Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Самые спорные музыкальные произведения

Музыка часто вызывает противоречия в современно обществе. Несмотря на то, что многим кажется немыслимым идея о том, что музыка может нести какую-то значимую информацию, власти зачастую предпринимали попытки ввести цензуру и запретить некоторые произведения. Некоторая музыка считалась попросту оскорбительной и неуместной для общества.

Расскажем ниже о десяти самых спорных созданных людьми популярных произведениях. Некоторые из стали революционные и бросили вызов установленным нормам, а некоторые - создали волну обсуждений в музыкальном сообществе, сгенерировав моральную панику и призывы к цензуре. Произведения расположены в хронологическом порядке, начиная с тех, которые были написаны или выпущены в полном объеме раньше.

Опера «Парсифаль», Рихард Вагнер. Премьера этого произведения состоялась 26 июля 1882 года. Многие считают, что именно благодаря Вагнеру в классической музыке в конце XIX века состоялась революция. Достаточно только вспомнить его такие шедевры, как «Тристан и Изольда» или тетралогию «Кольцо Нибелунгов». Последним завершенным произведением великого композитора стала опера «Парсифаль». Первые наброски ее были сделаны еще в 1857 году, таким образом вся работа продлилась четверть века. Само действо имеет в своей основе две истории. Первая - эпос XIII века Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль». Там говорилось о рыцарях короля Артура и их поисках святого Грааля. Вторая же история принадлежит Кретьену де Труа, это довольно старая запись о поисках все того же артефакта.

Что же спорного в этом произведении? Дело в том, что Вагнер являлся откровенным и яростным антисемитом. Он до сих пор остается одной из самых противоречивых фигур в классической музыке. Однажды он даже написал, что еврейская раса родилась, как враг чистокровного человечества и всего благородного. Сама же опера «Парсифаль» трактуется многими, как поощрение расизма и антисемитизм. Пожалуй, главным спорным моментов в произведении является то, что главный персонаж (по сути, арийский герой) преодолевает козни и трудности, возводимые магом Клингзором. А ведь он интерпретируется, как типичный еврейский стереотип. Другим источником скандала вокруг этого произведения послужило нежелание композитора исполнение его произведения лицами еврейской национальности. Вагнер дошел даже до того, что написал королю Людвигу, спонсору создания произведения, о своем протесте назначения дирижером Германа Леви из Мюнхенской оперы на премьеру «Парсифаля». Многие критики сомневаются, что Вагнер умышленно поместил в свое последнее произведение расистские материалы. Однако учитывая личные убеждения композитора и характер персонажа Клингзора, произведения остается все еще довольно спорным, порождая вокруг себя волну обсуждений.

Балет «Весна священная», Игорь Стравинский. Премьера этого произведения состоялась 29 мая 1913 года. В истории балета работа Игоря Стравинского считается одной из самых влиятельных, но вместе с тем и одной из самых противоречивых. Своей дикой энергетикой «Весна священная» буквально взорвала правила классической музыки. Балет длится всего 33 минуты и является реконструкцией языческого ритуала на Руси. Как такового сюжета нет, в ходе празднества выбирается девушка на роль великой смертельной жертвы, чтобы прибыла весна. И музыка, и сами танцы являлись революционными. При этом использовались сложные ритмические структуры, диссонанс и странные звуки. Хореография балета в постановке легендарного Вацлава Нижинского бросила вызов установленным нормам. Движения тел были резкими и отрывистыми, что входило в прямое противоречие с изящными и элегантными формами традиционного балета. Представлял балет Сергей Дягилев, а декорации были созданы самим Николаем Рерихом.

