Id Software.

Можно смело утверждать, что благодаря компании ID Software индустрия компьютерных игр приобрела свои современные черты. Ведь этот производитель выпусти такие хиты, как Doom, Quake, Wolfenstein. Благодаря ID Software были заложены основы нового игрового жанра - 3D Action. Кто же были эти гении, которые смогли настолько серьезно изменить всю индустрию?

Основали компанию три талантливых программиста - Джон Кармак, Джон Ромеро и Том Холл. Правда, компанию все же принято ассоциировать с именем первого из них. В этом нет несправедливости, ведь два других основателя довольно быстро ушли из ID Software, чтобы заняться другими проектами. Сам Кармак являлся стопроцентным программистом, а Ромеро и Холл все же игровыми дизайнерами. Это привело к появлению серьезных разногласий уже в самом начале деятельности компании.

А родился Джон Кармак 20 августа 1970 года. Родители мечтали дать ему хорошее образование, которое позволило бы ему выбрать достойную работу. Программирование как-то не вписывалась в эти картины. Ведь как казалось тогда, будущего у этой профессии не было. Однако Джон, как любой другой молодой человек протестовал против мнения родителей. Кармак вспоминает, что его молодые годы были безумными, а в школе он прослыл настоящим хулиганом.

Обучаясь в университете, Кармак, как это принято у американцев, подрабатывал еще и в пиццерии. Однако само обучение долго не продлилось - спустя пару семестров Джон ее бросил, так как она мешала главному увлечению, программированию. Сперва Джон поработал фрилансером, создавая программы для Apple II. А уже в 20 лет Кармак устроился на постоянную работу в компанию Softdisk.

Там он и познакомился с Холлом и Ромеро. Первый еще во время своего обучения в университете Wisconsin-Madison начал создавать ради забавы маленькие игры для компьютеров. Однако вскоре Том понял, что это вполне может приносить деньги, поэтому и устроился в Softdisk в 1987 году.

В эту же компанию судьба привела и Ромеро, где он и познакомился с будущими партнерами. А объединил троицу революционная работа Кармака, который смог создать плавный скроллинг фона. Для игровой индустрии это было необычным явлением. Только вот для руководства Softdisk эта работа оказалась бесполезной. Вот почему Кармак, Ромеро и Холл решили использовать новую технологию для собственного независимого проекта. Естественно, работа над ним планировалась в нерабочее время.

Разработка проекта подразумевала финансовые вложения, которые три программиста просто не могли обеспечить. Именно поэтому им пришлось искать инвестора. Им стал Скот Миллер из компании Apogee Software, который быстро оценил потенциал новой разработки. Спустя некоторое время после начала разработки тройка поняла, что им потребуется еще один член команды. Им стал сотрудник Softdisk Адриан Кармак, однофамилец Джона.

Прошло много часов работы, без отдыха и выходных, пока появился первый проект ID Software под названием «Commander Keen: Invasion of the Vorticons». Игра революционной не являлась, но получила хорошую прессу, став настоящим хитом. А до того команда успела поработать над таким культовым проектом, как Dangerous Dave. Основную работу тогда делал Джон Ромеро.

Затем команда создала несколько менее значимых проектов: Rescue Rover 1 и 2, Shadow Knights, Hovetank 2 и Catacomb 3D. В последней стал уже просматриваться будущий стиль ID Software. Правда, на тот момент самой компании юридически еще не существовало. Шел 1990 год, Кармаку было всего 20 лет. А с 1 февраля 1991 года группа работала уже в собственной фирме, ID Software. Первый же серьезный проект компании стал хитом. Шутер Wolfenstein 3D стал настоящей революцией. Дизайн игры разработали Холл и Ромеро, а на каждом этапе присутствовали тайники, ставшие со временем визитной карточкой продуктов компании.

А на создание движка Wolfenstein Кармака вдохновила игра Ultima Underworld: The Stygian Abyss 1991 года выпуска. А работа Кармака для того времени стала настоящим совершенством. 5 мая 1992 года игра появилась на прилавках, издателем выступила Apogee Software. Игра стала настолько популярной, что имя ID Software стало известно всему миру. Но настоящая слава пришла к бренду только после выхода следующего проекта, сумевшему стать самым известным в игровой индустрии - Doom.

Та игра была куда совершеннее в техническом плане, чем ее предшественник. Разработка велась на компьютерах Next с операционной системой NextStep от Стива Джобса. Но именно в те золотые годы и зародился конфликт внутри компании. Как ни старался дизайнер Том Холл, разработанные им уровни постоянно отметались.

