Самые известные клоуны.

Клоуны присутствуют в нашей культуре довольно давно. Можно вспомнить хотя бы родственных им шутов, которые состояли при дворе и развлекали знать. Само слово «клоун» появилось в начале XVI века. Первоначально так называли комический персонаж из английского средневекового театра. Этот герой много импровизировал, а его шутки были простыми и даже грубоватыми.

Сегодня клоун является цирковым или эстрадным артистом, использующий буффонаду и гротеск. Эта профессия не так проста, как кажется. К тому же клоуны работают в различных жанрах, без таких людей не обходится ни один уважающий себя цирк. Кто еще рассмешит публику в перерывах между номерами?

Интересно, что в Америке образ клоуна сложился на удивление страшным. Виной тому многочисленные произведения, где этот образ выставляется кровожадным и жестоким (вспомнить хотя бы Джокера). Появилась даже такое психическое заболевание, как клоунофобия. Говоря о современной клоунаде нельзя не упомянуть имя Чарли Чаплина. Этот комедийный актер послужил источником вдохновения для актеров этого жанра, его образ копировался и многократно использовался.

Надо сказать, что самые выдающиеся клоуны реализовывали себя и далеко за пределами цирка, в кино, театре, исполняя при этом и трагический репертуар. О самых известных людях этой смешной, не непростой профессии и пойдет речь ниже.

Джозеф Гримальди (1778-1837). Этот английский актер считается отцом современной клоунады. Полагают, что именно он стал первым клоуном с европейским лицом. Благодаря Гримальди комический персонаж стал центральной фигурой английский арлекинад. Отец Джозефа, итальянец, сам был пантонимистом, художником и балетмейстером в театре. Да и мать выступала в кордебалете. Уже с двух лет мальчик выступает на сцене театра. Неудачи в личной жизни обратили взор молодого Гримальди к работе. Славу ему принесла постановка в Королевском театре «Сказок матушки гусыни». Актер стал явным новатором, ведь его персонаж, клоун Джой, схож с современными образами. Клоун являлся центральным персонажем в номерах, он придумывал буффонады и визуальные трюки, неизменно вызывая смех зрителей. Образ простака и дурачка берет свое начало еще со времен комедии дель арте. Гримальди принес в театр женскую пантомиму и заложил традицию участия в представления самой публики. Игра на сцене подорвала здоровье клоуна, фактически сделав его калекой. В 50 лет Гримальди разорился и жил на основе пенсии и помощи от благотворительных спектаклей в его честь. Когда он умер, газеты с горечью написали, что дух пантомимы отныне утрачен, ведь равных клоуну по уровню таланта просто нет.

Жан-Батист Ориоль (1806-1881). В начале XIX века как такового образа клоуна еще не было. На арене шутили комические конные акробаты, был наездник-мим и паяц. Такое положение дел изменилось, когда во французском цирке появилась фигура Жана-Батиста Ориоля. Ребенком он был отдан на обучение в семью канатных плясунов. Вскоре Жан-Батист стал самостоятельным артистом заштатного бродячего цирка. Карьера артиста быстро пошла в гору, наездник-акробат с комическими талантами был замечен. В начале 1830-х его пригласили в труппу Луассе. С ней Ориоль начал путешествовать по Европе. Следующей ступенью стал Парижский Олимпийский театр-цирк. Дебют состоялся 1 июля 1834 года. Жан-Батист показал себя разносторонним мастеров - он и канатоходец, и жонглер и силам. К тому же это был еще и гротескный актер. Сильное и мощное тело было увенчано веселым личиком, гримасы которого смешили зал. Клоун носил особый костюм, который представлял собой модернизированный наряд средневекового шута. А вот грима у Ориоля не было, он пользовался только общим грунтом. По существу работа этого клоуна может считаться коверной. Он заполнял паузы между выступлениями, пародировал основной репертуар. Именно Ориоль сформировал образ клоуна, придал ему легкий французский юмор и привнес в цирк романтизм. В преклонном возрасте Ориоль начал играть в комических сценах, участвуя в пантомимах.

