Harley-Davidson.

Мотоциклы впервые появились в 1885 году. Авторами изобретения такого вида транспорта стали немцы Даймлер и Майбах. Неудивительно, что в начале прошлого века основное производство было сконцентрировано в Старом Свете. В Америке же эта индустрия находилась в зачаточном состоянии.

В 1903 году братья Уолтер и Артур Дэвидсон вместе с Уильямом Харлей собрали свой первый мотоцикл. Надо сказать, что в стране они были не первыми создателями нового транспорта. Например, основанная еще в 1901 году «Indian motorcycle company» надолго стала главным конкурентом для фирмы «Harley-Davidson».

Первоначально ее продукты мало чем отличались от аналогов. По сути первый мотоцикл тогда представляли собой обычный велосипед, который имел одноцилиндровый двигатель. Он с помощью кожаного ремня приводил в движение заднее колесо. Присутствовали и обычные для велосипеда педали и цепи, с помощью которых можно было разогнать средство до необходимой скорости или помочь при подъеме в гору. Первый двигатель имел объем в 165 кубических сантиметров и походил на все существующие аналоги.

Детали мотоцикла изготавливались вручную. То устройство передвигалось со скоростью в 7-8 км/час, что было сравнимо с быстрой ходьбой. Вторая модель уже была собрана на основе более мощного двигателя, именно она и поступила в продажу. «Настоящий» мотоцикл весил около 13 килограмм и обладал двигателем объемом 405 см³. Работы над созданием первых моделей велись в сарае во дворе дома Дэвидсонов. Но большинство узлом команда изготавливала с железнодорожных мастерских.

В свой первый год компания выпустила всего три мотоцикла, а в 1904 годы уже восемь. В 1905 году - 16, а в 1906 году - уже 50. В январе 1905 году вышла и первая реклама, сообщавшая о старте продаж сперва двигателей, а потом уже и мотоциклов. В 1906 году начала работать первая фабрика Харли и Дэвидсона на Авеню стрит. Это был деревянное здание размером 12 на 18 метров.

Если первые модели были исключительно черными, то потом появился и вариант с серой окраской. Благодаря такой цветовой гамме и низкому шуму двигателей байкеры даже прозвали те мотоциклы «серым тихим другом». Однако компания стремилась к созданию более мощного и сильного двигателя, что и послужило причиной для создания знаменитого V-Twin мощностью 7 лошадиных сил.

Дело в том, что в 1907 году Уильям Харли получил высшее образование инженера-механика, что позволило качественнее заниматься любимым делом. Фабрика обзавелась вторым этажом, что позволило в 1907 году выпустить уже 150 мотоциклов. Компании удалось заключить договор с местной полицией, что позволило увеличить объемы. Благодаря новому двигателю удавалось достигать максимальной скорости в 97 км/час, а продажи с 1908 по 1909 год выросли с 450 до 1150 штук.

У нового «Харлея» присутствовали вакуумные клапаны, использовалась ременная передача, что и отличало его от аналогов. И хотя явные дефекты привели к быстрому отказу от модели, сама компоновка V-Twin была использована вновь в 1911 году. На этот раз аппарат получил еще и механическое управление клапанами и использование успокоителя цепи. Технология стала развиваться, уже в 1912 году компания представила свой первый вариант коробки передач. В 1913 году была разработана цепная передача, а на следующий год - двухскоростная. В 1912 году компания увеличила объем своих двигателей - с 812 «кубиков» до 1000.

В 1913 году кирпичное здание, простояв всего три года, было снесено. Вместо него появилось уже роскошный пятиэтажный дом из красного кирпича и железобетона. К 1914 году компания обошла своего главного конкурента, «Индиан». В тот году было выпущено 16284 «Харлея».

В 1916 году случилось первое задокументированное применение мотоциклов компании в военных действиях. С помощью этих двухколесных машин мексиканские повстанцы осуществляли свои налеты на американские города. Местные же власти под руководством генерала «Першинга» выступали на мотоциклах «Индиан».

В ходе Первой мировой войны компания получила официальный военный заказ уже от армии Великобритании - 500 мотоциклов. После вступления в боевые действия и Америки «Харлеи» понадобились и американским военным. К 1920 году компания стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире. Ее продукция реализовывалась дилерами в 67 странах. Всего же ежегодно выпускалось более 28 тысяч машин. А в 1921 году гонщик Отто Уолкер на мотоцикле от Harley-Davidson выиграл гонку со средней скоростью свыше 160 км/час.

