Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Самые знаменитые автогонки

Первые автомобили с бензиновым двигателем появились в 1886 году. Новый транспорт развивался очень быстро и интерес к нему оказался весьма велик. Уже в 1894 году состоялись первые автогонки. 126 километров от Парижа до Руана вызвалось преодолеть 21 машина. Вскоре подобные состязания состоялись и в других странах Европы, а также в Америке. Сперва автогонки были всего лишь экзотикой, но с развитием техники к ним стал появляться интерес и у зрителей.

Сегодня история автоспорта изобилует подвигами, трагедиями, триумфами и горькими поражениями. Самые знаменитые автогонки собирают десятки и сотни тысяч зрителей, а гонщики становятся чуть ли не национальными героями. Эти люди бросают вызов природе, одолев сумасшедшие скорости. В истории автоспорта есть несколько величайших гонок, которые и сделали это развлечение таким популярным.

Гран-при Монако. Сегодня эта гонка проводится в чемпионате Формулы-1. Хотя еще задолго до его появления тут проводились независимые автомобильные соревнования (1929-1948). Когда в 1950 году появился новый чемпионат, популярная трасса в Монако стала его частью. Трасса проходит прямо по улицам города, при этом они не требуют особой подготовки, так как изначально соответствуют высоким стандартам. Разве что люки приходится закреплять, иначе они бы просто вылетали из-под болидов. Гонка в Монако является самой опасной, сложной и самой интересной. Трасса очень извилистая и хитрая. Прелесть этой гонки в том, что зрители тут располагаются не вдали на трибунах, а в непосредственной близости от проносящихся мимо болидов. Болельщики вживую ощущают рев двигателей, запах дымящихся покрышек.

Протяженность гонки - 260 километров, машины проезжают тут 78 кругов. Для пилотов победа в Монако считается очень престижной и самой трудной. Дело в том, что на узких улицах очень трудно обгонять. Легендой же Гран-при Монако считается бразилец Айртон Сенна, он побеждал тут 6 раз, больше даже, чем сам Михаэль Шумахер (5 побед). Гонка привлекает к себе большой интерес - специально ради нее в Монако на своих яхтах приплывают богачи со всего света. В 2006 году на носу одного из болидов был в рекламных целях установлен бриллиант, стоимостью в 500 тысяч долларов. После аварии машины драгоценный камень оказался утерянным.

24 часа Ле-Мана. Есть гонки на первенство, на скорость и время, а есть - на выносливость. Самой старым таким состязанием является 24 часа Ле-Мана. Впервые эта гонка прошла еще в 1923 году, неподалеку от французского города Ле-Ман. Это соревнование вынуждает команды быть не только быстрыми, но и надежными. Так появляется особая стратегия, которая рассчитывает, как экономно использовать расходные материалы. Правда, пилоты за рулем находятся не все время, через пару часов их меняет напарник. Нынешние правила гласят, что каждым автомобилем должно управлять не менее трех пилотов. В ожидании своей очереди гонщики успевают перекусить и отдохнуть. Проходит состязание в июне на специальной трассе протяженностью в 13 километров, которая проложена частично по обычным дорогам, а частично по специальным участкам. Даже дождь участникам не помеха, за 24 часа гонки они преодолевают до 5000 километров.

Появилась эта автогонка, как ответ Гран-При. Ле-Ман должен был выявить не только самый быстрый автомобиль, но и самый выносливый. Производителям давалось возможность доказать, что они умеют выпускать надежные и экономичные машины. Специально для Ле-Мана стали придумывать технические инновации, которые вскоре перекочевали в серийные автомобили. Сегодня в гонке принимает участи около 50 машин, состав постоянно менялся. Сегодня представлены 4 класса, два из которых созданы на базе серийных машин.