Грок (1880-1959). Настоящее имя этого швейцарца - Шарль Адриен Веттах. Его семья была обычной крестьянской, однако отец смог привить сыну любовь к цирку. Талант Шарля заметил клоун Альфреде, который и пригласил молодого парня в труппу бродячего цирка. Получив в нем опыт, Шарль оставил своих партнеров и уехал во Францию. К тому времени клоун научился владеть несколькими музыкальными инструментами, умел жонглировать, был акробатом и канатоходцем. Только вот в Национальном швейцарском цирке в городе Ним молодой артист добился только работы кассиром. Шарль смог подружиться с музыкальным эксцентриком Бриком, заменив со временем его партнера Брока. Новый клоун выбрал себе псевдоним Грок. Дебют артиста в Национальном швейцарском цирке состоялся 1 октября 1903 года. Труппа много гастролировала. С ней Грок побывал в Испании, Бельгии и даже в Южной Америке. В 1911 году в Берлине клоун потерпел фиаско, однако гастроли в Австро-Венгрии и Германии в 1913 году прошли куда удачнее. Грока стали называть королем клоунов. Гастроли по России также обернулись триумфом. После окончания войны Грок снова возобновило выступления, побывав с гастролями даже в Америке. В начале 30-х клоун даже снял фильм о самом себе, который успеха не возымел. Уже после окончания Второй мировой войны артист выпустил еще две ленты со своими лучшими номерами, а в 1951 году даже открыл собственный цирк «Грок». Последний выход на арену знаменитого клоуна состоялся в 1954 году. Именем Грока названа маска, которую вручают в качестве приза на Европейском международном цирковом фестивале клоунов.

Михаил Румянцев (1901-1983). Клоун Карандаш является классикой советского цирка. Приобщение Михаила к искусству началось в художественное школ, однако обучение интереса не вызвало. Трудовая карьера будущего артиста началась с рисования афиш для театра. В 1925 году Румянцев переехал в Москву, где стал рисовать плакаты для кино. Судьбоносным для молодого художника стал 1926 год, когда он рядом с собой увидел Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса. Подобно им Румянцев решил стать актером. После курсов сценического движения была школа циркового искусства. С 1928 по 1932 года клоун появлялся на публике в образе Чарли Чаплина. С 1935 года Румянцев начал использовать свой новый имидж Каран д’Аша. В 1936 году клоун работает в московском цирке, финальной точкой формирования его нового образа стал небольшой скотч-терьер. Выступления клоуна были динамичными, наполнены сатирой на самые острые проблемы в обществе. Приезжая на гастроли в новый город, артист старался вставить в свою речь название какого-то местного популярного места. В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин. Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников. Карьера Карандаша в цирке насчитывает 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти. Работа артиста отмечена многочисленными наградами, он являлся Героем Социалистического труда, Народным артистом России и СССР.

Нук (1908-1998). Под таким псевдонимом всему миру стал известен немец Георг Шпиллнер. Когда в 1932 году он начал свою трудовую карьеру зубным врачом, никто и не предполагал такого резкого поворота в его судьбе. Но вскоре Георг отказался от этой работы, став музыкальным клоуном. Уже в 1937 году Немецкий театр в Мюнхене объявлял его, как самого известного клоуна Европы. «Фишкой» артиста стало его большой чемодан и огромное пальто, в которых скрывались разнообразные музыкальные инструменты. Нук выступал на самых известных концертных площадках Европы, но несмотря на свою славу оставался довольно скромным человеком. Клоун был очень музыкальным, играя на саксофоне, мандолине, флейте, кларнете, скрипке, губной гармошке. В 60-х о нем писали, как о самом нежном клоуне всех времен. Нука часто сравнивали с другой легендой, Гроком, но у немца был свой неповторимый образ. Рассказывают, что однажды некий клоун захотел купить к Нука один из его номеров, но тот отказался. Ведь его образ и есть вся жизнь, с ее опытом, чувствами, успехом и пощечинами. Долгие годы на сцену вместе с Георгом выходила и его супруга, игравшая на пианино. В 1991 году за свою благотворительную деятельность в адрес своих бывших коллег Германия наградила его крестом «За заслуги». Сам Нук говорил, что в обществе сложился стереотип, согласно которому клоун должен быть в жизни грустным человеком, а на сцене постоянно шутить. Но такой образ не имеет с ним самим ничего общего. Клоун писал, что для получения такой профессии учиться не обязательно, а вот упорный труд необходим. Секрет артиста был прост - все, что было в его представлении, было пережито лично Георгом.

