Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Самые известные фокусники

Фокусником, или иллюзионистом зовется человек, который с помощью ловкости рук, трюков или специальной аппаратуры создает иллюзию нарушения предметами их привычных свойств. Этот артист показывает фокусы, используя, в том числе, и подсознательные заблуждения зрителей.

Искусство владения иллюзией восходит еще к древности, когда таким образом можно было управлять народом (шаманы, жрецы, вожди) и развлекать людей (факиры). Профессиональные артисты такого жанра появились в средние века. Тогда на ярмарках можно было увидеть кукольников, фокусников, применяющих механизмы и демонстрирующих трюки с картами.

В каждой эпохе был свой герой-фокусник, до сих пор неясно были ли они волшебниками, мошенниками или талантливыми иллюзионистами. Сегодня профессия иллюзиониста вполне обыденна. Эти люди работают на эстраде, в цирке, есть специальные курсы, позволяющие овладеть данным мастерством, много соответствующей литературы.

Несмотря на то, что фокусы становится все легче разоблачать люди все равно идут на представления, чтобы быть обманутыми, ну а сами иллюзионисты постоянно совершенствуют свой технический арсенал. Расскажем ниже о десяти самых известных фокусниках в истории человечества и о некоторых их знаменитых иллюзиях. Порою даже трудно сказать, где заканчиваются фокусы, и начинается самое настоящее волшебство ...

Гарри Гудини

Этот знаменитый иллюзионист родился в Будапеште 24 марта 1874 года. Настоящее имя артиста - Эрик Вайс. Детство мальчик провел в Висконсине, семья была бедная, вот почему Эрик успел в юном возрасте поработать и торговцем газетами, и чистильщиков обуви и даже закройщиком галстуков. Однако настоящей отдушиной еще с шести лет для Гудини стала иллюзия и карточные фокусы вообще, а также цирк. Уже в 10 лет Гарри стал в увеселительных заведениях демонстрировать фокусы с картами, а псевдоним Гудини юноша принял в 18 лет в честь французского иллюзиониста Роберта Гудина. Имя же Гарри появилось благодаря Гарри Келлару. От простых фокусов артист перешел к более сложным. В его арсенале появились наручники, положившие началу фокусам, давшим Гудини мировую славу. Гарри демонстрировал умение самоосвобождаться от оков. Однажды Гудини на глазах у многих людей был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но сумел освободиться. В 1903 году артист был прикован наручниками к 30-килограммовому шару и сброшен в Темзу, однако всего несколько минут потребовалось ему, чтобы освободиться и триумфально вынырнуть. Достичь таких невероятных способностей Гудини смог с помощью невероятной гибкости, которая была выработана путем изнуряющих тренировок еще с детства. Гарри мог сгибать свои конечности под немыслимыми углами, те напоминали пластилин. Со временем к Гудини присоединился его брат Тео. Вдвоем они проделывали фокус, изобретенный в 1864 году Джоном Маскелином. Тео со связанными руками находился внутри ящика, на который становился Гарри. На несколько секунд все это задергивалось занавесью, когда же ее одергивали, братья менялись местами - внутри ящика оказывался уже Гарри со связанными руками. В 1894 году Гудини познакомился с певичкой и танцовщицей Вильгельминой, которая скоро стала его женой и сменила брата артиста на посту ассистента. В 1898 году карьера Гудини в Штатах пошла на убыль, фокусник решил отправиться покорять Европу, не видевшей ничего подобного. Основная часть представлений состояла из трюков высвобождения. Пять лет Гудини путешествовал по Европе, завоевав безумную популярность. Затем настала пора вернуться и в Америку, однако и Старый Свет фокусник продолжал посещать, так как его популярность по обе стороны океана была велика. Изюминкой большинства номеров Гудини стала его возможность высвобождаться из кандалов, наручников и смирительной рубашки. Фокусник немыслимым образом выходил из тюрем, грузовых контейнеров и мешков, из гробов и даже металлического парового котла. С 1916 года Гарри стал снимать полнометражные фильмы, являясь к тому же их сценаристом. В итоге к 1923 году Гудини снял 5 фильмов, а со временем он получил свою звезду славы в Голливуде. В сфере интересов артиста были не только фокусы и кино, но и авиация! Именно он совершил первый полет над Австралией. Однако Гудини стал не только непревзойденным в своем роде иллюзионистом, но и виртуозным разоблачителем. Фокусник смог в сотрудничестве с экспертами вывести на чистую воду не один десяток чудотворцев, ясновидцев и столовращателей. Для этого Гудини инкогнито посещал спиритические сеансы, разоблачая шарлатанов. Такое поведение, кстати, стало причиной разрыва фокусника с его другом, Артуром Конаном Дойлем, который являлся поклонником спиритизма. В 1926 году перед выступлением в университете гримерку артиста посетит молодой спортсмен и спросил, правда ли, что Гудини может вынести несколько ударов в живот. Фокусник не успел приготовиться и напрячь мышцы, как студент ударил его несколько раз. Это спровоцировало разрыв аппендикса, и 31 октября 1926 года великий артист умер от воспаления брюшины.

