Chanel
Оскар Уайльд создал знаменитый афоризм: «Мода - это то, что носишь сам. Все, что носят другие - немодно». Однако в середине 20-х эту фразу опровергла Коко Шанель, заявив, что модным может считаться являться маленькое черное платье. Авторитет француженки оказался настолько высок, что множество женщин разных сословий и богатства тут же обрядились в «траурные» наряды, сделавшись зато привлекательнее. Такая решительная позиция сделала Шанель мировой знаменитостью, а ее находка стала символом элегантности, вкуса и роскоши.
Так в моду вошел новый термин - «стиль Chanel». Сама же она так говорила о моде: «Прежде всего - это стиль. Мода выходит из моды, а стиль - никогда!». Покрой моделей Коко отличался простотой, она сама говорила, что надо безжалостно избавляться от всего лишнего. А биография Великой Мадемуазель, как прозвали Шанель французы, является довольно запутанной и многогранной. Да и сама она не стеснялась приукрашивать и кроить историю своей жизни.
Детство Коко от биографов скрыто в тумане. Известно, что родилась будущая легенда 19 августа 1883 года на западе Франции в городе Сомюре. Отец Коко торговал на ярмарках, а девочка стала результатом внебрачной связи мужчины с некоей Жанной Деволь. Со временем та умерла в нищете, а саму Габриэль отец по сути бросил, отдав в 12-летнем возрасте в приют при монастыре. Двадцатилетнюю девушку монахини определили в на работу в трикотажный магазин в городе Мулен.
Там молодая Габриэль быстро заслужила уважение заказчиков и хозяев - Шанель отлично шила одежду для детей и женщин. А в свободное от работы время она пела в кафе. Там она напевала модный в то время шлягер «Кто видал Коко у Трокадеро?». Так и родилось ее прозвище - Коко. Сама же Мадемуазель предпочитала не вспоминать о своей карьере певицы, предлагая свою версию происхождения прозвища. По ее словам отец обожал маленькую Габриэль, называя цыпленочком («коко» на французском).
Сама Шанель всю свою жизнь ненавидела собственное происхождение и нищету. Именно поэтому она и развила столь бурную деятельность, стремясь всеми силами добиться успеха. Коко мечтала забыть об унижении, несчастном детстве, одиночестве и пустоте. Именно поэтому она в 1905 году обратила внимание на Этьена Бальсана. Молодой буржуа словно олицетворял роскошь и праздник, девушке казалось, что это ее судьба. Коко поселилась в его замке, полностью погрузившись в безделие - до полудня валяясь в постели и читая книжки. Однако сам Бальсан быстро понял, что такая избранница не для него.
Новым другом Шанель стал молодой англичанин Артур Кейпел, по прозвищу «Мальчик». Он посоветовал понравившейся ему француженке открыть собственный магазин шляп, пообещав даже финансовую помощь. Так Коко переехала из замка в холостяцкую квартиру своего молодого человека в Париж. Тут она быстро принялась за дело - ее клиентками стали сперва бывшие любовницы Кейпела, а затем и их подружки. Дела молодой шляпницы пошли в гору, в 1910 году она заняла деньги и на улице Камбон открыла собственное ателье с громким названием «Моды Шанель». Вскоре улица станет известна на весь мир, на полвека неразрывно связавшись с именем Мадемуазель Коко.
Шляпные бутики, хотя и были успешными, не могли удовлетворить Коко. Сама она мечтала о создании собственной линии женской одежды. Только вот прав на создание платьев у Шанель не было - она не являлась профессиональной портнихой, так что власти тут же пресекли бы незаконную конкуренцию. Тогда Коко нашла другой выход - она стала шить платья из джерси, хотя раньше эта ткань шла исключительно на мужское нижнее белье. Такой шаг принес ей капитал. Похожим образов рождались и другие революционные платья от Шанель.
В своем созидании она не придумывала сложностей, а просто упрощала. Шанель не рисовала модели и не шила их, она просто накладывала ткань на манекенщицу и тут же заколками создавала из бесформенной массы нужный силуэт. Так Коко метеором ворвалась в мир моды, обратив на себя всеобщее внимание. Она создала новый стиль, ранее для женщин попросту немыслимый - спортивные костюмы. Шанель не побоялась появляться на пляжах в матроске и обтягивающей юбке.
Вскоре Коко создаст редингот вообще без пояса и украшений, а бюст и женские изгибы будут спрятаны с мужской строгостью. Благодаря Шанель появилась заниженная талия, женские брюки, пляжная пижама и платье-рубашка. Стиль модельера был простым, практичным, но вместе с тем и элегантным. Интересно, что хотя сама Коко и ввела моду на женские брюки, сама она носила их редко. По ее мнению этот предмет одежды все равно лучше всего будет смотреться на мужчинах.
В 1917 году благодаря Шанель появилась мода на короткие, «мужские», прически. Коко понимала, что за ними проще всего ухаживать. В итоге модельер однажды просто отрезала свои косы и вышла в свет. Любопытным она просто объясняла, что в ее доме загоревшаяся газовая колонка опалила ей волосы. А ведь до того момента считалось, что дамы просто обязаны носить длинные волосы.