Гонка имеет несколько знаменитых культовых традиций - тут машут французским флагом перед началом гонки. В конце же гонки маршалы размахивают флагами, приветствуя победителя и участников. Также именно тут зародилась традиция обливания шампанским, которая перекочевала и в другие виды спорта. Легендами гонки является Жаки Икс, одержавший тут 6 побед и ставший даже почетным жителем Ле Мана и датчанин Том Кристенсен, одержавший целых 8 побед. Однако Ле Ман знавал не только триумфы, но и горести. Так в 1955 году страшная авария унесла жизни 80 зрителей и пилота, что значительно повлияло на весь автомобильный спорт, коренным образом заставив изменить правила безопасности.

500 миль Индианаполиса. Эта самая известная автогонка, проходящая в Америке. Местом ее проведения является стадион под названием «Старая кирпичница» в Индианаполисе. Проводится эта гонка каждый год в последнее воскресенье мая, накануне Дня поминовения. Длительность круга составляет 4 километра. А проводятся соревнования тут еще с 1911 года, являясь старейшей автогонкой планеты. Правда сам овальный трек был открыт за 2 года до этого, тогда покрытие было земляным и тут даже успели провести гонку на дистанцию в 250 миль. Затем трасса была выложена кирпичами, что и дало ей историческое прозвище. На момент своего возведения автодром стал самым большим в мире. Его конфигурация представляет собой четыре прямых, соединенных между собой профилированными поворотами. Трасса выделяется разными углами наклона виражей, что дало овалу особый «характер».

Первую гонку в 1911 году выиграл американец Рэй Хэрроун, получивший весомую премию в 10 тысяч долларов. С 1950 по 1960 года она входила в зачет Формула-1, а с 2008 году тут проводятся состязания серии Индикар. В 1961 году от кирпичей было решено отказаться, так как их осколки калечили зрителей. Теперь от них осталась только узкая полоска на стартовой прямой, остальная часть трасса стала асфальтированной.

За 8 дней до самой гонки определяется обладатель поул-позиции. Надо максимально быстро проехать 4 круга, на что дается три попытки. На следующий день определяются места с 25 по 33. Те пилоты, кто попал в число 33 счастливчиков, уже получают очки в общий зачет. Перед стартом играют гимн США и неофициальный гимн Индианы. После этого один из родственников владельца автодрома призывает заводить моторы. Гонка стартует с хода. Первые победители преодолевали дистанцию в 500 миль (804 километра) за 6 с лишним часов, сегодня на это требуется мене 3 часов. Гонка сформировала многочисленные традиции, посмотреть ее в выходной день считается в стране для многих правилам. Также на «Инди-500» вспоминают солдат и жертв войн. По традиции победители тут выпивают в честь триумфа стакан молока, целуют заветную кирпичную полосу.

Ралли Дакар. Это ралли долгое время было известно под названием Париж-Дакар. Каждый год проводится этот трансконтинентальный марафон. А история его берет свое начало в 1878 году. Французский мотогонщик решил организовать опасное ралли-марафон, которое стало бы настоящим приключением. В первой гонке приняло участие 80 автомобилей, 90 мотоциклистов и 12 грузовиков. Три недели участники преодолевали дистанцию в 10 тысяч километров. К финишу добрало только 74 участника. Традиционно старт гонки начинался в Париже, а финиш располагался в Дакаре, самой западной точке Африки. Однако сперва старт переносился в другие города, а затем с 2009 года соревнования вообще начали проходить в Южной Америке.

В настоящее время в гонке участвуют три группы транспортных средств - мотоциклы, автомобили и грузовики. Порядок старта согласуется с местом, занятым на предыдущем этапе. Хотя автодороги в этом ралли являются понятием относительным (часто путь лежит просто через пустыню), участники снабжены спутниковой навигацией, которая используется исключительно для вызова помощи в трудной ситуации. Трасса пролегает через дорожные секции и включает скоростные участки. Этапы следуют один за другим каждый день. Покрытие дорог в этом ралли очень разнообразное - камни, песок, твердый грунт, солончаки. Сама гонка является очень опасной и даже смертельной - участники сталкиваются друг с другом, пропадают без вести, наезжают на местных жителей.