У Ромеро получалось лучше и именно его варианты были взяты за основу. Проработка сюжета со стороны Холла также оказалась не нужна Кармаку, тот не видел в нем особого смысла. В итоге Ромеро занимался дизайном, а Кармак создавал движок. Другие же художники и программисты выполняли вторичные роли. Напряженная ситуация разрешилась лишь с уходом Холла на новое место работы, в Apogee Software.

Надо сказать, что работа над культовой игрой была непростой. Тогда, в начале 1990-х разработка была не особенно привязана к компьютеру. В итоге некоторых монстров не рисовали, а собирали физически, снимали на камеры и уже потом обрабатывали полученные изображения. Ряд текстур вообще взяли из реальной жизни. Например, культовая бензопила была реальным изображением устройства, которым владела девушка Тома Холла. А некоторые модели оружия были сняты с игрушечных аналогов.

На прилавках игра появилась в октябре 1993 года. Она распространялась по новой тогда бизнес-модели shareware. Другими словами любой мог поиграть какое-то время бесплатно, пройдя несколько пробных этапов. Если же человеку игра нравилась, то уже следовало приобрести ее, чтобы продолжить процесс. В сентябре 1994 года появилась вторая часть игры. И хотя она мало чем отличалась от первой, именно ей предстояло стать частью истории. Ведь в ней оказалось намного больше разнообразных уровней, да и монстры стали куда интереснее.

Правда, называть Doom полноценной революцией все же нечестно. С точки зрения игрового процесса это - прорыв, но не в техническом плане. Ведь игра на самом деле не была действительно трехмерной. А реальная 3D игра появилась в 1996 году. Проект Quake стал последним в ID Software для Джона Ромеро.

Как это и было тогда принято в компании, львиную долю работ над движком выполнял Джон Кармак. Правда, финансовое состояние ID Software уже было таким, что он мог вполне нанять на это место и кого-то другого. Дизайном занимался Ромеро и свою работу он сделал блестяще. Именно благодаря ему игра обладала столь потрясающей атмосферой. Он создал очень разнообразные уровни, что породило даже соревнования в прохождении игры на время. Оказалось, что существуют разные возможности сделать это.

Но именно после разработки Quake Ромеро и уволили из компании. На самом деле шоком для него это не стало, он и сам собирался уходить для запуска своего проекта. Но увольнения никто не ожидал. Со временем Ромеро и Холл объединятся, создав собственную компанию ION Storm. Но ее постигнет бесславная участь вместе с провалившимся проектом Daikatana. Ромеро на какое-то время станет создавать развлечения для мобильных телефонов, а потом начнет трудиться над секретным онлайн-проектом, детали которого засекречены.

А компания продолжает развиваться и выпускает вторую часть Quake на совершенно новом движке. И вновь большая часть кода принадлежит Кармаку. Потрясающая физика и славный уже бренд не могли не обернуться успехом. Третья часть игры была ориентирована на сетевые сражения, став надолго основой для киберспортивных состязаний. После череды улучшений Quake вышло и продолжение культовой игры - Doom 3. Хотя игру и критиковали, она оказалась все же качественным продуктом, что и подтвердили продажи. А по сюжету игры сняли даже фильм, неудачный, правда.

Компания ID Software умудряется выпускать игры нечасто, но создает настоящие хиты. А причиной успеха является правильно построенное управление. Сотрудники отмечают, что в компании каждый знает, что он должен делать. У каждого есть свои четко поставленные задачи с учетом способностей человека. Это ключевой момент для ID Software, именно поэтому Джон Ромеро и провалился со своим проектом. Он ждал, что работа как-то сама собой наладится, а этого все не происходило. Ведь четко отлаженной структуры, как в ID Software, никто так и не создал.

Не стоит забывать, что каждый успех компании неразрывно связан с основателем, Джоном Кармаком, который принимает самое активно участие в разработке каждой новой игры. И делает он это по праву, являясь гениальным программистом. Совсем недавно разработки ID Software поразили всех на конференции MacWorld. Новый созданный движок будет лежать в основе очередных хитов компании - Rage и Doom IV. Примечательно, что ID Software является одной из немногих, кто создает игры с помощью Open GL, что делает их кроссплатформенными, выходя на PC, Xbox, PlayStation.

Другой важный момент в истории компании - ее специализация. Она работает над играми одного типа - 3D Action. При этом все продукты чем-то похожи, просто каждый новый релиз более совершенен, чем предыдущие. А работает в компании всего около ста человек. Недаром говорят, что будущее - за маленькими компаниями. В 2009 году ID Software была продана гиганту ZeniMax Media. Хотя многие фанаты были шокированы, сам Кармак заявил, что при столь сильной поддержке его команда сможет лучше сосредоточиться на новых проектах.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.