О том, как музыка и хореография «Весны священной» произвели революцию в классической музыке и танце, были написаны целые книги. Однако в момент премьеры произведение было принято весьма плохо - его попросту освистали. Ведь музыка и танцы были слишком жесткими и «дикими», слишком ошеломляющими для изысканного вкуса музыкальной элиты. Мир попросту оказался неготовым к выходу такого произведения. Премьера состоялась в театре на Елисейских Полях в Париже, зрители буквально устроили бунт. Всего через несколько минут после начала произведения некоторые начали посвистывать. А были те, кто поддерживал Стравинского и его произведение. Два лагеря буквально начали драться прямо в театре, в то время как балет все еще продолжался. Была вызвана полиция, но к моменту начала второй части она уже потеряла контроль над ситуацией. Шум от зрителей был настолько сильным, что танцоры на сцене были не в состоянии слышать подсказки. Сам Нижинский расположился на краю сцены и кричал реплики, чтобы его слышали исполнители. Реакция на выступления была настолько сильной, что композитор вынужден был бежать из театра еще до окончания премьеры. Хотя сейчас «Весна священная» и считается шедевром музыки и классикой, произведение точно вошло в историю, как одно из самых спорных в истории классической музыки.

Песня «Странный плод», Билли Холидей. Эту песню мир услышал в 1939 году. Странный плод является одним из самых известных стандартов джазов всех времен. Поспособствовала этому Билли Холидей, чье исполнение считается классикой, а сама композиция стала её визитной карточкой. Песня рассматривает вопросы расизма на американском Юге. В частности упоминается практика линчевания афроамериканцев, уподобляя их «черным плодам, свисающим с черного дерева». В основу песни легло стихотворение Абеля Меерпола, еврейского учителя из Бронкса. Его в свою очередь на это вдохновили фотографии линчеваний в 1930 году в Индиане. После публикации стихотворение было положено на музыку и стало своеобразной нотой протеста, прозвучавшей в Нью-Йорке.

«Странный плод» стал новаторской песней за использование ярких картин, сразу же пробуждавших воображение, и за признание существование в обществе расизма. Само произведение его осуждало. Тем не менее многие боялись, что слушатели на Юге будут мстить создателям хита. Однако самая большая оппозиция была вовсе не в лице расистов, а в лице антикоммунистов. Дело в том, что автор стихотворения был членом Американской коммунистической партии. Абель Меерпол был приемным отцом для Юлиуса и Этель Розенбергов, казненных в 1953 за якобы передачу СССР секретов атомной бомбы. А тогда на создателей обрушились обвинения в том, что песня была заказана именно коммунистами. В итоге «Странный плод» был даже запрещен к исполнению по радио. Да многие клубы запретили исполнять у себя эту популярную композицию. Пускай «Странный плод» и не была первой песней против насилия на расовой почве, она по праву считается одной из лучших и уж точно, самой скандальной.

Песня «4’33”», Джон Кейдж. Премьера этой композиции состоялась 29 августа 1952 года. Ее автором стал американский композитор Джон Кейдж. Сама песня вышла довольно экспериментальной и состоит из трех частей. Вступление занимает 30 секунд тишина, основная часть - 2 минуты 23 секунды тишина, затем следует заключение - 40 секунд еще большей тишины. Все это действо длится ровно 4 минуты и 33 секунды. Композитор-авангардист указывает музыкантам не играть на своих музыкантах в течении всей длины композиции. Кейдж считает, что смысл произведения в том, что аудитория должна прислушиваться во время спектакля к звукам окружающей среды, придя в состояние гармонии с ней. Главным инструментов песни становятся сами зрители и окружающий их мир.

Вокруг 4’33” уже давно ведутся ожесточенные дебаты среди музыковедов. Можно ли вообще считать эту композицию музыкой? Многие утверждают, что отсутствие музыки не может само по себе считаться ею. Другие же приводят аргументы, что творение Кейджа раздвинуло сами границы понимания того, чем вообще является музыка. Но так как произведение довольно структурировано, каждая из его частей имеет свою определенную длительность, а песня создается музыкантом и аудиторией, то можно утверждать, что это действительно музыкальная композиция. Тем не менее она по-прежнему остается спорным произведением, вокруг которого ведутся научные и культурные дискуссии вот уже полвека.