В 1919 году появились малые «V-Twins» на 578 см³. А в 1921 году появилась и знаменитая 74-я модель с объемом двигателя 1200 см³. Компания постоянно улучшала конструкцию своего двигателя, но так и не удалось избавиться от типичных для него проблем - быстрого изнашивания, постоянного засорения, трудностей с обслуживанием. А ведь конкуренты из «Indian Motorcycle Company» на тот момент выпускали пускай и менее эффективные двигатели, но отработанные до совершенства. В итоге и руководство Harley-Davidson осознало, что пора уже создавать свои V-образные моторы с продольным расположением.

Первые такие мотоциклы Harley-Davidson имели двигатель Flathead V-twin с объемом 730 см³. Этот мотор стал настоящей классикой, выпускаясь до 1973 года на трехколесных, военных и даже гоночных моделях. Однако удачный двигатель появился как раз перед Великой Депрессией. В этот период продажи компании упали вдвое, но она все равно сумела выжить.

В середине 1930-х, когда экономика стабилизировалась, Harley-Davidson неожиданно получила выигрышную позицию на рынке. При значительном спросе на мотоциклы качественных предложений практически не было. Компания быстро наращивала продажи, не забывая и о разработке новых двигателей. Еще в 1931 году началась разработка Panhead, который появился только через пять лет.

Неожиданно быстро подошла к концу эра основателей компании. В 1937 году скончался Уильям Дэвидсон, а в 1942 году умер и его брат Уолтер. В 1943 году не стала Уильяма Харли. В 1950 году в автомобильной катастрофе погиб Артур Дэвидсон, последний из отцов-основателей компании. Можно сказать, что так закончился важный этап в жизнь знаменитого бренда. Но в этот тяжелый период компания не дрогнула и продолжила начатое дело. Правда на популярность культовых для американских байкеров серий «К» и «КН» стали влиять британские модели, в обилие хлынувшие на американский рынок после окончания Второй мировой.

В 1957 году свет увидел новый двигатель «V-Twin» объемом 883 см³. Новый мотоцикл получил коробку передач, совещенную с двигателем. Такая блочная конструкция стала основой знаменитого «XL Sportster», гоночного лидера следующих десяти лет. С 1950-е фанаты марки получили улучшенную подвеску, дополнительные фонари, улучшенное лобовое стекло. С 1958 году мотоциклы Harley-Davidson получили электрический стартер, что повлекло установку емкого аккумулятора и увеличение веса. В итоге в полном снаряжении мотоциклы достигали массы в 360 килограмм.

А конкуренты между тем не дремали. Они основательно «кусали» американского гиганта своей дешевой, но вместе с тем и качественной продукции. Бренд Harley-Davidson оставался в почете разве что у армии, полиции, да немногочисленных фанатов. Они, кстати, обожали улучшать конструкцию мотоциклов. А в 1960-е фирма заметно ухудшила свою репутацию. Одно время она вообще завозила в Америку итальянские мотоциклы.

В 1965 году частная структура превратилась в акционерное общество, а через 4 года и вообще стала частью Американской Машиностроительной и Сталелитейной компании. Многие фанаты не перенесли такой утраты индивидуальности их любимой маркой.

Зато в 1970-е отмечается новый взлет Harley-Davidson. После выхода культового фильма «Easy Rider» с двумя чопперами марки и акции компании поползли вверх, и в обществе возродился интерес к «харлеям». В 1971 году вышла модель FX Super Glide, тут же стала хитом. В семействе Glide через пять лет было уже 11 успешных моделей.

Конструкторские и дизайнерские наработки 70-х оказались хотя и относительно успешными, но нетипичными для Harley-Davidson. Стало понятно, что новые хозяева из AMF развивают бренд в неверном направлении. Вот и было решено советом директоров Harley-Davidson выкупить свой контрольный пакет акций, что и произошло в 1981 году. Бренд снова обретает независимость, осталось только вернуть доминирующий статус.

Компания тут же предложила своим клиентам за дополнительную плату несколько важных новшеств: новую компоновку мотора, пятискоростную коробку передач, ременные передачи. Постепенно Harley-Davidson возвращает свой культовый статус, ее акции постоянно растут в цене.

Маркетинговая политика компании заключается в создании сообщества лояльных к марке потребителей. Недаром говорят, что Harley-Davidson - это стиль жизни. Покупатель марки осуществляет свою давнюю мечту о приобретении красивого и стильного аппарата, надежного и при нечастой езде, и при редком обслуживании.

Мощные и красивые мотоциклы являются символом открытой для путешествий дороги и какого-то приобщения к элитному братству мотоциклистов. Неслучайно модели от Harley-Davidson постоянно побеждают в номинации самых экономичных и удобных мотоциклов. Сегодня компания имеет оборот в 5 миллиардов долларов, из которых 140 миллионов - чистая прибыль. Славу бренду кует более чем 6300 сотрудников.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.