Самые дорогие пластинки.

Казалось бы, виниловые пластинки окончательно ушли в прошлое. Но около 5 лет назад популярность виниловых альбомов стала расти. Заговорили даже о втором рождении этого старого формата. В итоге, начиная с 2006 года, продажи виниловых пластинок увеличиваются с каждым годом. Рост объемов только в 2007 году составил 37%.

Удивительно, но это происходило на фоне падения интереса к компакт-дискам, их стали продавать на 20% меньше. Американская крупная исследовательская компания Nielsen SoundScan подсчитала, что только в 2009 году в США было реализовано около 2 миллионов пластинок старого формата.

Конечно же, винил уже никогда не сможет вернуть себе весь рынок - эта ниша слишком узкая, продажи таких пластинок составляют всего пару процентов в общем объеме. Но компакт-дискам пророчат скорую гибель, музыка будет существовать в виде цифрового облака на удаленном сервере. С него можно будет скачать любую композицию, заплатив небольшие за это деньги. Винил же останется средством для аудиофилов, которые предпочитают слушать музыку дома в соответствующей обстановке.

Парадокс - хотя владельцев проигрывателей винила становится с каждым годом все больше, число самих пластинок неуклонно уменьшается. Ведь каждый коллекционер твердо знает, что настоящий звук возможен только на старых и оригинальных изданиях, переиздания уже не могут передать ту гамму звуков.

Неслучайно самые фанатичные коллекционеры приобретают сразу несколько копий своих любимых пластинок, понимая, что число желающих увеличивается, а новые выпуски в таком формате едва ли появятся. Для начинающего коллекционера в итоге неожиданностью может стать цена старых пластинок. Расскажем ниже о 10 самых дорогих виниловых пластинках в истории звукозаписывающей индустрии.

That’ll be the day/ In spite of all the danger, The Quarrymen. Эта пластинка, выпущенная в 1958 году, ныне стоит от 180 до 200 тысяч долларов. Надо отметить, что самые первые места в нашем рейтинге связаны с историей легендарной The Beatles. Именно их пластинки и обожают коллекционеры. Среди прочих редкостей первое место принадлежит диску "The Quarrymen". Тогда еще никому неизвестной группе школьных друзей, созданной Джоном Ленноном, еще предстояло стать легендарной группой всего через несколько лет. Свою первую пластинку "The Quarrymen" записали 14 июля 1958 года. В Ливерпуле на тот момент была всего одна приличная студия звукозаписи. Она принадлежала вечно недовольному старику Перси Филлипсу. Именно ему юноши заплатили 17 шиллингов и 6 пенсов за право записать две песни. Ими стали кавер-версия "That'll be the day" Бадди Холли и уже собственная "In spite of all the danger". Ребята планировали записать лишь инструментал и наложить на него впоследствии дорожки с вокалом, но оказалось, что их средств хватает только на то, чтобы сыграть по разу каждую песню. На тот момент единственное, что они более-менее репетировали ранее, была композиция "That'll be the day". Ее-то ребята и сыграли. После записи Маккартни вдруг заявил, что хотел бы сыграть новую песню, которую ранее не слышали ни Лоу, ни Хантон. Те запротестовали, так как надо было ее хотя бы раз отрепетировать. Однако тут в спор вмешался владелец студии, который прямо сказал, что за такие деньги группа не может находиться в студии так долго. Леннон сказал Лоу и Хантону: "Просто играйте за нами", и началась запись. Эта странная полу-импровизация стала, по сути, первой записью будущих "The Beatles". К тому же песня осталась единственной, сочиненной вместе Маккартни и Харрисоном. По окончании записи ребята получили на руку единственную пластинку. Согласно уговору ею владел по неделе каждый из участников группы. К примеру, брат Колина Ханта ставил ее в столовой своего предприятия. В итоге пластинка надолго попала к Джону Лоу, у которого она и пролежала целых 25 лет. В 1981 году он было решил продать ее на аукционе, но лот сразу же выкупил Пол Маккартни по неизвестной цене. Он тут же напечатал 50 копий раритетной записи и подарил их родным и друзьям. В 1995 году оцифрованная копия песни "In spite of all the danger" вошла в битловскую официальную антологию, перестав быть миражом, о котором все знали, но мало кто слышал. На сегодня именно сингл группы "The Quarrymen" считается самой дорогой пластинкой на свете. В 2004 году по мнению экспертов авторитетного журнала "The Record Collector", следящего за ценами на виниловые раритеты, стоимость пластинки составила как минимум 155 тысяч долларов. В дальнейших версиях сингл оценивался уже дороже - в 200 тысяч. Такая цена, конечно же, весьма условная. Ведь диск существует в единственном экземпляре и принадлежит Полу Маккартни. Едва ли сингл поступит когда-либо в свободную продажу. Зато можно куда дешевле приобрести те самые копии от Маккартни образца 1981 года. Они оцениваются по 15 тысяч долларов.

