Экономические иллюзии.

Понятие "иллюзия" имеет несколько схожих, подобных толкований. В основе всех объяснений лежит ошибочное, нереальное и неадекватное восприятие, результатом которого является подмена действительного, реального и подлинного события или явления фикцией, то есть вымыслом, видимостью, имитацией, приблизительной копией, иной схематической моделью или описанием отдельных внешних качеств или свойств. При этом происходит игнорирование реально существующих объектов, понятий, явлений, существенно значимых в иных состояниях или положениях.

Когда речь идёт об экономических иллюзиях, на первое место выходит определение иллюзии, как имитация событий и явлений, замена существующих реалий новыми иллюзорными, в данном случае, экономическими моделями. А также, игнорирование существующих реалий.

С началом новой эпохи, так называемой эпохи финансового капитализма, появился совершенно непривычный до этого вид производства, приносящего сверхвысокие прибыли. Именно подобная небывалая доходность во всех сферах финансовых спекуляций спровоцировала возникновение иллюзии "новой" экономики, искусственное создание реальных отраслей существующего хозяйства и производства, доходность которых могла конкурировать по своим прибылям с доходами во всех финансовых сферах.

Этот вид экономики основывался на производстве таких нововведений, как технологические новинки - сотовые телефоны, плазменные панели, компьютерная техника, бытовая электроника, гаджетов и пр. К такому же виду сфер специалисты относят производство и обслуживание таких секторов, стоимость которых иллюзорно высока, с точки зрения экономики, за счёт моды - элитное строительство, престижные автомобили, сферы элитного развлечения и хобби.

Специалисты экономисты называют подобную доходность экономической иллюзией, "финансовыми пирамидами", так как стоимость подобных проектов существенно завышена касательно их реальных цен и действительной полезности. В результате такого ведения хозяйствования практически вся продукция становится искусственно низкорентабельной, и иллюзорной, так как в действительности финансовые потоки, направленные на обслуживание подобных сфер перестают работать в реальной промышленности.

Большое значение имеет для экономической иллюзии эффекты восприятия, как обществом, так и каждым человеком в отдельности понятия престижности. Социальным восприятиям экономики всегда были присущи некоторые особенности и неточности, называемые иллюзиями, эффектами восприятия или ошибками.

К ним относятся, в первую очередь, эффекты так называемой стереотипизации - галоэффекты (специалисты называют их ещё эффектами ореола, нимба или рога), то есть общее мнение о компании, предприятии или персоналии переносится на их неизвестные черты. С точки зрения экономической иллюзии, это относится к уровню благосостояния и внешним его проявлениям (реклама, анонсирование и пр.).

Большое значение при ошибочном восприятии экономического состояния имеют эффекты последовательности:

- первичности, то есть, эффект от первого впечатления или эффект первого знакомства, иначе говоря, самое большое впечатление производит самая первая информация, полученная о компании (вывески, входные двери, убранство приёмной, внешний вид персонала). Эта информация редко подлежит переоценке, даже при ненадлежащей работе данной компании;

- новизны, практически аналогично предыдущему эффект, экономическая иллюзия, построенная на новой информации;

- роли, то есть восприятие окружающими поведения персонала компании за "истинное" состояние дел, а на самом деле, являющееся ролевыми функциями;

- красоты, это иллюзия, сходная с предыдущей, основана на внешних привлекательных проявлениях, которым отдаётся большее предпочтение, то есть внешность коттеджа, например, его интерьер, создаёт впечатление респектабельности компании в целом.

Эти иллюзорные эффекты играют большую роль при финансовом обслуживании внешних проявлений респектабельности, создании образа высокого финансового благополучия, при действительном среднем или ниже среднего состояниях компаний или предприятий.

Так, например, человек, имеющий определённый достаток, предпочитает приобретать товары в престижных магазинах, с явно завышенными ценами, причём часто эти товары имеют низшее качество, чем подобная продукция, однако, продающаяся в обычных среднестатических магазинах и по реальным ценам.