Ури Гелле

родился в Израиле 20 декабря 1946 года. Вскоре семья перебралась на Кипр, где мальчик и закончил школу. Обучение офицером Ури так и не закончил, так как был выгнан за сон на посту. Тогда-то Геллер и решил начать карьеру фокусника. На первых выступления Ури объявил себя посланником высшего разума, направленным для предотвращения мировых катаклизмов. Однако на хитрых евреев это не оказало воздействия, для продвижения таланта на мировые сцены потребовался талантливый продюсер, им стал Андреа Пухариш. В 70-е годы шоу Геллера стало безумно популярным как в Европе, так и в США благодаря несложному и старому фокусу с гнутьем ложек, позаимствованному у иллюзиониста Дэвида Бергласа. Вскоре артист поставил целую серию номеров с остановкой и запуском часов, сгибанием большого числа ложек, угадыванием рисунка в запечатанном конверте. В 1976 году фокусник приобрел Кадиллак, который украшали 5 тысяч согнутых ложек, принадлежавших ранее разным знаменитостям. За время своей карьеры Геллер написал 16 книг, а в 2001 году даже снялся в большом кино. Сегодня фокусник живет в Англии, ведет здоровый образ жизни и изучает языки. На Родине Геллера так и не восприняли - когда он предложил вывести из комы Ариэля Шарона, родные политика ответили отказом. Любопытно, что за всю карьеру Ури так и не был пойман на обмане, основные же выступления приходятся на телевидение, где сжульничать довольно легко. Еще с детства Ури и его родные заметили в мальчике некие сверхъестественные способности, в частности управление часами. Наибольшая же известность Геллеру принес трюк с остановкой часов на Лондонском Биг-Бене. Когда одна американская компания предложила фокуснику остановить знаменитые стрелки, Ури лишь отмахнулся, однако пристально взглянул на открытку, приказав часам остановиться. В результате Биг-Бен действительно остановился, что удивило и самого фокусника. Только сенсация, как оказалось, не была документально подтверждена, а существовала исключительно в воспоминаниях Геллера. К тому же в этой истории постоянно менялись действующие лица и обстоятельства. Неудивительно, что американский журнал "Тайм" в свое время на основании мнения ведущих иллюзионистов прямо обвинил Геллера в мошенничестве. Кстати, трюк с ремонтом часов профессионалы часовщики легко объясняют и повторяют. Механизм заполняется завязшей смазкой, которая размягчается от тепла рук, и часы начинают идти.