Double fantasy, John Lennon. В 1980 год Джон Леннон выпустил свой диск "Double fantasy". Именно его он подписал 8 декабря этого же года одному из своих поклонников. Через пять часов тот, держа подмышкой эту пластинку, на выходе из гостиницы "Дакота" застрелил своего кумира. Пластинка была подобрана на месте преступления, она стала одной из улик, доказывавшей вину Марка Дэвида Чепмена - ведь на обложке остались отпечатки его пальцев. После суда диск, с благодарственным посланием прокурора вернули лицу, нашедшему его. Он, являясь поклонников "The Beatles" целых 19 лет боролся с искушением продать раритет. В 1999 году при посредничестве известной компании "Moments in time", специализирующейся на продаже автографов и памятных вещей, диск был продан анонимному покупателю за 150 тысяч долларов. Эта цена и является ныне официальной за данную пластинку. Не так давно стало известно, что альбом доступен к продаже. Упомянутая выше компания объявила, что владелец готов расстаться с памятным раритетом, но уже за 600 тысяч. Правда, покупателей пока не нашлось. Ценности пластинке добавляет и тот факт, что к ней прилагается не только автограф Леннона на обложке, но и полицейские материалы дела - свидетельства прежнего владельца, благодарственное послание прокурора, отчет экспертизы, подтверждающей, что отпечатки принадлежат именно Чепмену.

Yesterday and Today, The Beatles. В 1966 году была выпущена редкая компиляция "The Bealtes", специально для рынка Канады и США. Компания "Capitol records" выпустила диск, оцениваемый ныне в 45-85 тысяч долларов. В него вошли песни из альбомов "Help!", "Rubber soul" и "Revolver". Знаменитость пластинке придала необычная обложка, получившая название butcher cover. Многие тогда сочили ее попросту дикой. Посудите сами - музыканты были сфотографированы в обнимку с кусками сырого мыса и расчлененными куклами. Автором такого снимка стал фотограф Роберт Уайтекер, который создавал свой арт-проект "Путешествие сомнамбулы". Компания всего напечатала целых 750 тысяч пластинок с альбомом, успев даже разослать первую партию журналистам, магазинам и диск-жокеям. Однако реакция на такую обложку была настолько негативной, что весь тираж пришлось отозвать. Полностью уничтожать 750 тысяч напечатанных обложек производитель не решился, вот и заклеили скандальное фото новым, на котором музыканты мирно позируют около полуоткрытого сундука. Такая скандальная история, как и разнообразие сохранившихся экземпляров пластинки, сделали ее самым популярным коллекционным раритетом "The Beatles". Самая высокая цена у пластинок с оригинальной обложкой и в идеальном состоянии. Есть даже так называемые first state covers, что является мечтой поклонников. Эти пластинки вообще никогда не распечатывались. Так, в 1966 году целый ящик с запечатанными дисками сохранил себе на память тогдашний руководитель Capitol Records Алан Ливингстон. Его сын в 1987 году выставил на торги 12 пластинок из той коробки, вызвав ажиотаж среди коллекционеров. Пластинки, на которых поверх старой обложки наклеена новая, ценятся чуть дешевле. Их именуют second state covers. Однако их сохранилось вовсе не так много. Ведь когда стало известно, что диск с первоначальной обложкой стал коллекционной редкостью, весьма дорогой, по стране стали отклеивать старые обложки с сундуком. Образовалась еще одна волна пластинок, именуемая third state covers. Она ценится еще дешевле второй. Такие обложки отпаривались, а верхняя часть попросту затем отклеивалась. Среди этой группы самыми ценными являются те, у которых после применения такого метода оставалась лишь горизонтальная полоска клея. Цена также складывается из состояния самой пластинки и ее конверта, а также качественного состава треков. Оказалось, что на некоторой части тиража были использованы дуофонические стереомиксы, сделанные из двух монотреков. А вот пластинки, на которых оказались нормальные стереомиксы, допечатали уже позже. Их оказалось гораздо меньше. В итоге самой дорогой версией этой пластинки стал запечатанный стереомикс с первоначальной обложкой. Именно он и стоит около 85 тысяч долларов.

