Культурные иллюзии.

Культурные иллюзии специалисты связывают с искажениями картины жизни, которая формируется в сознании человека обыденными существующими вокруг него предрассудками, особенностями культуры, существующей в местности его проживания, и деятельности всевозможных политтехнологов.

Одной из главных черт зрелого человека (зрелого в личностном плане) психологи называют его способность к вполне комфортному существованию в одиночестве. Не ущемлённое психологически состояние одиночества подразумевает нормальную психологически сформированную осознанность своего Я, и границ этого понятия, то есть реальную способность различения "себя" и "не себя", и, самое главное, способность принять и осознать "себя" в реальной действительности без компенсирующих одиночество (дополняющих существование) объектов.

М. Малер установил, что впервые с переживанием собственного одиночества человек знакомится в раннем детстве, что происходит, как правило, в конце первого или начале второго года его жизни. Это происходит в тот период, когда ребёнок начинает осознавать своё отдельное от матери существование, а также и собственные рамки, то есть ограничение собственных возможностей (в психологии это называется "психологическим рождением").

В тех случаях, когда знакомство и осознание реальности было связано с неприятными и травмирующими для психики моментами, человек в будущем мало будет способен к существованию в одиночестве, психологи предполагают, что это связано с тем, что действительность вторглась в границы его "Я" преждевременно.

Подобные психологические травмы могут возникнуть ещё в младенческом возрасте, если ребёнок подвергался избыточной стимуляции извне в самые первые дни и недели своей жизни то есть в тот самый период, когда младенцам свойственно природное аутистическое состояние. В дальнейшем для такого человека, мир может принимать (для его сознания) качество непредсказуемости. Эти люди не получают с детства опыта, подстраховывающего его иллюзии восприятия окружающего.

А без подобного ощущения мира для человека невыносимо одиночество, его сопровождает чувство тревоги, пустоты в душе и ощущение заброшенности. Опыт иллюзий в детстве придаёт человеку уверенности в адекватном восприятии во взрослом возрасте, фантазийные детские иллюзии являются той сферой сознания человека, которая в будущем заполняется культурными иллюзиями различного происхождения - религией, искусством и пр. Если не происходит грамотного замещения этих понятий, то на смену детским иллюзиям может прийти алкоголь или наркотики (как подсознательное желание уйти от мира, но не остаться при этом в одиночестве).

Некоторым образом, вся человеческая культура представляет собой продукт, относящийся к сфере иллюзий (Шпенглер). Цивилизация относится к области реальной действительности (достижения науки, производства, современные технологии). Культура именно и является тем самым страховым "поясом", который предостерегает сознание человека от травм восприятия. Традиции, нравственные ценности, вера, искусство - это всё определяется внутренне культурой человека. Необходимо чётко разделять, культура "находится" внутри человека, а цивилизация существует вне человеческого персонального "Я".

Ницше считал, что в 20 столетии начались противоречия между культурой и цивилизацией, реальностью и иллюзией, а Винникотт подтвердил, что столкнувшись вплотную с малопривлекательной реальностью, человечество стало терять иллюзии. Наиболее пострадали народы севера России, чьё восприятие жизни было всегда ближе к детскому, на место отнятых культурных иллюзий (традиции, духи предков) пришёл повальный алкоголизм.

Пространство сознания, не занятое культурными иллюзиями, заполняется депрессиями, психосоматическими состояниями это так называемые болезни психологического одиночества, в основе которых лежит внутренняя пустота. Культурные различия, лежащие в процессах восприятия людьми окружающего мира, определяют все без исключения межнациональные конфликты, так культурные иллюзии, создаваемые человеком, лежат в плоскости восприятия им событий и явлений в зависимости от культурных традиций, которые сложились в среде его проживания. Люди различных культур обладают различными способами усваивания , восприятия и интерпретации явлений и предметов.

Очень ярко описал это различие в культурных иллюзиях Куприн в своей сказке "Синяя звезда" на примере восприятия племенем внешней красоты, живя оторвано от цивилизованного мира, они считали собственное уродство - красотой и наоборот. Люди различных рас по-разному воспринимают людей другой расы, для них они все кажутся на одно лицо.

Эксперимент, проводившийся американскими психологами, был направлен на восприятии детьми индусов, американцев и мусульман, живущих в Индии, лиц, вызывающие ассоциации или с наказанием, или с похвалой и наградой. Дети индусов и мусульман воспринимали в большей степени лица, вызывавшие у них ассоциацию наказания, а американцы - похвалу и награды.

Вопрос различий восприятия иллюзий в различных культурах очень сложен, так как личностные или культурные иллюзии представляют собой субъективные понятия. Психологи разных стран провели большое количество кросс-культурных исследований, используя для своих исследований классическую иллюзию Мюллера-Лайера - оптическую иллюзию, возникающую при наблюдении за отрезками, обрамлёнными стрелками. Иллюзия заключается в восприятии отрезка, обрамлённого стрелками с "остриями", более коротким, чем отрезок, обрамлённый стрелками с "хвостами".

Природу этой иллюзии до нашего времени до конца ещё так и не смог определить. Культурная иллюзия человека. прожившего всю жизнь в стране, в которой доминирует архитектура "круга", например зулуса (племя в Африке) абсолютно отличается от иллюзии, созданной в сознании американца или европейца, так как у зулусов круглые дома, закруглённые двери, поля распаханы полукругами.

В эксперименте, проводимом с зулусами, психологи выявили, что они в иллюзии Мюллера-Лайера воспринимают оба отрезка одной длины. То есть, понятие культурной иллюзии не просто существует, а доминирует в восприятиях людей разных стран и культур.

Представителям различных культур свойственны разные мотивации в восприятии определённых объектов, и различные способы восприятия, то есть, культурные иллюзии, возникающие в сознании человека, в большей степени зависят от культурной среды и образования человека.

На сегодняшний день понятие связи иллюзий с культурой изучено мало, единственно в чём сходятся все психологи различных стран, это в связи культурных эффектов с парадигмами оптической иллюзии, есть связь между процессами восприятия в разнообразных жизненных ситуациях и оптическими иллюзиями у людей, принадлежащих к разным культурам. Кроме того, сегодня учёные ведут исследования в области изучения связи культурных иллюзий с внутренней (личной) культурой человека.

Дело в том, что культура имеет прямое влияние на создание иллюзорных образов, так как люди с различным воспитанием и образованием по-разному воспринимают, обрабатывают и трансформируют любую информацию, получаемую ими из одного и того же источника. Познание означает в психологическом плане совокупность психических процессов, при помощи которых сенсорные ощущения, информация, полученная на сенсорном уровне, преобразуются в знания.

Эти процессы состоят из восприятия, рационального мышления и рассуждений, языка, памяти, разрешения проблем, принятия решений и пр. Основные процессы, определяющие культурные иллюзии представляют собой категоризацию и, как следствие, формирование концепций, память, узнавание лиц, возможность разрешения проблем, склонность к принятию решений и мыслительную креативность.

Вопросы восприятия, познания и сознания лежат в основе большинства психологических выводов, и отличия в культуре в этих процессах предполагают различные уровни психологии, которые подвержены культурному воздействию. А поскольку сознание человека в состоянии отразить только его субъективное ощущение окружающих предметов или явлений, то люди уверены, что и сознание у всех одинаково, хотя в реальности существуют серьёзные культурные и личные, индивидуальные различия.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.