Дэвид Копперфиль

родился в Нью-Джерси 16 сентября 1956 году, тогда мир его узнал под именем Дэвид Сет Коткин. Родители фокусника были евреями, причем дедушка и бабушка эмигрировали в свое время из СССР. С детства Дэвид отличался феноменальной памятью, а впервые повторил показанный фокус в 4 года. Свои же собственные фокусы мальчик начал профессионально показывать в возрасте 12 лет в родном городе, вступив в это же время в Американское сообщество магов. Уже в 16 лет Дэвид преподавал искусство иллюзии в местном университете. В 17 лет фокусник принял участие в мюзикле "Волшебник", тогда-то он и взял себе псевдоним "Копперфильд" по имени героя Диккенса. Дэвид вскоре забросил учебу в поисках работы себе по нраву. В 18 лет фокусник попадает на телевидение, где ведет программу "Магия Дэвида Копперфильда". Постепенно к Дэвиду приходят идеи все более грандиозных иллюзий. Прославился Копперфильд своими грандиозными фокусами, в ходе которых исчезал самолет, а позже публика ахнула, увидев исчезновение Статуи Свободы. Сегодня фокусник является самым известным артистом такого жанра в мире, он продемонстрировал способности летать, прохождение сквозь великую Китайскую стену, побег из тюрьмы Алькатрас и взрывающегося здания, падение из Ниагарского водопада и исчезновение из вагона Восточного экспресса, освобождение из смирительной рубашки, и выживание в столбе огня. Личная жизнь известного артиста так и остается тайной - ходили слухи о его романах с моделями Клаудией Шиффер и Амбре Фриске, однако это возможно были и рекламные трюки. Сегодня шоу Дэвида Копперфильда, пожалуй, одно из самых известных в мире в своем роде. Фокусник дает ежегодно более 500 концертов в год, путешествуя по всему миру. Дэвид имеет собственное постоянное место для выступления в Лас-Вегасе, однако выступает там не часто. Сегодня шоу такого размаха невозможно без существования целой команды профессионалов. Вместе с Копперфильдом работает даже специалист по танцам, не говоря даже об осветителях и помощниках. Сегодня Дэвид для обмана с успехом использует технические средства, телевидение и зрителей-помощников, а секреты и разоблачения его фокусов давно пестрят в Интернете. К примеру, полет осуществляется благодаря тончайшим тросам, патент на которые довольно известен. А вся постановка номера, в том числе и местонахождение "проверяющих" зрителей, тщательно расписана, дабы не обнаружился обман.

Дэвид Блей

родился в Нью-Йорке в 1973 году, он является самым ярким представителем молодой волны фокусников. Если Копперфильд делает пышное и красочное шоу, то Блейн, которого многие уже сейчас называют самым ярким иллюзионистом, делает упор на так называемую "уличную магию". Отец фокусника был пуэрториканцем, а мать - российская еврейка. Происхождение у артиста самое простое, ведь отец воевал солдатом во Вьетнаме, а мать преподавала в школе. Первые фокусы Дэвид стал показывать еще в детстве, расположившись за витриной и демонстрируя трюки с картами. Повзрослев, Блейн стал набирать популярность, отыскивая спрятанные среди зрителей вещи, "оживляя" голубей. Первые демонстрации уличной магии появились в 1997 году, вскоре на телеканале ABC у фокусника появилось и свое шоу. К более грандиозным номерам Блейн перешел в 1999 году. Его самыми известными номера стали: Захоронение заживо в пластиковом контейнере (1999), заморозка во льду (2000), 35-часовое стояние на вершине 22 метровой колонны (2002), заточение без еды на 44 дня в ящике над поверхностью Темзы. Возможности организма этого человека настолько велики, что Блейн побил мировой рекорд по задержке дыхания под водой, пробыв там 17 минут. Хобби Дэвида является игра в карты, он известен как сильный преферансист, причем занимаясь этим спортом даже профессионально. Образ фокусника довольно демократичен - штаны-карго и черная футболка, черная лыжная шапочка и черные тапочки. Блейн утверждает, что понял "силу" черного цвета после участия в церемониях вуду на Гаити. Артист не боится рисковать собой ради эффективности трюка, так, погребение в контейнере под землей в течении 170 часов стоило артисту 8 килограмма, зато шоу увидело 80 тысяч человек! Находясь внутри айсберга 62 часа, Блейн даже не мог пошевелиться, а температура его тела опустилась до отметки 33,7 градуса, что трактуется медиками, между прочим, как клиническое переохлаждение с необратимыми последствиями. Сегодня Дэвид Блейн "прописался" в книгу рекордов Гиннеса и является миллионером, он готовит все новые и новые впечатляющие фокусы, невзирая на критику конкурентов и критиков.