The Freewheelin’ Bob Dylan, Bob Dylan. В 1963 году Боб Дилан записал версию студийного альбома "The Freewhelin' Bob Dylan". В него вошло сразу четыре трека, которые не попали в канонический трек лист. Это композиции "Talkin' John Birch paranoid blues", "Let me die in my footsteps", "Rocks and gravel" и "Gamblin' Willies dead man's hand". Тираж этой версии альбома также готовился к продаже, однако в самый последний момент был отозван. Тому послужило несколько причин. Согласно одной из версий, студия "Columbia Records" потребовала у музыканта изъять композицию "Talkin' John Birch paranoid blues", которая показалась продюсерам слишком уж вызывающей. Ведь песня ведется от лица сумасшедшего охотника за коммунистами. В тексте есть фраза, оправдывающая действия Гитлера, так как он хотя бы не был коммунистом. Биографы Дилана считают, что важную роль в запрете треков сыграла компания CBS. На ее "Шоу Эдда Салливана" музыкант должен был выступить с этой песней, но юристы посчитали, что приведет к волне судебных исков. Ведь в стране реально существовала организация "John Birch Society", которая к тому же имела весьма разветвленную сеть в 50 штатах. Принципиальный Боб Дилан отказался сменить выбранную для шоу композицию и на съемки попросту не явился. Говорят, что именно юристы из CBS порекомендовали Columbia Records убрать скандальную песню из финальной версии альбома. Вместе с ней были убраны и три других трека. Зато вместо них Дилан внес три свежих песни - "Girl from the North country", "Masters of war", "Talkin' World War III blues", "Bob Dylan's dream". Есть также версия о том, что окончательный трек-лист был утвержден Бобом Диланом исключительно из творческих соображений. В итоге остались лишь немногочисленные копии той самой, оригинальной пластинки. Именно первая версия "he Freewhelin' Bob Dylan" сейчас считается самой дорогой и редкой среди наследства легендарного американского музыканта. Существующие моноверсии еще в середине 90-х оценивались в 10-12 тысяч долларов, а вот куда более редкий стереомикс (известно о двух таких пластинках) оценивается в 40 тысяч.

Velvet underground & Nico. В 2002 году житель Монреаля Уоррен Хилл на одном из блошиных рынков приобрел эту невзрачную пластинку выпуска 1966 года. Новому хозяину диск обошелся всего в 75 центов. На нем от руки было написано "The Velvet underground, Mr-N-Dolph, 4-25-66". Впоследствии оказалось, что пластинка представляла собой оригинал дебютного альбома группы "The Velvet underground". Загадочным "Mr-N-Dolph" оказался Норманн Дольф, работник Columbia Records. Именно он в 1966 году помог Энди Уорхолу найти средства для записи продюсируемой тем группы. Хилл приобрел так называемый ацетат, или лаковый диск. Это алюминиевый диск с покрытием из нитроцеллюлозного лака. Именно на него и делают запись с магнитной ленты. Такой этап является промежуточным при изготовлении виниловых носителей. Диск же является служебным материалом для звукоинженеров. Ацетаты нужны для того, чтобы убедиться в правильности звучания, нужной передачи тембров и верности уровней записи. Если надо, вносятся соответствующие коррективы, изготавливается мастер-диск, с которого и нарезается тираж. Ацетаты всегда существуют в штучных экземплярах. К тому же прослушать их можно лишь несколько раз, так как они быстро изнашиваются. Уникальность диска, приобретенного канадцем, в том, что песни, записанные на нем, несколько отличаются от тех, которые вышли в каноническом дебютном альбоме "The Velvet underground". Оказалось, что некоторые вещи были полностью переписаны, а другие - присутствуют на альбоме в других вариациях. Уоррен Хилл выставил редкий ацетат на аукционе Ebay. Торги закончились на отметке в 150 тысяч долларов. Однако оказалось, что покупатель отказался платить эту сумму. Повторный аукцион позволил продать раритетный ацетат за 25 200 долларов.

