Apple.

1 апреля не только является Днем Смеха, в этот день появилась на свет компания Apple. Можно поспорить о ее месте в современном IT-бизнесе, но совершенно точно, что ни одна компания не вызывала столько противоречивых отзывов о своей работе. В итоге Apple сегодня не просто компания, для многих это - культура и стиль жизни, общественный статус. Да и фанатов у компании побольше, чем у некоторых поп-звезд. Правда, число завистников и критиков также велико.

Однако знаменитость компании зиждется не только на ее выдающихся продуктах. Здесь умело создают атмосферу интриги и тайны. Это порождает огромную волну слухов, предположений и фантазий, которыми пестрит Интернет. Компания готовит новый телефон? Новостные ленты пестрят информацией об этом - вот предполагаемые снимки, вот возможная спецификация. В реальности же Apple снова удивляет! Известные факты относятся скорее к истории компании, да и то, настолько интересны, что стоит о них рассказать.

История логотипа. Нынешний логотип компании, изображающий надкушено яблоко, известен практически каждому. Тем не менее, самой известной эмблемой компании считается разноцветное яблоко. Сегодня именно этот образ считается винтажным ретро-символом Apple. Но официальным логотипом было все равно не оно. Самый первый вариант изображал сэра Исаака Ньютона, сидящего под яблоней. Таким незамысловатым образом была воплощена легенда про открытие великим ученым закона всемирного тяготения. Этот логотип нарисовал Рональд Вейн, один из трех основателей компании Apple. Правда, в отличии от своих друзей, Вейн широким массам не так известен. В свое время он продал принадлежащую ему долю Стиву Джобсу и Стиву Возняку всего за 800 долларов, а ведь сегодня они стоили бы уже 22 миллиарда! Логотипом с изображением Ньютона компания пользовалась недолго. Рисунок был весьма детализован и в сжатом виде смотрелся непрезентабельно на продуктах компании. В результате в 1976 году появился новый логотип. То самое знаменитое радужное яблоко создал Роб Яноф. Эмблема оставалось неизменной до 1998 года, пока не сменилась на свой одноцветный вариант.

Стартовый капитал. Для того, что собрать денег на производство своего первого компьютера Apple I, Стив Возняк вынужден был продать свой инженерный калькулятор Hewlett-Packard 65. В то время молодой энтузиаст работал в компании Hewlett-Packard. Сегодня нам такая история может показаться смешно - что можно выручить от продажи калькулятора, пусть и необычного? Но в то время такая машинка стоила не меньше, чем сегодня ноутбук, а модель HP-65 вообще прославилась, как самый миниатюрный программируемый компьютер. В итоге за поношенный экземпляр удалось выручить целых 500 долларов. Вполне неплохо, учитывая тот факт, что новый калькулятор стоит 795 долларов. Сегодня этот предмет, наверное, является историей. Если бы покупатель выставил такой калькулятор на EBay, можно было бы заработать кучу денег! Но и Стив Джобс не остался в стороне - для сбора денег на покупку деталей для первого заказа Apple I он был вынужден продать свой фургон Volkswagen.

"Дьявольская" цена. Цена первого компьютера компании, Apple I, составила 666 долларов и 66 центов. С тех пор, кажется, ценовая политика компания всегда подвергается острой критике. Ведь высокая цена на продукты Apple сложилась исторически. К примеру, если учесть инфляцию и пересчитать стоимость первого компьютера на сегодняшние цены, то он обошелся бы дороже современных моделей MacBook Air и даже 17-дюймового MacBook Pro. Сама же цифра на ценнике Apple I не имеет ничего общего с числом зверя. Стив Возняк дал вполне практичное обеспечение числу 666,66 долларов. Тогда менеджер увлекался повторами цифр. Оптовая цена компьютера для магазинов составляла 500 долларов, наценка давала на выходе розничную стоимость в 667 долларов. Возняк решил трансформировать эту сумму в число 666,66, которое было бы удобнее набирать.