Константин Бергман (1914-2000). Этот советский ковровый клоун появился в семье дирижера циркового оркестра. Неудивительно, что мальчика постоянно манила арена. С детства он участвовал в пантомимах, осваивая и другие жанры циркового искусства. Профессиональная карьера клоуна началась с 14 лет, со своим братом Николаем он поставил номер «Акробаты-вольтижеры». До 1936 года пара выступала вместе, используя образы популярных комедийных киноактеров Г.Ллойда и Чарли Чаплина. Во время войны Бергман выступал в составе фронтовых бригад. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. В 1956 году Бергман стал заслуженным артистом РСФСР. Клоун смог создать маску важного франта, надевая до нелепого щегольской костюм. Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике. Бергман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран. Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» он сыграл по сути самого себя.

Леонид Енгибаров (1935-1972). Несмотря на короткую жизнь, этот человек успел оставить яркий след в искусстве. Мим сумел создать новое амплуа - грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем. Леонид с детства полюбил сказки и кукольный театр. В школе он стал заниматься боксом и даже поступил в институт физкультуры, однако быстро понял, что это не его призвание. В 1955 году Енгибаров поступил в Цирковое училище, где стал обучаться клоунаде. Еще будучи студентом, Леонид стал выступать на эстраде в качестве мима. А полноценный дебют состоялся в 1959 году в Новосибирске. Уже к 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители. В 1964 году на Международном фестивале в Праге Енгибаров был признан лучшим клоуном мира, стали публиковаться его новеллы. О талантливом артисте снимают документальные фильмы, сам он привлекается в кино, сотрудничая с Параджановым, Шукшиным. Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз. Умер великий клоун в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Юрий Никулин (1921-1997). Большинство людей знает Никулина, как блестящего киноактера. А ведь его призванием был цирк. Отец и мать будущего клоуна являлись актерами, что и предопределило, должно быть, судьбу Никулина. Он прошел всю войну, получив боевые награды. После окончания боевых действий Никулин попытался поступить во ВГИК и другие театральные институты. Но нигде его не принимали, так как актерских талантов приемные комиссии разглядеть в молодом человеке не могли. В итоге Никулин поступил в студию клоунады при Цирке на Цветном бульваре. Молодой актер стал вместе с Михаилом Шуйдиным ассистировать Карандашу. Пара много ездила на гастроли и быстро набралась опыта. С 1950 года Никулин и Шуйдин стали работать самостоятельно. Их совместная работа продолжалась до 1981 года. Если у Шуйдина был образ рубахи-парня, который все знает, то Никулин изображал ленивого и меланхоличного человека. В жизни же партнеры на арене отношений практически не поддерживали. С 1981 году Никулин стал главным режиссером своего родного цирка, а уже со следующего года и директором. Нельзя обойти стороной и участие знаменитого клоуна в кино. Дебют на большом экране состоялся в 1958 году. Всенародную любовь Никулину-актера принесли комедии Гайдая («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»). Однако за его плечами и немало серьезных картин - «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Чучело». Талантливый клон проявил себя серьезным и глубоким драматическим актером. Юрий Никулин получил звание Народного артиста СССР и Героя социалистического труда. Возле цирка на Цветном бульваре установлен памятник знаменитому клоуну и его партнеру.