White album, The Beatles. Девятый альбом "The Beatles" вышел в 1968 году. Оформление обложки было доверено художнику-концептуалисту Ричарду Гамильтону. Ведь именно он за 2 года до этого являлся куратором нашумевшей ретроспективы Марселя Дюшана в Tate Modern. Дизайн, созданный Гамильтоном, был весьма концептуальным. Особенно это проявилось по сравнению с барочной роскошью предыдущего альбома группы - "Sgt. Pepper's lonely hearts club band". В итоге на белой обложке незаметно было выдавлено название группы. На каждом конверте также стоял свой серийный номер. По замыслу художника это было своеобразной иронией - нумеровать издание альбома с тиражом около 5 миллионов экземпляров. Однако как оказалось такое графическое решение обладает незапланированным эффектом, благодаря которому каждый коллекционер и может оценить насколько редкий экземпляр у него в руках. Все очень просто - издание ценится тем больше, чем меньше цифра на конверте. Естественно, речь идет о самом первом издании 1968 года, а не переизданиях 1973, 1982 и 1995 годов. Пластинка с красивым номером 0050000 оценивается в 150-300 долларов, а вот первые десять копий альбома с номерами не более 00000010 оцениваются согласно оценкам "Record Collector's Rare Record Guide" в сумму около 10000 английских фунтов.

God save the Queen, Sex Pistols. В 1977 году группа "Sex Pistols" записала раннюю версию сингла "God save the Queen". Его история довольно известна. Сперва скандальная группа неудачно в честь дня рождения Королевы попыталась дать концерт прямо под ее окнами Вестминстерского дворца. В итоге все, кто присутствовал на том выступлении, были арестованы. Зато потом песня триумфально покорила вершина английских чартов. Сингл сразу занял первое место в неофициальном чарте NME и второе - в официальном BBC. Затем песню вообще запретили к телевизионным и радио трансляциям, что не помешало ей стать самым известным панк-гимном всех времен. Тираж сингла попросту не успел стать большим, лейбл "A&M Records" успел напечатать лишь немного пластинок, но, увидев ажиотаж вокруг песни, быстро разорвал контракт с группой. В итог пластинки из этого небольшого выпуска считаются одними из самых редких в Британии. В отличии от более известного тиража компании "Virgin" здесь на второй стороне идет песня "No feelings", а не "Did you no wrong". Сегодня "Record Collector's Rare Record Guide" оценивает такой экземпляр сингла в 5 тысяч фунтов. Но и эта цена условная, к примеру, в 2006 года на одном из аукционов пластинка была продана за 12675 фунтов. Такая высокая цена обусловлена тем, что в продаже оказалась одна из девяти существующих копий, которая компания Polygram выдала самым старым сотрудникам "A&M Records" при закрытии в 1999 году лондонского офиса компании. Таким образом, проданная пластинка обладала стопроцентной подлинностью.

Bohemian rhapsody, Queen. В 1978 году группа "Queen" выпустила специальный подарочный сингл "Bohemian rhapsody". Тираж диска был весьма ограниченным и составлял всего 200 экземпляров. По своей сути пластинка представляла собой обычный королевский сувенир. Дело в том, что в 1978 году компания EMI получила престижную королевскую премию "Queen's award to industry for export achievement" за успехи в продажах дисков британских музыкантов за рубежом. Такие успехи во многом были связаны с феноменальным взлетом группы "Queen", чьи пластинки раскупались по всему миру, где только у EMI были свои представители. В честь получения такой награды компания EMI решила отпечатать самую знаменитую песню своего самого продаваемого артиста в виде отдельного подарочного сингла в красочном оформлении. Сперва было решено, что пластинка должна быть пурпурной, именно этот цвет являлся одним из традиционных для группы. Однако в суете сингл почему-то вышел голубым. Любопытно, что производство партии было довольно дорогим, ведь печатать небольшую партию в 200 экземпляров куда сложнее, чем многотысячную. Пришлось повозиться и голубыми гранулами для винила, необходимыми для печати пластинки. В результате только себестоимость диска составляла 4-5 фунтов против обычных 50 пенсов. Напечатанный тираж на корпоративной вечеринке в ходе празднования награды раздали гостям и сотрудникам самой EMI. При этом к каждому диску прилагались специальные бокалы с гравировкой названия компании, а также подарочные шарфы. Сегодня такой полный набор стоит около 5 тысяч фунтов. Впоследствии оказалось, что в тираже помимо этих 200 дисков оказалось еще несколько голубых синглов, непронумерованных и без конвертов. Каким-то образом и они попали в руки коллекционеров. Хотя их и гораздо меньше, стоят они, конечно же, также дешевле. Их цена составляет от 500 до 600 фунтов.

