Самые известные скульптуры.

В культурах разных стран понятие самой известной скульптуры может разниться. Так, для жителя Нью-Йорка самой известной статуей несомненно является статуя Свободы. Поэтому составить десятку действительно самых известных и значимых статуй является непростым занятием.

Каждый может и не соглашаться с рейтингом, ведь в него не попали многие другие мировые шедевры - это и богиня Ника в Лувре, Писающий мальчик в Брюсселе, Русалочка в Копенгагене, памятник Кафке в Праге, Родина-мать в Волгограде и упомянутая уже статуя Свободы.

1. На этом месте заслуженно расположилось творение Микеланджело "Давид". Это работа символизирует нее только эпоху Возрождения, но и человеческий творческий гений в целом. В 1501 году амбициозный и молодой Микеланджело получил контракт на создание статуи Давида, чтобы та украсила собор Флоренции. Надо сказать, что идея окружить здание двенадцатью крупными скульптурами персонажей Ветхого завета витала в воздухе уже полвека до этого. Однако к 1464 году было выполнено лишь два изваяния, одно из них было выполнено Донетелло, а другое - его учеником Агостино ди Дуччио. Тогда то и началась работа над гигантской глыбой мрамора для будущей статуи Давида. Однако Агостино оставил работу вместе со смертью своего учителя, вскоре контракт был прерван и со следующим архитектором - Антонио Росселлино. К началу 16-го века мрамор представлял собой жалкое зрелище, однако специалистами было решено, что камень годен для обработки. Около двух лет продолжалась работа Микеланджело, в своих трудах скульптор отошел от традиций изображать Давида с головой Голиафа в руках. Эта статуя изображает молодого героя, который, кажется, только готовится к великой битве. По завершении работ над статуей было решено не размещать ее в храме, а украсить главную городскую площадь. Там то "Давид" сменил "Юдифь и Олоферн" работы Донателло, олицетворяя героическую борьбу горожан против тирании и за свободу. Со временем, в 1873 году, статуя была перенесена в Академию изящных искусств, чтобы обезопасить шедевр от воздействий осадков и ветра. А на площади Синьории в 1910 году расположилась копия скульптуры. Интересно, что именно "Давид" является одной из самых копируемых скульптур, свой "Давид" есть даже и в Пушкинском музее. Ученые и исследователи тщательно изучали тело изображенного героя, обнаружилось, что Давид на скульптуре не обрезан, вопреки иудейским традициям. Также оказалось, что с целью достичь большей художественной выразительности Микеланджело сознательно исказил пропорции тела героя, особенно в верхней его части. Ученые считают, что между правой лопаткой и позвоночником к тому же не хватает одной мышцы.

2. Другим шедевром скульптуры является Венера Милосская. Ее копия украшает холлы музеев, разнообразных учреждений и частных особняков. Сама работа с 1821 года выставлена в Лувре. Автор же популярной и совершенной скульптуры так и остался неизвестным, неясно и точное время ее создания. Оценивается, что она была сотворена от 130 до 100 года до н.э. Авторами ее в разное время считались скульпторы Пракситель или Агесандр. Работа высотой более двух метров представляет собой богиню красоты Афродиту, выполненную из белого мрамора. Интересно, что работы такого типа (Афродиты Книдской) были впервые созданы еще в 350 году до н.э, богиня на них стыдливо прикрывала рукой упавшую одежду. Скульптура была обнаружена в 1820 году крестьянином Йоргосом Кентротасом с острова Милос, расположенного в Эгейском море. Первоначально статуя была найдена в земле в целом состоянии, с руками. Однако последующий конфликт между французами и турками за право обладание скульптурой привел к ее повреждению. Утрачена была и база с указанием автора работы. Доподлинно неизвестно, чем именно были заняты руки богини, есть версии о том, что это были зеркальце и щит, или яблоко, врученное Афродите Парисом.

3. "Мыслитель" Родена занимает в нашем рейтинге третье место, интересно, что самая известная работа скульптора была изначально задумана как всего лишь часть композиции, посвященной "Божественной комедии" Данте. Автор планировал, что группа его скульптур украсит ворота парижского музея декоративного искусства. Изначально работа получила название "Поэт", Роден изобразил в ней самого Данте, и она должна была занять центральное место над воротами. Однако скульптор понял, что статуя обладает гораздо более широкой тематикой, человек воплощенный в ней переживает глубокую внутреннюю борьбу. Сама работа была создана в период 1880-1882 годы, оригинал ее занял место в музее Родена, в Париже, а бронзовая копия находится на его могиле. По всему миру разбросано более 20 копий работы, самые известные из них находятся у ворот Колумбийского университета, у ворот музея Родена в Филадельфии. Моделью для скульптуры, как и для многих других работ мастера, стал мускулистый боксер Жан Бо. Высота же статуи сегодня составляет 181 см.

4. Другой известной работой Микеланджело стала его пьета "Оплакивание Христа", созданная в 1499 году. Высота работы 174 см, она украшает собой сегодня Собор Святого Петра в Ватикане. Это первая пьета мастера и самая его известная. К тому же это единственная работа Микеланджело, подписанная им. Скульптура представляет собой фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину. Заказчиком работы выступил кардинал Жан Билэр, решивший, что такая скульптура должна украшать его гробницу. Однако в 18 веке статуя была перенесена в одну из базилик Собора Святого Петра. Помимо повреждений пальцев руки Мадонны при транспортировке, в 1972 году на творение было совершено покушение геолога с молотком, после реставрации статуя ограждена пуленепробиваемым стеклом. Сама скульптура изображает Деву Марию, держащую на руках тело сына после его смерти. Композиция высечена из цельного куска мрамора, Мария изображена молодой и внеземной, в противовес бытующим тогда принципам изображать Мадонну уставшей, понурой и убитой горем. Микеланджело создал сложную композицию, так как в одном изваянии сошлись две крупные фигуры. Здесь они трактуются как единое целое, хотя умело противопоставляются мужское и женское, живое и мертвое, нагота и одежда, вертикальное и горизонтальное положение тел. Крупные складки одежды Мадонны являются своеобразным пьедесталом для всей композиции, олицетворяя духовную мощь женщины и контрастируя с ее мягкими чертами лица.