Но в 1919 году мир Шанель перевернулся - в автокатастрофе погиб Артур Кейпел. Трагедия сильно повлияла на женщину. Говорят, что именно под влиянием этого несчастья Шанель и ввела в моду черный цвет, словно бы заставив всех женщин носить траур по своему любимому. Сама же Коко носить траур права не имела - она была не замужем за Артуром. Сначала платья шились из позабытого ныне креп-марокена, они были прямого покроя с узкими рукавами и до колен.
Длина юбки была революционной, Коко полагала, что выше платье поднимать не стоит, так как мало какая женщина может похвастаться своими ногами. Маленькое черное платье быстро приобрело культовый статус, став настоящим символом. До сих появляются все новые и новые интерпретации этого произведения Шанель. Кажется, что ее творение никогда не выйдет из моды.
В 1920 году Коко открыла Дом моделей в Биаритце, там же она познакомилась с русским эмигрантом, князем Дмитрием Павловичем. Хотя их роман и был коротким, он ознаменовал появление в творчестве Шанель русского периода. Благодаря любовнику Коко внесла в коллекции детали российских народных костюмов. Но самое главное было то, что князь познакомил ее с химиком-парфюмером Эрнесто Бо, чей отец служил императору. Встреча оказалась знаковой. Через год длительной работы и многочисленных опытов Эрнест предъявил «духи для женщины, которые пахнут, как женщина».
В состав знаменитого синтезированного парфюма вошло сразу 80 компонентов. Духи, не повторяли, как это было принято, запаха какого-то цветка. Золотистая жидкость была разлита в хрустальный прямоугольный флакон. Незамысловатая форма и скромная этикетка были противопоставлены традиционным вычурным решениям. Успех парфюма надолго пережил создателей, и сегодня «Chanel №5» является самыми продаваемыми на планете духами.
А в начале 1920-х Шанель занялась еще и ювелирными изделиями. Она научила смешивать в одном украшении натуральные камни и стразы. В те годы Коко находилась в самом центре парижской культурной жизни. Женщина стала частью богемы - она ходила на балет, общалась с Пикассо, Дягилевым, Стравинским, Кокто. Многие мужчины с удивление обнаруживали в известной модельерше неглупую женщину с оригинальным мышлением.
Мужчин манила ее внешность, сильный характер, целеустремленность. Постепенно русский период сошел на нет, а в жизни самой Коко появился новый мужчина - герцог Вестминстерский. Роман с ним растянулся на долгие 14 лет. Для самой Мадемуазель такая связь оказалась непривычно долгой, благодаря ей француженка окунулась в новый для себя мир - английской аристократии.
В новых домах, где она оказывалась благодаря герцогу, Коко видела свой долгожданный приют. В итоге Шанель стала все чаще гостить в Англии, путешествовать на яхте своего избранника. В поместье у герцога на уик-энды собирался бомонд, среди полусотни гостей бывал и сам Уинстон Черчилль с супругой. Влияние Англии отразилось и на творчество модельера. Она сумела сделать английскую мужественность женской. В коллекциях появилось много твидов, блуз и жилеток в полоску, спортивные пальто и непромокаемые плащи. Габриэль подобно англичанам полюбила свитера.
Говорят, что Коко непременно бы стала супругой герцога, если бы родила ему наследника. Пока в англичанине бушевала страсть, он хотел этого. Одна в 1928 году Коко было уже 45, врачи не смогли помочь осуществиться мечте. После женитьбы герцога на другой окончился и английский период. Мадемуазель снова с головой посвятила себя работе. Она находилась в зените славы, успех сопутствовал всем ее начинаниям. Даже у мужчин Коко продолжала пользоваться успехом.
Осенью 1939 года Шанель закрыла все свои предприятия, потеряв желание работать. После войны ее попытались задержать, обвинив в романе с немецким атташе. Новые власти Франции согласились отпустить Коко на свободу в обмен на обещание уехать из страны. Так, на добрый десяток лет Шанель ушла из профессии, прожив в тихой Швейцарии до 1953 года.
К тому времени появилось уже новое поколение модниц, которые знали Шанель только по ее духам. Свое возвращение Коко объяснила банальной тоской по делу. К тому же ей не нравилась работа современных парижских дизайнеров. Новая коллекция Шанель вызвала возмущение и шок, говорили, что модельер не показала ничего нового. Однако вечная элегантность и была козырем Коко. Реванш был взят всего через год - слегка переработанная коллекция была триумфально встречена в США. Модницы снова стали одеваться в платья от Шанель, а сама она превратилась в магната, управляющего крупнейшим Домом в мировой моде.
Несмотря на множество великих людей, которые жили и творили рядом с Шанель, в конце жизни она осталась одинокой. Коко умерла 10 января 1971 года, а рядом с ней оказалась только горничная. На тот момент модная империя зарабатывала 160 миллионов долларов в год, а в гардеробе самой Шанель нашли только три наряда, зато очень стильных, как она сама, конечно же, считала. Похоронена Шанель в Лозанне, где она чувствовала себя защищенной. Сегодня французская компания производит и торгует одеждой и предметами роскоши, имея собственных 147 бутиков по всему миру. Главным дизайнером является Карл Лагерфельд, а оборот компании составляет более миллиарда долларов.