние. Эти пожертвования зачастую были для прокаженных единственным способом выжить. И никто не пугался этого. Ведь в средние века после Крестовых походов многие рыцари вернулись из Святой Земли уже с проказой. Это заболевание стало считаться праведным. В некоторых местах прокаженным даже отдавали фиксированную часть продуктов с базара. Правда, со временем некоторые города запретили пользоваться колокольчиками, ведь больные начинали заниматься натуральным вымогательством.

Прокаженных изначально изолировали от людей. Благодаря современным археологическим исследованиям стало ясно, что наши представления о средневековых прокаженных являются не совсем правильными. Между 1000 и 1500 годами европейцы относили к проказе довольно разнообразные кожаные заболевания. Раскопки лечебниц во Франции и Англии показали, что там находились не только больные лепрой (болезнью Хансена), но и страдающие от туберкулеза, недоедания. И хотя сами лечебницы находились на окраинах средневековых городов, можно отметить сам факт их существования. Стало быть, больных не подвергали преследованию и остракизму. С учетом качества первых лепрозориев можно считать, что пациенты получали довольно профессиональную помощь, какая вообще могла предлагаться на тот момент. Большинство таких строений были качественно построены, расширены и даже ремонтировались по мере необходимости. В таких больницах были не только общие палаты, но и часовни, а также кладбища. Там пациентов хоронили в тщательно выкопанных могилах. На них устанавливали отдельные надгробия, существовала религиозная иконография. И только с приходом эпидемий чумы инфекционных больных стали сторониться, но это уже не помогло.

Религия распространяла ее, а чума практически остановила. В попытке проследить распространение проказы раскрылись некоторые странные детали. Сравнение патологий разных штаммов показало, что Европу около тысячи лет назад поразила та проказа, чей тип был распространен на Ближнем Востоке. В настоящее время насчитывается 11 разновидностей лепры, исследователи могут проследить, откуда они берут начало и как распространялась болезнь. Наиболее бурно это происходило во времена Крестовых походов. Четверть населения Европы страдала от проказы, чему способствовало появление на континенте новых болезней. Ранее изолированные популяции не имели к ним иммунитета. Таким образом религиозные войны способствовали распространению проказы, а вот остановить ее смогла чума. Когда Черная смерть опустошила Европу, отметилось резкое падение числа лепры. Одна из теорий гласит, что у человека сформировался иммунитет к этому заболеванию (сегодня до 95% населения обладает естественной защитой). По другой версии чума сперва убивала тех, кто был наиболее восприимчив к проказе. Эти люди уже страдали от недоедания и имели ослабший иммунитет.

Королевский уход. Не стоит думать, что прокаженные в средние века были обречены. Тем более за ними ухаживали даже монархи. Так, королева Матильда Шотландская была известна своими благотворительными актами, она особо подчеркивала, что распространяет свою благодать и на прокаженных подданных. И королева в уходе за ними зашла так далеко, что приглашала больных в свои личные комнаты, публично прикасалась к их ранам, стремясь развеять опасения людей. Матильда пошла по стопам своей матери Маргарет, которую канонизировали в 1250 году за благотворительную деятельность. Вместе со своим отцом, Малькольмом, Матильда во время Великого поста омывала ноги всем страждущим. Она основала больницу Святого Жиля, в которой осуществлялся уход именно за прокаженными. Королева выделяла средства на другие, аналогичные учреждения. Речь идет о больнице в Чичестере и женском комплексе в Вестминстере. И английский король Иоанн также установил законы, облегчающие жизнь прокаженных. Он устроил очень популярную ярмарку в Кембридже, которая позволила прокаженным получить дополнительный доход.

Проказа передается броненосцами. Большинство болезней существует в пределах одного вида живых существ. Другие же, как грипп и бешенство, могут переходить от животного к человеку и обратно. Долгое время считалось, что проказа - исключительно человеческое заболевание. Однако в последнее время стало известно, что вирус может распространяться еще и с помощью броненосцев. В настоящее время каждое пятое такое дикое животное является носителем проказы. На юге США на броненосцев охотятся ради их мяса. Поедая такую пищу, можно действительно заразиться лепрой. Симптомы этого обычно плохо диагностируются, ведь проказа - редкое для региона заболевание. В итоге в некоторых случаях дело может дойти до необратимой фазы. Но есть в этом факте и свои плюсы. Вирус не может существовать без носителя - образцы в лабораториях умирают за несколько дней. Теперь же с помощью броненосцев исследователи получили возможность изучать заболевание не только на основе человеческого организма. Использовать для опытов животных куда практичнее.

Плоть не гниет. Представляя прокаженного, мы так и видим, как гниет его тело и от него отваливаются куски плоти. Такой образ порожден видом фактических симптомов, кожных воспалений и ран. Однако эти классические образцы поражения могут быть очень слабыми, с небольшим обесцвечиванием вдоль граничной линии. Гнилой же плоти лепра не порождает. Кожа может деформироваться до ненормальных наростов, пятен, большие площади теряют чувствительность. Такие онемения вместе с пораженными нервами лишают человека ощущения своего тела, что приводит к целому ряду других проблем. Мы полагаемся на чувства, реагируя на боль, и говорим об этом, когда есть неприятные ощущения. А больные проказой могут страдать от порезов и ожогов, даже не понимая, что происходит что-то плохое. Травмы, которых в обычной жизни мы избегаем за счет предупреждающей реакции, тут могут стать серьезными. И если не проводить своевременного полноценного лечения, то онемение может превратиться в паралич. Проказа созревает в организме медленно, симптомы после заражения могут проявляться до 10 лет. Это делает трудным диагностирование.