Песня «Луи, Луи», первоначально исполнял Ричард Берри, затем «The Kingsmen». Эта песня была выпущена в мае 1963 года. Первоначально ее написал Ричард Берри в 1955 году. Но ее ждала вторая жизнь, которая и сделала из композиции известную рок-песню, исполняемую многими певцами. Наиболее известный вариант исполнила группа Kingsmen в 1963 году. Во время записи песни они очень смело смешивали ритмы, придав им знаменитый бит 1-2-3, 1-2, 1-2-3, что затем стало частью массового сознания. Версия группы прославилась также тем, что их изложение текстов были практически полностью непонятным.

По иронии судьбы непонятная песня, которая помогла популяризовать версию Kingsmen, послужила также поводом для больших споров вокруг нее. Согласно слухам на самом деле слова песни повествовали о сексе и содержали ненормативную лексику. А невнятность их произношения была допущена умышленно, чтобы никто не понял истинного смысла песни. Такие споры привели к тому, что многие радиостанции вообще предпочли снять с эфира скандальную песню. В Индиане песню запретил лично губернатор штата Мэтью Велш. Споры достигли своего апогея после того, как попытку расшифровать тексты осуществило ФБР. Расследование длилось целых 31 месяц. Как ни смешно, но даже спецслужбы не смогли декодировать слова песни. Песня стала одним из ярчайших примеров страха перед наступающей культурой рок-н-ролла. Консерваторы в начале 60-х пытались дать отпор новому течению и ввести цензуру непонятные им песни.

Сингл «Боже, храни королеву», Секс пистолз. Эта композиция вышла в свет 27 мая 1977 года. Этот сингл был всего вторым в истории известной панк-группы. Однако песне было суждено стать одной из самых известных в истории этого направления. Само название песни было напрямую взято из гимна Великобритании. Сингл при этом ведет прямую атаку на британскую монархию, прямо называя ее фашистским режимом. Сама песня смогла достичь второго места в национальном радиочарте Великобритании. В итоге она стала одной из самых известных песен в истории рока.

Выпущен сингл был в год 25-летнего юбилея правления королевы Елизаветы II. «Боже, храни королеву» потряс все консервативное английское общество. Песня быстро стала панк-гимном для британской молодежи. Сингл был запрещен ВВС и Независимым комитетом по телерадиовещанию, которые управлял независимыми местными радиостанциями. Именно последний комитет и сделал невозможным дальнейшее широкое воздействие песни через средства массовой информации. Хотя песня и достигла второго места в национальном чарте, прозвучали обвинения в том, что ей попросту не дали взобраться на первое место по политическим причинам. А сами музыканты подверглись нападению со стороны поклонников британской монархии через месяц после выхода своего скандального хита. Хотя в последние годы споры и негодования по поводу этой песни уже пошли на спад, «Боже, храни королеву» остается краеугольным камнем в британской контр-культуры. А в день полувекового юбилея правления королевы «Секс пистолз» даже переиздали свой самый знаменитый хит.

Песня «Darling Nikki», Принц. Композиция являлась частью альбома Принца «Purple Raine», выпущенного 25 июня 1984 года. Рок-песня повествует о сексуальной злодейке по имени Никки, которая останавливает певца в холле отеля и соблазняет его.

Текст песни изображает весьма откровенные сексуальные образы (я встретил ее в холле отеля, мастурбирующую с журналом), что и послужило основой для скандала. Споры вокруг «Darling Nikki» стали главным фактором для последующего основания в 1985 году американской общественной организации «Parents Music Resource Centre». Ее создали 4 женщины во главе с женой сенатора Гора. Организация утверждала, что такая музыка ведет к разложению и разрушению традиционной американской семьи. В итоге было составлен целый список из 15 песен, которые являются наиболее предосудительными с моральной точки зрения. Список «Отвратительных пятнадцати» возглавила именно песня Принца. Благодаря усилиям этой организации в музыкальной индустрии возникло понятие родительского контроля, когда на обложки наиболее скандальных альбомов размещались предупреждающие наклейки.