24 часа Нюрбургринга. Эта гонка также призвана проверить выносливость. Она проводится с 1970 года. Соревнование появилось, как более дешевая альтернатива 1000 километрам Нюрбургринга, шедшей в зачет Чемпионата мира для спортивных машин. В суточной гонке участвуют в основном гонщики-любители, которые хотят бросить вызов знаменитому автодрому. Гонка привлекает своим весьма либеральным техническим регламентом. Сюда допускаются самые разнообразные машины разных групп, появлялись спорт-прототипы, заводские команды.

Гонка проходит на Северной петле Нюрнбургринга, кольцо составляет 22-25 километров. 24 часовой заезд стартует обычно в мае или июне. На старт выходит 220 машин, из-за чего он осуществляется в 3 захода. Так как машиной могут управлять от 3 до 8 человек, число гонщиков превышает 800 человек. В истории гонки встречались случаи, когда победу одерживала и женщина. Хотя почти весь пелотон составляют любители, за победу все же борются профессионалы на специально подготовленных машинах. Ради победы им приходится постоянно заниматься обгонами более медленных конкурентов. Сама гонка становится большим праздником, настоящим фестивалем, собирающим кучу народа. Часто соревнования вообще отходят на второй план, да и кто вспомнит о них в ходе ночного гуляния? За неделю же сюда, на праздник автоспорта, приезжает до 400 тысяч зрителей.

24 часа Дейтона. Эта суточная гонка на выносливость проходит каждый год в Дейтона-Бич, Флорида на специальной трассе. Она включает в себя участки овала Наскар и дорожный участок за пределами стадиона. Дистанция круга составляет 5,7 километра. Гонка в Дейтоне является одной из главных в США. Впервые гонка тут прошла в 1962 году, через несколько лет после появления трека. С 1964 года дистанцию удлинили до 2000 километров, что вдвое превысило классический путь Нюрбургринга, Спа и Монцы. А с 1966 года гонку подобно Ле Ману стали проводить на протяжении целых суток. Проходит гонка в конце января-начале февраля. Это межсезонье в мире автоспорта, поэтому в Дейтону часто приезжают звезды из других классов ради участия в престижном соревновании. В настоящее время главным титульным спонсором мероприятия является Rolex, который вручает стальные часы всем победителям.

Подобно другим 24 часовым гонкам пилотам тут требуется проехать дальше всех за отведенный интервал времени. Однако особенность в том, что в Дейтоне пилота едут по полностью закрытой трассе, здесь не используются городские улицы. Чтобы квалифицироваться, достаточно своим ходом пересечь финишную черту по истечении 24 часов. Это приводило к курьезам - сломанные машины дожидались окончания гонки неподалеку от финиша, чтобы потом кое-как пересечь заветную черту.

24 часа Спа. Бельгийский автодром Спа-Франкоршам сам по себе является легендой. Тут проводится немало соревнований, в частности, гонка Формулы-1. Но самым известным событием для бельгийского Спа является ежегодная 24-часовая автогонка. Впервые она состоялась в 1924 году, являясь второй по возрасту в этом классе. До 1979 года соревнования проходили на 14-километровом кольце, а после реконструкции длина трассы уменьшилась вдвое. В разные годы суточная гонка входила в состав разных чемпионатов - с 1966 по 1973 это был Чемпионат Европы среди легковых машин, в 1953 и 1981 - в Чемпионат мира среди спортивных машин. С 2010 года гонка проводится в рамках Чемпионата Европы GT2.

Интересно, что в 1971 году в марафоне приняло участи сразу три советских Москвича-412. Правда, отечественные автомобили заняли два последних места в квалификации, уступив даже представителям более младших групп. Одна машина вообще сошла с трассы из-за поломки двигателя. Среди пилотов самым титулованным является Эрик ван де Пёль (5 побед), а среди производителей - BMW.