Одним из первых известных фокусников стал Николя-Филипп Ледр

(1731-1807), известный как Комю. Этот человек являлся также физиком-демонстратором, строя свои иллюзии на вполне научной основе. Псевдоним Комю взят по имени греческого бога пиршеств и празднеств Кома. Фокусник развлекал своими трюками королевский двор, аристократов и простую публику. Комю активно путешествовал со своими представлениями по всей Европе, что и дало ему большую популярность. В самом же Париже артисту был выделен специальный зал для демонстраций многочисленных экспериментов со светом, звуком, электричеством и магнетизмом. Помимо вполне научных представлений проводились и демонстрации иллюзий. Так, публике показывалась женщина-робот, выполнявшая несложные команда, лицо со зрачками, принимавшими цвет смотрящего на них человека, искусственная рука, записывающая мысли других людей. Зрителями Комю в разное время были Людовик XVI, Иосиф II, император Священной Римской империи. Артист и ученый отметился, как уже было отмечено, не только фокусами. Он разработал новую систему для морских карт, придумал, как электричеством можно лечить эпилепсию. Комю стал профессором с легкой руки своего пациента Людовика XV, а Людовик XVI дал ему практику в приюте. Во время Великой французской революции Комю попал в тюрьму, однако смог избежать казни. В результате смерть этого незаурядного человека наступила лишь в 1807 году, к этому моменту фокусник являлся уже довольно богатым человеком. Любопытно, что псевдоним стал настолько популярным, что в начале XIX века во Франции с успехом действовал фокусник Комю II.

Ки

- для нашей страны целая династия артистов-иллюзионистов. Ее родоначальником стал Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894-1965). Сначала Эмиля манил вовсе не цирк, а кино и театр. Он даже стал в 26 лет актером Московского театра миниатюр. Но постепенно цирк вошел в жизнь молодого человека - он побывал администратором, берейтором, униформистом, пока однажды сам не вышел на манеж со своими фокусами. Чтобы выйти к зрителю был необходим запоминающийся и звучный псевдоним, как-то раз Эмиль увидел, как из вывески "Кино" выпала буква "Н", так и родился артист Кио. Сам артист с юмором предлагал такую расшифровку своего псевдонима - "Киевский Известный Обманщик". Сын артиста, Игорь, рассказывает, что имя родилось из еврейской молитвы, в которой рефреном повторялось слово "ткио". Эмиль Теодорович прославился тем, что это стал наш первый иллюзионист, перенесший крупную аппаратуру на сцену цирка. Это дало возможность всем зрителям наблюдать за номерами, но тем самым и увеличило сложность трюков - ведь теперь за артистом наблюдали со всех сторон. Кио в итоге избавился от восточных костюмов и атрибутов таинственности, выходя на арену во фраке. Эмилем Теодоровичем был разработан ряд фокусов, которые и сегодня используются многими иллюзионистами. Не случайно в 1960 году он получил в Англии звание лучшего фокусника в мире. Если в 1932 году артист выступал в чалме, шутя и общаясь с публикой, используя клоунов и привлекательных ассистенток, то в 1947 году Кио создал целостные представления-ревю. Сыновья Кио, Эмиль и Игорь, со временем начали выступать вместе с отцом. Главным достоинством фокусника была его манера поведения на сцене, он слегка иронизировал над своими фокусами, словно бы предлагая зрителям найти несложную их разгадку. Кио предлагал фокусы-шутки, понимая, что технический трюк рано или поздно будет разоблачен, а вот легкий юмор всегда будет приятен. Хотя Эмиль и зарабатывал хорошие деньги, миллионером он вовсе не стал, тратя все на содержание своей большой семьи. К тому же его жена очень любила роскошь. В итоге после смерти артиста пришлось продавать машину для создания памятника, так как сберкнижка оказалась пустой. Книга Эмиля Теодоровича "Фокусы и Фокусники" стала полезным пособием для артистов такого жанра. Дети артиста продолжили дело отца. Эмиль Эмильевич с 1992 года работает полгода в Японии, где сложилась его собственная публика, а полгода в России. Игорь проработал в системе госцирка 30 лет, известен его краткосрочный роман с Галиной Брежневой. И этот фокусник заслужил всенародную славу, по примеру своего отца.