Сингл «Дорогой Бог», XTC. Это композиция увидела мир 1 июня 1987 года. Спела ее группа XTC, выступающая в жанре «New Wave». Вокал песни был исполнен восьмилетней Жасмин Вельет, знакомой продюсера Тодда Рундгрена. Тексты являются непосредственным обращением к Богу, которого обвиняют за причинение людям страданий. Каждый куплет заканчивается фразой «Я не могу поверить в Вас». Песня достигла 37 места в рок-чарте Биллбоард и 99 места в сингл-чарте Великобритании. Вокалист группы был вдохновлен на написание этой песни после прочтения серии книг об эксплуатации детей.

Естественно, такие тексты вызвали широкое возмущение и негодование самых консервативных слоев общества. Многие магазины отказывались продавать этот сингл, от него отказалось многие радиостанции. Особенно сильной истерия была в США. Одна из радиостанций во Флориде, которая пустила песню в эфир, получила угрозы о применении зажигательных бомб. Но самые большие споры о песне вспыхнули из-за инцидента в Бингхэмптоне, штат Нью-Йорк. Там 18-летний Гэри Пуллис ударил ножом секретаря прямо в помещении своей школы, требуя, чтобы песню поставили проигрываться по внутреннему радио заведения. Сам подросток был позже арестован.

«Fuck tha Police», N.W.A. 8 августа 1998 года вышел дебютный альбом американской хип-хоп группы N.W.A. Он сразу же стал скандальным. Особенно выделялась там песня «Fuck tha Police». Она протестовала против жестокости полиции и проявления расизма белыми копами по отношению к чернокожим. Песня появилась как следствие той напряженности, что присутствовала между властями и городской молодежью. Особенно это проявилось в аресте Родни Кинга и последовавших массовых беспорядках в Лос-Анджелесе в 1992 году. Хотя песня никогда и не выпускалась отдельно в качестве сингла, она стала визитной карточкой группы N.W.A., войдя в список 500 лучших песен всех времен по версии журнала Роллинг Стоун. Этот хит расположился там на 416 месте.

«Fuck tha Police» быстро стала одной из самых гангста-рэп-песен в истории сразу же после своего выхода. Благодаря своим зажигательным и острым стихам, которые иногда даже напрямую призывают к насилию против полиции, вокруг песни возникли жаркие дебаты. Самой команде было даже запрещено выступать на многих площадках страны. Кроме того правоохранительные органы обратили свой гнев на N.W.A. ФБР и Секретная служба страны послали письма в звукозаписывающую компанию лейбла, выражая свое недовольство песней. Помимо прочего композицию критиковали, как источник реального насилия по отношению к полицейским в жизни.

Песня «Ким», Эминем. Эта песня являлась частью третьего альбома Эминема «Marshall Mathers LP». Он вышел в продажу 23 мая 2000 года. «Ким» - шестиминутный сгусток гнева и ненависти певца по отношению к его бывшей жене Ким Мэтерс. Песня взяла за образец «When the Levee Breaks” от Led Zeppelin, поверх нее был наложен дополнительный пиано-риф. История Ким рассказана с точки зрения самого Эминема, о том, как он избивал, а затем и убил свою бывшую подругу после убийства ее мужа и маленького ребенка. Песня резко заканчивается криками певца «Сдохни, сука, сдохни!» и перетаскиванием ее тела в багажник автомобиля.

Песня «Ким» была одной из самых критикуемых, ненавистных и вместе с тем знаменитых рэп-песен в истории. Ее осудили политики и родители за изображение насилия в семье. Спустя всего год после выхода альбома Эминема состоялась знаменитая резня в школе Колумбина. В итоге песня была подвергнута цензуре после того, как убийца четырехлетнего мальчика сослался именно на эту композицию. «Ким» даже привела певца в суд после того, как настоящая Ким Мэтерс пыталась покончить с собой после прослушивания песни в Детройте 7 июля 2000 года.