Ралли Монте-Карло. Автомобильный клуб Монако организует не только гонку Формулы-1, но и это соревнование. Этап проходит в живописной Французской ривьере на юго-востоке Франции. Это ралли организовал в 1911 году еще князь Альберт I. Причины были простые - заполнить гоночное межсезонье и гостиницы в «мертвый» сезон. С тех пор гонка считается настоящим полигоном для проверки нововведений в автомобилестроении. Победа в ней считается очень почетной. Покрытие дороги меняется от участка к участку - сухой и мокрый асфальт, лед, снег. Поэтому для гонки особенно важно правильно подобрать шины. Трасса просто кишит крутыми и узкими горными поворотами и шпильками. Есть тут и два ночных этапа. В настоящее время гонка проходит в середине января и входит в календарь Чемпионата мира по ралли. Гонка в Монте-Карло показало, что мощные и большие машины тут бессильны перед маленькими и юркими. Благодаря крутым поворотам и системе гандикапов в середине 1960-х тут царили маленькие Mini Coopers S.

Самым зрелищным спецучастком является Turini - машины тут соревнуются в темное время суток, что дало название событию «Ночь длинных ножей». Ведь свет от фар проносящихся машин буквально разрезает темноту. Участок в районе перевала является одним из самых длинных - около 30 километра. До Монако отсюда недалеко, поэтому к трассе сходятся десятки тысяч зрителей, которые тут жгут костры и взрывают петарды.

Гран-при Макао. Стойкий интерес к автомобильному спорту в последнее время отмечается в Азии. Тут строят современные автодромы, заманивают чемпионаты большими деньгами. Одно из самых старых соревнований проводится в Макао, Китай. Каждый год сюда в ноябре приезжают гонщики со всего мира. Уникальность соревнования в том, что в нем на уличной трассе в один и тот же уик-энд соревнуются и мотоциклы, и автомобили. Сама трасса является типичной городской. Она состоит из длинных прямых и крутых поворотов. При этом гонщики жалуются на ухабы и узкость трассы (до 7 метров), что осложняет обгоны.

А появилось Гран-при в 1954 году. Первоначально это была гонка для любителей за главный приз. Но в 1966 тут появились профессионалы - бельгийский гонщик Бьянки заявился в Макао на своем Рено, чтобы повысить имидж марки. С 1983 года этап формулической тематики преобразовали для техники классы Формулы-3. Макар стал местом, где могут проявить себя молодые таланты. В частности, тут побеждал Сенна, боролись Шумахер и Хаккинен. Многие из блиставших в Макао гонщиков перебрались затем в Индикар и Формулу-1. Сегодня главными гонками Гран-при являются Кубок Формулы-3 и этап WTCC. Также тут соревнуются мотоциклисты, Формула-БМВ и множество мелких соревнований с участием местных спортсменов. И все это в один уик-энд!

Ралли 1000 озер. С недавнего времени это романтическое название уступило место куда более лаконичному и сухому Ралли Финляндии. По числу участников и зрителей мероприятие считается одним из самых масштабных в Северной Европе. Сюда приезжает несколько сотен тысяч болельщиков с разных уголков мира. Впервые гонка прошла в 1951 году, первоначально в ней участвовали сами финны. Однако с тех пор популярность соревнований выросла, правда, среди победителей все равно подавляющее большинство - финны и шведы.

Свое название автогонка получила благодаря колоритной местности, в которой она проводится. Трасса пролегает среди множества природных озер, живописных холмов и скупой северной зелени. Автогонщики развивают тут довольно высокие скорости. Одним из самых известных этапов является Оунинпохья. Машины тут совершают большие по высоте и расстоянию пряжки. При этом зрители могут даже замерять длину полета, благодаря отметкам на обочине. Запомнилась автогонка и своими неприятными эпизодами. Так, в 1981 году Франц Фиттман в ходе ночного заезда въехал в группу чиновников Федерации автоспорта. Погиб президент Финской федерации. Популярность Ралли 1000 озер столько велика, что даже сами команды-участницы неоднократно выбирали гонку в качестве «Ралли года».