К экономическим иллюзиям относится и, к сожалению, кредитование, недаром, существует старая поговорка о том, что "занимаешь чужие деньги, а отдаёшь свои". При существовании стабильных экономик в различных странах, в течение длительного времени, подобная иллюзия может даже служить неким двигателем развития различных отраслей, однако, при малейших признаках кризиса реальной экономики, кредиты оборачиваются катализатором разрушительной силой. То, что вчера ещё служило во благо, становится максимальной угрозой для экономики. Однако, это уже абсолютно экономические понятия, а экономическая иллюзия для человека может разрушить его жизнь.

Восприятие кредитов в собственном "кошельке" долгое время придаёт человеку ошибочную уверенность в собственном благополучии, совершенно противоречащую его реальному финансовому положению. Он начинает свободно тратить деньги, ему на самом деле не принадлежащие, делать приобретения, расплачиваясь кредитными деньгами. В результате его собственная маленькая экономика терпит неизбежный крах. Экономические иллюзии опасны, как для каждого человека, так и для страны в целом.

Способствуют иллюзиям и непомерные цены на модные аксессуары, которые сопоставимы со стоимостью потребительской корзины для семьи, например, на неделю. Однако, поскольку такие "игрушки" существуют и производятся, значит на них до поры до времени находятся покупатели. Кроме экономического вреда, подобные иллюзии наносят огромный вред морали общества, этики и нравственности, поскольку при нарушении истинного соотношения себестоимости и продажной стоимости падают и устоявшиеся моральные ценности.

Экономические иллюзии представляют собой противоестественность реальной экономики и являются "диспаритетами" стоимостей. Ключевым звеном новой экономики являются "новые" предприятия, обслуживающие новые потребности в ущерб старым, и ненадлежащее перераспределение труда. Это объясняется иллюзорно неправдоподобными доходами в сферах, не являющимися реально жизненно необходимыми, то есть, является новым механизмом эксплуатации рабочего труда беднейшей части населения во всём мире.

Это же всё касается и создания всемирно известных финансовых "пирамид", паевого инвестиционного строительства, являющихся также экономическими иллюзиями. То есть, продажа реальных метров за счёт последующих пайщиков, выдача финансов одним за счёт других, является по сути продажей воздуха, во время чего реальные деньги оседают в определённых "карманах", а ручеёк новых поступлений постепенно иссякает (что совершенно естественно), поскольку материален, а значит, неизбежно заканчивается. Конечно, это всего лишь грубое объяснение, так как речь идёт о финансах, и иногда включается станок, печатающий новое бумажное подтверждение "воздушного благополучия".

Все эти явления негативно влияют на экономический организм в целом, причём, последний кризис явно доказал, насколько опасны экономические иллюзии для мировой экономики, и как быстро он распространяется по планете, затрагивая совершенно все отрасли. Экономическая иллюзия уничтожает понятие традиционных сфер экономики, которые обеспечивают жизнедеятельность человека и стран, подменяя его потребностями "модной" экономики, которая на некоторое время создаёт иллюзию полного финансового и экономического благополучия.

Более того, какое-то время "новая экономика" даже создаёт видимость постоянного прогресса любого общества. Это обусловлено высокой стоимостью товаров в сферах модной экономики, и бизнесом, который на них основан, который отличается высокой доходностью, что и представляет собой экономическую иллюзию - впечатление, что экономика растёт и поднимается высокими темпами. В реальности, даже в период иллюзорного прогресса реально наблюдается падение производства жизненно необходимых и важных товаров.

Таким образом, на сегодняшнее время во всём мире бурно развивается иллюзорная экономика, занимающаяся куплей/продажей именно иллюзий, однако, поскольку именно в ней сосредотачивается всё больше и больше финансовых потоков, то она постепенно поглощает традиционную экономику. К чему это может привести, пока ещё не очень понимают и виднейшие экономисты и финансисты всего мира, однако уже понятно, что существовать долго экономическая иллюзия, охватившая весь мир, не может.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.