Бартоломее Боск

родился в Турине в 1793 году. Его чрезвычайная одаренность быстро привела этого бродячего фокусника в ряды и салоны богачей. Боско являлся мастером иллюзий - он обезглавливал голубей, менял местами их головы, и птицы оживали. При этом у черного голубя оказывалась белая голова, а у белого - черная. Фокусник обожал приключения, вот почему он присоединился к армии Наполеона во время похода в Россию. Когда жертвы грабились солдатами, Бартоломее незаметно обчищал их карманы. В результате Боско попал в ссылку в холодную Сибирь, где не оставил свое ремесло, а постоянно совершенствовал его. В итоге после освобождения иллюзиониста зрители многих европейских столиц смогли увидеть новые его трюки. Да и Россию Боско смог-таки покорить, но уже своими выступлениями спустя 30 лет. Даже Некрасов посвятил часть своей поэмы "Говорун" заезжему иллюзионисту:

"Извёл бы десть бумаги я,
 Что б только описать,
 Какую Боско магию
 Умеет представлять.
 Ломал он вещи целые
 На мелкие куски,
 Вставлял середки белые
 В пунцовые платки,
 Бог весть куда забрасывал
 И кольца и перстни
 И так смешно рассказывал,
 Где явятся они!
 Ну, словом, Боско рублики,
 Как фокусник и враль,
 Выманивал у публики,
 Так ловко, что не жаль!"

Смерть артиста наступила в 1863 году, однако его дело было продолжено сыном, также завоевавшим популярность фокусами.

Алессандро Калиостр

(1743-1795) являлся известнейшим мистиком и авантюристом своего времени, настоящее же его имя, которое дало имя роману Дюма - Жозеф Бальзамо. Уже с детства простого происхождения мальчик проявил склонность не к наукам, а к мошенничествам. Карьера будущего графа началась с продажи поддельных чудодейственных снадобий и карт сокровищ. После смерти тетки, Винченцы Калиостро, Жозеф взял ее фамилию, а заодно и наградил себя титулом графа. Ему ничего не стоило увеличить размер бриллианта или же убрать с алмаза трещину, превратить мешковину в шелк, а железный гвоздь сделать золотым. Калиостро убеждал, что знает секрет философского камня, а ему самому более трехсот лет. Постоянно путешествуя, граф добрался и до России, где, по слухам, утроил количество золота Потемкина. Здесь граф проводил магические сеансы, рассказывая о владении эликсира бессмертия. В результате череда скандалов докатилась и до императрицы. Екатерина приказала выслать Калиостро из России, сама же написала и поставила про него пьесу "Обманщик", показанную в Эрмитаже. Удивительно, но и тут граф умудрился учудить - на четырех разных пограничных заставах появились его автографы об убытии из страны. Однако жажда роскошной жизни и сомнительность фокусов, которые служили основой для наживы Калиостро, постоянно гоняли его с места на место. Тем более граф активно участвовал в политической жизни Европы. В результате он был схвачен в Италии и обвинен в мошенничестве и чернокнижничестве, окончив свои дни в заключении. История этого иллюзиониста и авантюриста настолько богата приключениями, что нашла свое отражение, как в литературе, так и в кинематографе, достаточно вспомнить наш легендарный фильм "Формула любви".