Необычное изобретение. Apple считается компанией-новатором, но многие ли из нас слышали о таком изобретении, как "собакорова"? Между тем опытные пользователи Apple наверняка о таком слышали. Собакорова входила в состав египетского шрифта на первом Macintosh. Когда такой шрифт был упразднен, символ перешел в LaserWriter Driver 4.0, став неким талисманом технического персонала компании. Собакорова по имени Клэрус была создана Сьюзан Керри. Это необычное животное появлялось во всех версиях операционных систем для Mаc, вплоть до OS X. В конце 80-х годов мычащее-мяукающая собакорова стала очень популярна вообще в среде программистов-разработчиков, даже Микрософт в своей рекламе использовала этот символ. Это не могло понравиться Apple, в результате ее служба поддержки разработчиков составила официальный документ, в котором разъясняются все особенности животного. В результате легендарная записка №31 в качестве сюрприза, "пасхального яйца" была записана на первые компакт-диски Apple Developer, а Клэрус и Собакорова со временем стали вообще официально зарегистрированными торговыми знаками компании.

И снова яблоко. Многие знают, что имя компьютера Apple Lisa напрямую связано с дочерью Стива Джобса. А вот история появления термина Macintosh остается загадкой. На самом деле и в данном случае не обошлось без яблока. Такой термин был дан компьютеру в честь любимого сорта яблок сотрудника компании Джефа Раскина. Тем самым фруктовая тема была изящно обыграна и в данном случае. Первоначально Macintosh фигурировал лишь в качестве кодового названия проекта. По слухам, Стив Джобс в отсутствии Раскина даже пытался переименовать проект на "Biсycle". Но это название не прижилось, в результате Macintosh остался собой до самого окончания проекта, завоевав под таким именем в дальнейшем и свою аудиторию.

Не только компьютеры. Apple является новатором во многих областях. Мало кто знает, что первая цветная цифровая фотокамера сделана именно этой компанией. Товар появился в продаже в США в 1994 году. В то время на Apple QuickTake можно было снять целых 8 фотографий, а подключалась камера к компьютеру семейства Mac через последовательный кабель. Стоимость продукта тогда составляла 749 долларов, в пересчете на сегодняшние деньги это около 1000 долларов. Сумма кажется огромной, тем более что в камере отсутствовал дисплей, а ее разрешение составляло всего 1 мегапиксель. Позже компании Apple выпустила еще две модели QuickTake, но в 1997 году, с возвращением на свой пост Стива Джобса, проект был окончательно закрыт.

Космический iPod. Название легендарного музыкального плеера компании оказалось навеяно фильмом Стэнли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года". Для нового устройства требовалось запоминающееся название. Для этого Стив Джобс собрал целую команду копирайтеров, среди которых был и автор iPod Винни Чико. По слухам Джобс уже придумал сам слоган для MP-3 плеера, который гласил "1000 песен в Вашем кармане". Это давало возможность копирайтерам фантазировать свободно, не привязываясь к музыкальной теме. В своем интервью журналу Wired в 2006 году Чико вспоминал: "Как только я увидел белый iPod, я сразу вспомнил фильм Космическая одиссея". Дело в том, что процесс взаимодействия плеера с компьютером напомнил ему взаимодействие космического корабля и его спасательной капсулы. Она как раз и называлась EVA pod. К части имени капсулы добавили приставку "i", так и появилось название для знаменитого плеера iPod.

Пасхальное яйцо в iPod. Инженеры - живые люди, им также свойственно шутить. Скрытые шутки, пасхальные яйца, есть во многих продукта различных компаний. Небольшой секрет был сокрыт и в первом iPod. Путем набора определенной комбинации кнопок можно было запустить на плеере игру. Эта процедура была подробно описана Ником Триано в обзоре iPod на портале geek.com. Для активации игры следовало зайти в меню "About" и зажать на три секунды центральную кнопку. После этого можно было слушать музыку и одновременно играть в "Breakout". Случайно ли была выбрана эта игра? Легенды гласят, что именно на ней работали в "Atari" Стив Джобс и Стив Возняк, когда первый обманул напарника, скрыв от того полученную за труды тысячу долларов.