The Caine mutiny. Среди коллекционеров винила есть отдельная группа - коллекционеры саундтреков. Среди них считается, что наиболее ценными являются звуковые дорожки к фильмам "Золотого века Голливуда". Этот период пришелся на 1940-1960-е годы. Цена диска увеличивается с фотографией актеров на его обложке, влияет и редкость саундтрека, его значимость. На сегодня самым редким саундтреком в мире считается звуковая дорожка 1954 года для фильма "Восстание Кейна" с Хэмфри Богартом. Ценность определяет тот факт, что пластинку вскоре после ее выпуска изъяла выпускающая компания RCA Records. Любителям чистой музыки такая запись, правда, удовольствия не доставит. Пластинка наполнена диалогами из фильма, а где-то на заднем плане звучит музыка композитора Макса Штейнера. Долгое время считалось, что именно он требовал изъять из свободной продажи пластинку, так как его музыку попросту невозможно было расслышать. Но затем выяснилось, что инициатором изъятия диска стал писатель Херман Вук, по чьей книге и был снят фильм. Он написал яростное письмо президенту RCA, возмутившись тем, что на пластинке содержится слишком много пространных цитат из книги. По мнению автора это во многом подрывало ценность и самого фильма, и книги. А пластинка больше походила на аудиокнигу, согласия на производство которой Вук не давал. Автор даже пригрозил, что больше никогда не даст согласия на экранизацию своих книг, если пластинку не изъять из продажи. В итоге осталось лишь несколько экземпляров, каждый из которых оценивается в 6500-7000 долларов. Однако дилеры уверяют, что если найдется пластинка в идеальном состоянии, то ее можно будет продать и за 40 тысяч долларов.

Space oddity, David Bowie. В Англии в конце 60-х еще редко встречались синглы с собственными отпечатанными обложками, которые на то время уже завоевали и Америку, и Европу. Тогда пластинки вкладывали просто в безликие конверты. Английские звукозаписывающие компании считали, что на синглы попросту нет смысла тратиться. Такой товар, хоть и важен, но мимолетный и проходной. Именно поэтому, когда в 1996 году среди коллекционеров обнаружился сингл Дэвида Боуи "Space oddity" 1969 года с красочной обложкой, то многие сочли его обычной, хотя и искусной, подделкой. За разъяснениями было принято обратиться к Маршаллу Джарману, автору наиболее полного путеводителя по дискографии Дэвида Боуи. Писатель смог разыскать человека, который в конце 60-х работал в голландском отделении Philips. Тот рассказал, что в свое время компания выпустила для английского рынка в виде эксперимента небольшой пробный тираж. К тому же "Space oddity" был записан в стерео, что для того времени было довольно редким и новаторским явлением. Сингл создавался под воздействием космической тематики, в нем использовались необычные звуковые эффекты. Это дало возможность создать небольшой маркетинговый трюк. В дальнейшем же маркетологи Philips смогли с успехом связать выход сингла с высадкой американцев на Луне. Только вот про обложку голландец ничего вспомнить не смог, предположив только, что ее все же напечатали с использованием обычной для страны технологии. Там в эти годы синглы уже выходили с индивидуальным оформлением. Пластинки тем не менее в широкой продаже впоследствии замечены не были, их судьба также осталась неизвестной. Известно лишь, что редких пластинок в мире всего несколько, их примерная стоимость - 4700 долларов за каждую.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.