Дэвид Вернер, по прозвищу Даи Вернон, родился в Канаде в 1894 году. Имя видоизменилось из-за опечатки в газете, а фамилия Вернон была позаимствована у известного танцора. Именно Вернона многие называют самым влиятельным фокусником прошлого столетия. Первый фокус он выучил уже в 7 лет, заявляя, что первые 6 лет жизни провел впустую. Сами иллюзионисты прозвали Даи "Профессором" и "Человеком, который одурачил Гудини". Дело в том, что Гарри Гудини хвастался, что достаточно не более трех раз увидеть фокус, чтобы понять, как он выполняется. В 1919 Вернон принял вызов, показав Гудини восемь раз подряд "The Ambitious Card", но Гарри так и не понял секрета выполнения. Фраза "Он одурачил Гудини" впоследствии использовалась Верноном для собственной рекламы в 30-х годах. Любой фокусник-профессионал знал Даи и его трюки, он смог улучшить уже существующие и создать несколько своих, таких как "Twisting Aces". Вернон дружил с выдающимися иллюзионистами как старой, так и новой школы. Считается, что именно этот фокусник установил классические правила для данной профессии. Именно он создал искусство Микромагии, сделав для искусства обмана больше, чем кто либо. Вернер много путешествовал, изучая всевозможные карточные уловки. Вернер являлся настоящим джентльменом, обаятельным и скромным, его все любили. Даи не говорили о людях плохо, единственный о ком он отзывался относительно плохо, был Гарри Гудини. С 1963 года Даи работал в знаменитом голливудском "Замке магии". Многие известные современные фокусники обучались у Вернона, а в 1965 году журналист Ричард Буффом записал ряд интервью с Даи, которые стали основой книги, изданной в 1992 году. Вернон даже застал выход этого труда, умерев в возрасте 98 лет в Калифорнии.

Итальянскому фокуснику Пинетт

(1750-1800) это искусство обязано переносу своему на подмостки театра. Представления иллюзиониста отличались пышностью и утонченным антуражем, что позволило привлечь новый зрительский уровень. В 1784 году в Лондоне Пинетти демонстрировал возможности "третьего" глаза, читая закрытые книги и узнавая предметы в коробках. Выступления имели настолько большой успех, что фокусник был приглашен ко двору Георга III в Виндзорский замок. Там шоу имело блистательный успех, в нем участвовали десятки ассистентов, экзотических животных, сложные механизмы и зеркала. Популярность артиста позволила ему гастролировать в Португалии, Германии и России. В нашей-то стране он и умер в 50 лет. Трюки Пинетти всегда привлекали внимание писателей и публицистов, которые и при его жизни пытались раскрыть секреты фокусов, что вызывало раздражение мастера. Пинетти привык жить в стиле своих представлений - богато, ярко, он носил лучшую одежду, жил в лучших домах и пользовался самыми дорогими каретами. Фокусник был умеренно эксцентричным, привлекая порой намеренно толпу своими выходками. Так, он мог на глазах у толпы разломить свежую булку и найти там золотую монету, которая тут же превращалась в жетон с инициалами волшебника. Считается, что именно Пинетти заложил черты современного имиджа фокусника - узнаваемость, кураж, артистичность и небольшая помпезность. В своих опытах иллюзионист использовал знания по физике, химии, математике, механике и медицины. Одним из его самых известных трюков был фокус с ласточкой. Пинетти доставал из клетки птицу, которая умирала у него на руках. Затем он давал подержать ласточку одной из зрительниц, прося подышать на тельце. И, о чудо, ласточка оживала! Дело в том, что фокусник незаметно надавливал птице на сонную артерию, временно лишая ее сознания. Сегодня многие из фокусов Пинетти вообще не могут быть объяснены логикой. Так, явившись ко двору императора Павла, фокусник опаздывал на свое семичасовое представление на целый час, что вызвало возмущение всех придворных. Каково же было их изумление, когда Пинетти, войдя, объявил, что сейчас не восемь, а всего семь часов. И часы у всех присутствующих чудесным образом перешли на час назад. Однако по окончанию извинений фокусника, ровно через минуту, часы снова стали показывать верное время. На следующий день Пинетти по приглашению явился в кабинет Павла, хотя император предварительно приказал и не пропускать его.