Семьи Папуа - Новой Гвинеи.

Этнографические экспедиции со всего света стремятся в Папуа-Новую Гвинею, поскольку уклад местных племен в отдаленных районах острова зачастую ничем не отличается от жизни их предков в каменном веке.

В племенах большие семьи-дворы по 30-40 человек. Живут папуасы в домах на сваях, чтобы во время дождей и наводнений вода не затопила жилище. Из бамбука или другого крепкого материала возводят каркас, крышу и стены делают из травы, широких листьев.

Папуасы до сих пор иногда добывают огонь трением, а группы домов строят вокруг "очага". Мужчины селятся отдельно от женщин и детей, кое-где женщине запрещено даже приближаться к мужским домам, не то что входить внутрь.

Чтобы возделывать огород, папуасы выжигают часть леса и на получившейся территории сажают батат, кео-кео, ямс. Для обработки земли используют палки – копалки. В племенах пользуются каменными и деревянными орудиями, обходясь без железа.

Женщины племени собирают кокосы, бананы, ведут хозяйство. В качестве мясной пищи в ходу жареная свинина – дикие кабаны или их одомашненные потомки, но мясо едят редко. Свиней в племени ценят и берегут.

Не гнушаются папуасы отведать прочей лесной живности, вкусными считаются казуары (разновидность страуса), грызун кускус, змеи. Едят дважды в день, вместо тарелок используя листья банана.

Не столь давно в Новой Гвинее процветал каннибализм. Все папуасы жуют бетель – красную смесь листьев перечного растения и семян пальмы катеху с толчеными ракушками, обладающую дурманящим действием.

Жизнь туземцев строго подчинена законам племени. Все вопросы решают старейшины. Уважение к ним безгранично. Еще недавно вожди и старейшины удостаивались чести "жить после смерти" в виде мумии.

Телу вождя придавали сидячее положение, обсыпали травами и натирали снадобьями. После этого, завернув в листья, тело коптили над огнем, смачивая травяным настоем, в течение нескольких месяцев. Так получалась абсолютно черная папуасская мумия.

В дни праздников и торжеств ее выносили к народу, в трудный час просили совета. Сегодня в Папуа сохранилось около 5 таких реликтов, возраст которых от 350 до 550 лет, но современные папуасы утратили секрет изготовления мумий. Поэтому племена, где есть собственные мумии, очень гордятся ими.

Папуасские женщины бесправны. В брак они вступают рано – в 11-14 лет девушка считается "в самом соку". Невесту выбирают по решению старейшин, так как молодые должны принадлежать к определенным племенам, знать один язык.

Перед свадьбой к родне невесты приходят "свататься", принося в качестве гостинца бетель. После того как семьи договорились, за девушку нужно заплатить.

В день свадьбы в племя, где живет невеста, отправляется жених с процессией принаряженных односельчан, мужчин и женщин. Они несут выкуп - кабанов, мешки с овощами, ветки бананов и другие ценности. Часто племя жениха вбегает в деревню невесты с улюлюканьем, символизируя "похищение" суженой.

Невеста выходит навстречу, раскрашенная в "свадебные" цвета – красный и черный, увешанная местными бумажными деньгами, количество которых означает сумму выкупа. Иногда для того чтобы жениться, юноша и его семья долго собирают выкуп, работая на кофейных плантациях.

После того как сделка по передаче невесты состоялась, происходит свадебный пир, на котором "гуляют" представители породнившихся племен. После ухода невесты ее имущество делят между собой все члены общины.

Брак для папуаски – нелегкое дело. Женщины живут отдельно от мужчин своими домами, распространено многоженство. Поскольку контрацепция не предусмотрена, рожают много, но не все дети выживают. Младенцы считаются общими для всего племени, но особо с детьми никто не носится.

Если в племя приедут туристы, то леденцы, сигареты и бусы от них получат прежде всего мужчины-воины. Когда женщина теряет кого-то из родственников, ей принято отрубать первую фалангу пальца на руке.

Можно встретить старух совершенно без фаланг – значит, в их семьях было много смертей. Кроме этого, вдова делает себе длинные бусы - "жгуты слез", нанизывая на нитку плоды местного растения. Эти жгуты весом около 20 кг. она должна носить не менее двух лет.

Для супружеских объятий предусмотрены хижины, где муж с женой могут уединиться. Сексом можно заняться и в лесу. Отношение к физической близости у папуасов свободное, нередки инцесты, мужчины могут овладеть чужой женой.

Девочки растут с матерями, а мальчики лет с 7-ми воспитываются среди мужчин. Посвящение в воины начинается с прокола носа заостренной палочкой. Мальчики во всем подражают мужчинам: во время войн подносят оружие, охотятся.

Примерно в 12-13 лет каждый мальчик надевает на половой орган специальный бандаж, изготовленный из бутылочной тыквы, который носится постоянно, являясь часто единственной "одеждой". По длине и форме бандажа можно определить, каков статус у хозяина: прямые бандажи - у "годных" мужчин, наиболее длинный - у вождя, у подростков и стариков - изогнутые.

Среди племен часты войны. С учетом того, что вооружение составляют только деревянные короткие и длинные копья и луки со стрелами без оперений, жертв в сражениях немного. Да и сами стычки, поводом к которым может служить похищение свиньи из чужой деревни, носят, скорее, ритуальный характер, сопровождаясь потоками оскорблений и угрожающими танцами. Иногда войну может прекратить сильный ливень – воины разбегаются по домам. Полученные в битве раны папуасы зализывают, или прикладывают к ним разжеванные листья.

Хотя в крупных городах распространено христианство, в диких племенах верят в божества природы, духов и привидения. Если в обычные дни одежда мужчины состоит из бандажа, а женщины из травяной юбки, то религиозные праздники, войны, свадьбы - повод для того чтобы принарядиться и раскраситься как можно лучше. В качестве нарядов и украшений папуасы используют все, что попадется: перья, листья, плоды, зубы и кости животных.

Мужчины привязывают бороды из травы и мха. Обязательно натираются салом или раскрашиваются лица и тела. В каждом племени собственные цвета и узоры. Краску делают из природных материалов: глины, сажи, листьев, коры и прочего. Наносят ее толстым слоем, чтобы только глаза выделялись на лице.

Вот так и живут современные папуасы – дети природы, не испорченные цивилизацией. Они не считают свою жизнь ни бедной, ни отсталой, а просто сохраняют традиции предков во имя будущих поколений.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.