Загадочный сотрудник. В истории Apple часто возникает загадочный сотрудник по имени John или Johnny Appleseed. Официального объяснения наличия такого человека в компании так и не поступало. Дотошные фанаты раскопали, что Johnny Appleseed являлся американским миссионером и садовником, жившим в XVIII веке. Связывает таинственного Джонни с компанией Apple тот факт, что он обожал выращивать яблоки. Первое упоминание о загадочном персонаже связано с инвестором и бывшем генеральным исполнительным директором компании Майклом Маркулле. Считается, что такой псевдоним был выбран инженером, когда он сочинял свои программы для Apple II. Со временем таким же именем оказалась подписана новая иконка TextEdit в Mac OS X Leopard. При этом текст весьма осмысленный. В рекламной компании "Думай иначе" 1997 года звучат такие слова: "За безумцев! За белых ворон, бунтарей, возмутителей! Они как круглые затычки в квадратных дырках. Они смотрят на мир по-другому, они не любят правила. Их не устраивает существующее положение вещей. Можно их цитировать или с ними спорить, можно их хвалить или ругать. Единственное, что невозможно — не замечать их. Потому что они меняют наш взгляд на вещи и толкают человечество вперед. И там, где кто-то видит безумие, я вижу гений. Потому что именно те, у кого хватает безумия думать, будто они могут изменить мир, и есть те, кто его изменяет. Думай по-другому”. Письмо было адресовано некоей "Kate" и подписано "Береги себя, John Appleseed”. Даже не зная ничего об этом Джоне, Вы не могли не замечать того, что постоянно появляется в рекламе iPhone. Жалко только, что у этого персонажа вымышленный адрес и номер телефона, а то было бы интересно узнать, какое отношение он имеет к компании Apple. Возможно, их связывают не только яблоки?

Верность стилю. Компания Apple верна своему стилю. Данное утверждение относится даже к форме одежды некоторых ее руководителей. Так, стиль одежды Стива Джобса давно уже всем знаком - черная водолазка, джинсы Levi’s и кроссовки NB. Однако это не единственный поклонник постоянного стиля. В каждом рекламном ролике нового продукта компании ее первый вице-президент по производственному дизайну Джонни Айв уже более 10 лет снимается в футболке одного и того же фасона. Но как можно не простить гениям их причуды?

Враги или друзья? Считается, что Микрософт является одним из основных конкурентов Apple. Но мало кто догадывается о том факте, что в свое время компания Билла Гейтса стала акционером своего врага. Оказывается, в 1997 году Микрософт инвестировала в Apple целых 150 миллионов долларов! На тот момент позиции "яблочной" компании были слабые, Стив Джобс в нее только вернулся. А Microsoft преследовали судебные иски по обвинению в монополизме рынка. В результате сделка оказалась выгодной обеим сторонам. Apple получила необходимые ей средства, а Microsoft - обещания разработки MS Office и Internet Explorer под Mac. Эта сделка дала козырь в борьбе с обвинениями в монополизме, ведь на рынке еще продолжала существовать Apple! Компании примирились, отозвав взаимные иски об авторстве графического интерфейса. Крупнейшим акционером Microsoft, впрочем, не стала. Да и сумма была не столь большой, с учетом стоимости акций было их продано лишь не более 2,5%. К примеру, в том же году Принц саудовской Аравии за 314 миллионов купил 5% акций Apple. А вот что стало с долей Microsoft в дальнейшем, история умалчивает. Надо отметить, что та инвестиция стала очень выгодной, сейчас стоимость этих акций возросла более чем в 20 раз!