5. Обычно искусствоведы оспаривают место в списках шедевров это изображение Октавиана Августа, как и его предшественника Юлия Цезаря, однако они известны каждому еще со школы. Октавиан был первым римский императором, ему ставится в заслуги прекращение междоусобиц и установление в Риме мира. Будучи внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, император не обладал его гением, однако умело пользовался теми средствами, чтобы были у него в распоряжении. Уже после смерти императора Августа была создана его знаменитая мраморная скульптура, покрытая листовой бронзой. Найдена скульптура была в 1863 году, на вилле жены императора. Статуя является копией с бронзового оригинала, созданного в 20 году до н.э., считается, что она обладает портретным сходством с самим Октавианом. Сегодня двухметровая статуя "Август из Прима-Порта" хранится в ватиканском музее Кьярамонти. На портрете изображен Октавиан, обращающийся к своим войскам, Амур же у его ног свидетельствует о происхождении рода Августов-Юлиев от Венеры.

6. Любовь всегда вдохновляла творцов на создание шедевров, одной из самых известных романтических пар в истории стали Франческа да Римини и Пауло Малатеста. Именно они вдохновляли Данте, им же посвятил свою скульптуру "Поцелуи" и Роден. Первоначально работа должна была стать частью композиции "Ворота ада", однако мастер вскоре понял, что скульптура не подходит по настроению, и выделил ее в отдельную композицию. Чтобы создать ощущение реальности, Роден умело использовал тень и свет, позже похожий прием с использованием цвета использовали импрессионисты. В момент создания скульптуры творец переживал роман с юной Камиллой Клодель, которая была младше его на двадцать шесть лет. Неудивительно, что любовь, пылающая в сердце Родена, подвигла его на создание скульптуры, отражающей не только классический сюжет, но и собственные чувства. Скульптура хранится сейчас в Париже, в музее Родена.

7. Одной из самых узнаваемых статуй в мире несомненно является "Правосудие", которое изображает богиню Темис или же Фемиду. Женщина показана с закрытыми глазами, в одной ее руке - меч, а в другой - весы. Такое изображение правосудия дошло до нас еще из Древней Греции и Рима. Повязка символизирует беспристрастие, весы - веру и справедливость, ими богиня взвешивала дурные и добрые поступки человека, определяя посмертную его судьбу. Меч же олицетворяет возмездие, при этом орудие обоюдоострое, символизируя тем самым не только кару, но и предупреждение. Сегодня таких статуй сохранилось довольно много, выделить какую-то одну из них затруднительное, хотя сам образ чрезвычайно растиражирован. Изображение Фемиды в таком виде можно найти в любом суде.

8. Классический период в античной культуре подарил цивилизации шедевр "Дискобол" древнегреческого мастера Мирона. Незадолго до того свершилась великая победа греков над персами в знаменитой марафонской битвы, с наступлением мира художники и скульпторы, настроенные оптимистично, стали творить в более реалистичной манере. Оригинальная скульптура 5 века до н.э. сейчас находится в Риме, в Национальном музее, а выполнена она из бронзы. Современники Мирона характеризуют его как величайшего знатока анатомии, не умевшего, тем не менее, придавать лицам чувства. Большей частью Мирон изображал героев, богов и животных, в честь творца был назван даже один из кратеров на Меркурии. Интересно, что у копии скульптуры расположенной в Британском музее, неправильно расположена голова.

9. До наших дней сохранился всего лишь один шедевр Праксителя, древнегреческого скульптора. Это - "Гермес с младенцем Дионисом", созданный в 330-340 году до н.э. в Олимпии, где и хранится поныне. Пракситель славился своим умением изображать черты головы и лица, особенно ему удавались волосы. Многие исследователи пытались путем изучения Гермеса открыть секрет скульптора, однако это так и осталось загадкой. Мраморная работа была обнаружена в 1877 году при раскопках храма Геры, ее высота вместе с пьедесталом составила 370 см, высоты же самого Гермеса составляет 212 см. Правая рука бога не сохранилось, очевидно, в ней находился виноград, к которому и тянулся младенец, при этом пропорции ребенка как было принято в классическом искусстве - взрослые. Гермес же изображен остановившемся во время пути, опирающимся на ствол дерева. Ученые полагают, что волосы, драпировка, глаза и губы Гермеса были раскрашены, так как этот прием применялся Праксителем. Позы героев данной композиции отличаются от ранее принятых, скованно выпрямленных, что и прославило автора.

10. Последнее место в нашем рейтинге заняла сравнительно недавняя работа "Девочка из Саванны, кормящая птичек". Ее автором стал скульптор Сильвио Гоу Жадсон, сама же работа была создана в 1936 году, дабы украсить сад в Массачусетсе. Статуя имела четыре копии, одна из них потом оказалась на кладбище Саванны, Джорджия. Вспомнили о статуе лишь в 1994 году, когда ее фотография попала на обложку романа "Полночь в саду Добра и Зла". Теперь же изображение девочки хранится в музее искусств Саванны.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.