Библейская проказа проказой не была. Одна из причин избегания прокаженных в поздней части Средневековья стало «библейское» клеймо на таких людях. В священной книге есть описание лепры, но более пристальный взгляд на эти строки выявит, что речь идет о чем-то совершенно отличном от той болезни Хансена, которую мы знаем сегодня. В Библии проказу называют sara'at, ее описывают, как кожную инфекцию. Но с учетом современных знаний о болезнях и симптомах именно проказы, речь может идти о чем угодно: от сыпи до покраснения участков кожи на опухших местах. Священники быстро поставили диагноз таким кожным проблемам - проказа, заявив о ее крайней заразности. Это опровергается современной медициной. Археологические раскопки с мест, где творились библейские события, не обнаружили известных сегодня признаков проказы, ее классические проявления - потеря чувствительности, деформация кожи вообще не упоминаются в библейских текстах. Возможно, Библия, что важно, описывает поражение проказой за счет неодушевленных предметов. Так, плесень на человеке, его одежде или в жилье считали признаками грязи и нечистоплотности. Священник изучал это место и заявлял, что проказа является результатом божьего гнева, который покарал нечестивца. А в доме в таком случае объявлялся карантин, это место подвергалось очистке. Если же плесень не удавалось победить, то все жилище уничтожалось.

Профилактические Погребения. Проказа распространилась не только в Европе, но и в Азии, а также в Северной и Южной Америке. Люди по всему миру разделяли опасения европейцев относительно этого страшного заболевание. Именно этим и можно объяснить странные методы захоронения. Так в Японии, в местности Набе-Кабури, больных проказой хоронили с горшками на головах. Археологи нашли 105 таких погребений, включающие, как мужчин, так и женщин самых разных возрастов. Горшки использовались железные, фаянсовые или самые простые, от ступок. Самые ранние останки датируются XV веком, а самые поздние - XIX столетием. В японском фольклоре считается, что горшок на голове способен остановить распространение болезни, которая убила человека. Долгое время считалось, что есть связь между народными легендами и проказой. Теперь же с последними достижениями науки действительно стало известно, что многие в Набе-Кабури страдали от лепры.

Прокаженные рыцари. Считается, что прокаженные имели плохую репутацию и в целом подвергались остракизму со стороны христианского населения. Но орден Святого Лазаря Иерусалимского появился как раз благодаря такой болезни, он приветствовал в своих рядах прокаженных рыцарей. После захвата Иерусалима в конце Первого Крестового похода в 1099 году вторгшиеся в город европейские рыцари захватили и больницу с прокаженными. Первый настоятель госпиталя стал известен, как Блаженный Жерар, несколько десятков лет эта больница финансировалась Мальтийским орденом. Как уже упоминалось, число заболевших проказой значительно выросло за годы крестовых походов. В больницу попало так много рыцарей, что организация превратилась в военную. А заболевшие страшной проказой объединились в орден Святого Лазаря, который финансировался тамплиерами. Посланники организации сперва отправились во Францию, а потом в Англию. Рыцари хотели создать отделения своего ордена в Европе. А оригинальное здание в Иерусалиме было расширено за счет объединения с женским монастырем. Это дало монахиням защиту и обеспечило их пищей. Постепенно орден включил в себя несколько часовен, мельницу и еще несколько больниц. Вторжение Саладина прекратило расширение организации, но она все еще оставалась под защитой папства. Когда большая часть первоначальных членов умерла, в орден были набраны новые рыцари, уже здоровые. Орден Святого Лазаря Иерусалимского существует до сих пор. Его филиалы по всему миру стремятся служить своей вере так же смиренно и преданно, как прокаженные рыцари много веков назад.

Прокаженные святые. Когда проказа пришла на Гавайи в XIX веке, страждущих отделили и перевели на остров Молокаи. Заботиться за изолированными больными вызвался бельгийский эмигрант Иосиф де Вёстер. На его попечении оказалось более 700 прокаженных. Он был не первым, кто взялся за такое дело, но его колония оказалась самой большой. Де Вёстер стал больше, чем просто настоятелем. Он взял имя отец Дамиан, обеспечивая не только медицинскую помощь, но еще и личное участие. Бельгиец получил колонию, которая лишена была средств к существованию. Он сумел построить тут храм, фермы, школы и кладбища, обратив внимание на проблему правительства. Священник наладил жизнь в колонии. После 12 лет жизни среди прокаженных Дамиан де Вёстер сам получил такой диагноз. Он скончался в 1889 году в возрасте 49 лет. В последние моменты рядом с ним была Мать Марианна, другой преданный такому же делу волонтер. И она посвятила свою жизнь служению обществу прокаженных на Гавайах. Эта францисканская сестра приехала на острова в 1883 году в возрасте 45 лет. Она продолжала служить благому делу вплоть до 1918 года, когда скончалась в 80-летнем возрасте. Отца Дамиана Папа Римский Бенедикт XVI 11 октября 2009 года признал святым, а мать Марианну канонизировали в октябре 2012 года. Так церковь признала беззаветную преданность этих людей тем несчастным, кого общество отринуло.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.