Марсель Марсо (1923-2007). Этот французский актер мим создал целую школу своего искусства. Родился он в еврейской семье в Страсбурге. Интерес к актерскому искусству появился у Марселя после знакомства с лентами Чарли Чаплина. Марсо учился в Школе декоративных искусств в Лиможе, затем в Театре Сары Бернар, где Этьен Декру и научил его мимическому искусству. Во времена Второй мировой войны начинающий клоун бежал из страны. Он поучаствовал в Сопротивлении, а большинство его родных, в том числе и родители, погибли в Освенциме. В 1947 году Марсо создал свой самый известный образ. Клоун Бип с белым лицом, в полосатом свитере и потрепанной шляпой, стал известен всему миру. Тогда же была создана клоунская труппа «Содружество мимов», просуществовавшая 13 лет. Постановки этого необычного театра с моноспектаклями видели лучшие площадки страны. Последующие годы Марсо выступал уже самостоятельно. Несколько раз он с гастролями бывал в Советском Союзе, впервые это произошло в 1961 году. В одной из сценок грустный Бип, сидя за столом, выслушивал своих собеседников. Повернувшись к одному, клоун делал веселое выражение лица, а к другому - грустное. Реплики чередовались и постепенно убыстрялись, заставляя клоуна постоянно менять настроение. Такое было под силу только Марсо. Миниатюры с участием Бипа вообще наполнены сочувствием к бедняге. В 1978 году клоун создал собственную Парижскую школу пантомимы. В его арсенале появились новые миниатюры и новые герои. Говорят, что именно Марсель Марсо научил Майкла Джексона его знаменитой лунной походке. За свой вклад в искусство актер получил высшую награду Франции - орден Почетного легиона.

Олег Попов (род.1930). Знаменитого артиста называют отцом-основателем советской клоунады. В 1944 году, занимаясь акробатикой, юноша познакомился со студентами циркового училища. Олега настолько увлек цирк, что он тут же поступил в училище, получив в 1950 году специальность "эксцентрик на проволоке". Но уже в 1951 году Попов дебютирует в качестве коверного клоуна. Артист смог создать артистический образ «Солнечного клоуна». Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку. Творчество артиста не ограничивалось одним лишь театром, он много снимался на телевидении, участвовал в детской телепередаче «Будильник». Попов снимался даже в кино (более 10 лент) и режиссировал цирковые спектакли. Знаменитый клоун принимал участие в первых гастролях советского цирка по Западной Европе. Выступления там принесли Попову поистине мировую славу. Клоун стал лауреатом Международного циркового фестиваля в Варшаве, получил премию Оскара в Брюсселе, получил приз «Золотой Клоун» на фестивале в Монте-Карло. В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.

Слава Полунин (род. 1950). Полунин получил образование в Ленинградском государственном институте культуры, а затем и на эстрадном отделении ГИТИСа. В 1980-е годы Вячеслав создал знаменитый театр «Лицедеи». Он буквально взорвал публику номерами «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Театр стал очень популярным. В 1982 году Полунин организовал Мим-парад, на который со всей страны съехалось более 800 артистов пантомимы. В 1985 году в рамках Всемирного слета молодежи и студентов состоялся фестиваль, в котором поучаствовали уже и международные клоуны. С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски. С 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца. Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне. Полунин является почетным жителем Лондона. Западная пресса называет его «лучшим клоуном мира». Несмотря на «несерьезное» занятие клоун основательно подходит к своей работе. Даже самое сумасшедшее и авантюрное шоу в его исполнении на самом деле тщательно продумано и взвешено. Полунин много работает и совершенно не умеет отдыхать, правда, его жизнь - удовольствие, на сцене и вне ее. А самое главное - этот человек создает праздник.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.