МифыФактыСоветыСленгТестыЛикбез

Титаник.

Титаник является одним из самых известных кораблей. Но история его крайне трагична. На момент ввода в строй это было самое большое судно в мире, с водоизмещением в 52 тысячи тонн. Но в первый же свой рейс, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник» потерпел катастрофу. Причиной стало столкновение с айсбергом в северных водах Атлантики.

Корабль получил крупные пробоины и быстро затонул, переломившись пополам. В ходе катастрофы погибло 1496 человек, удалось спастись лишь 712 пассажирам. Их подобрал оказавшийся неподалеку пароход «Карпатия». Обломки корабля погрузились на глубину в 3750 метров. Их обнаружили лишь в 1985 году. Последующие экспедиции подняли со дня множество предметов со знаменитого корабля.

О трагедии «Титаника» было и написано немало, и снято несколько фильмов. Первый, документальный, вышел уже в мае 1912 года. А самая знаменитая лента о «Титанике», снятая Джеймсом Кэмероном в 1997 году, 13 лет оставалась самой кассовой в истории кинематографа. Трагедия оказалась пусть и не самой крупной на море, но самой впечатляющей.

Казалось, что человек с помощью современного судна покорил океаны, и настает новая эра. Но природа и не думала сдаваться. Сегодня история «Титаника», в том числе и благодаря кинематографу, обросла многочисленными мифами. Их мы и попытаемся развенчать.

Титаник

Титаник считали непотопляемым кораблем. Этот миф появился уже в наше время. В фильме Кэмерона мать героини, любуясь лайнером в Саутгемптоне, называет его непотопляемым. Историки говорят, что появление такого мифа вполне оправдано, ведь он позволяет родиться отличной истории о крушении непотопляемого корабля. Произошло то, во что никто не верил. Кажется логичным, что Бог решил покарать самонадеянного человека. Сама компания White Star Line, владевшая кораблем, никогда публично не делала подобных заявлений. Есть три отраслевых издания, в которых корабль еще до его гибели назывался «практически непотопляемым», но нет никаких доказательств, что так считало на тот момент общественное мнение. В рекламной продукции компании особый акцент делался на безопасности «Титаника» и «Олимпика», уверялось, что они созданы так, чтобы снизить риски затопления. Однако подобные качества были и у других лайнеров такого же класса. Первые же утверждения, что «Титаник» считался непотопляемым, появились в газете The New York Times 16 апреля 1912 года. Это произошло на следующий день после трагедии. Эксперты заявили, что ранее считали корабль непотопляемым, этот комментарий был тут же растиражирован, позволив родиться этому мифу.

Титаник был самым знаменитым кораблем своего времени. На момент катастрофы судна кинематограф существовал вот уже 15 лет. О трагедии много говорили в новостных роликах, демонстрировавшихся в кинотеатрах, вот только кадров самого корабля осталось немного. Дело в том, что до момента крушения сам «Титаник» особого интереса для журналистов не представлял. Слава досталась полному аналогу этого судна, «Олимпику». Он был создан раньше и первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк совершил еще в 1911 году. Тогда лайнером командовал тот же капитан, что потом и «Титаником». Да и маршрут был точно таким же. Судно не отличалось и числом спасательных шлюпок. А чтобы показать, каким же был «Титаник», в новостях просто показывали виды его брата-близнеца, «Олимпика».

Оркестр на «Титанике» играл музыку, даже когда корабль тонул. Во многих фильмах о Титанике показана интересная ситуация - оркестр продолжает играть даже в момент, когда все вокруг паникуют и ищут пути к спасению. Такая сцена призвана показать, что музыканты работали для бодрости пассажиров. Последним же исполненным произведением, якобы, стал церковный гимн «Ближе, Господь, к тебе». Но сами музыканты подтвердить этот миф не смогут - все они погибли. Зато благодаря такому мифу из них сделали героев. Очевидцы катастрофы действительно слышали, что на палубе играла музыка, но есть сомнения о последней исполненной композиции. Кто-то слышал рэгтайм, а другие - обычную популярную музыку. А тот пассажир, который и рассказал о последней мелодии оркестра, оказался в спасательной шлюпке еще задолго до гибели судна. Так что он просто не мог знать правды. Но церковный гимн оказался столь эмоциональным вариантом, что отлично подходит, как основа для романтической истории. Когда Джеймс Кэмерон на съемках своего фильма консультировался со специалистами, он обратил внимание на сцену с музыкантами в фильме «Незабываемая ночь» («Гибель Титаника») еще 1958 года. Она так понравилась режиссеру, что он попросту скопировал сцену в свой фильм, сделав ее частью истории.

Капитан Смит был героем. Как провел свои последние часы капитан «Титаника», практически неизвестно. Сегодня его считают героем, отказавшимся покидать свое терпящее бедствие судно. А ведь говорят, что капитан не внял предупреждением об айсбергах на пути судна, не снизил скорость корабля. Он вовремя не отдал приказ об эвакуации, из-за чего многие пассажиры не понимали истинной картины происходящего. Да и плана спасения Смит не создал, не занимаясь и спуском спасательных шлюпок. Никто лучше него не знал, сколько всего было человек на борту и сколько мест было в лодках. Но Смит допустил, что шлюпки отчаливали не полностью заполненные. Так что ничего героического в его поведении не было. Первая шлюпка отчалила в тихую безветренную погоду с 27 пассажирами при вместимости в 65. Многие шлюпки уходили полупустыми, так и не вернувшись обратно, чтобы спасти оставшихся. А ведь Смиту даже возводили памятники. Именно капитан и несет ответственность за всю некачественную работу служб спасения на корабле. В роковую ночь присутствие Смита на судне вообще не ощущалось. Вполне вероятно, он получил психологическую травму, понимая, что спасутся немногие. Сумбурность мышления Смита в критический момент проявляется хотя бы в том, что он перепутал дизайн «Титаника» и «Олимпика». Капитал приказал спускать шлюпки с той палубы, которые располагалась на корабле-близнеце.

Капитан Смит спас ребенка. Есть миф о том, как капитан Смит вместе с ребенком подплыл к шлюпке и передал малыша. Затем он пожелал спасшимся удачи и отправился обратно к тонущему судну. Но это - красивый миф. Капитана в последний раз видели на мостике. Чтобы было с ним дальше - никто не знает.

В момент катастрофы капитан был пьян. Накануне катастрофы капитан действительно принимал участие в ужине в его честь, устроенном семьей Уайднеров. Но Смит в море никогда не пил, этот случай не был исключением. Сами участники того ужина подтверждают, что капитан к алкоголю не притронулся. Он выкурил пару сигар и ушел из ресторана в 10 часов вечера.

Капитану Смит должен был снизить скорость в опасных водах. Он должен был сделать это, если бы существовала очевидная угроза кораблю, в виде крупных и опасных кусков льда в воде. До этой аварии капитаны пассажирских кораблей при ясной погоде скорость не снижали, пока рядом не замечали льдин. Это подтвердили другие управляющие пассажирскими трансатлантическими лайнерами в ходе расследования. Капитан Смит после получения предупреждения об айсбергах изменил курс и пошел южнее, стремясь уменьшить риск. Его решение выглядит профессиональным.

Капитан Смит проигнорировал сообщения об айсбергах. Реакция капитана на предупреждения была крайне профессиональной. Он изменил курс и отдал приказ впередсмотрящим искать лед. Смит выбрал более безопасный Южный путь. Но поступила информация, что айсберги были и тут. Тогда он выбрал еще более длинный путь, еще южнее. Там уж айсбергов вообще ранее не видели. Но и в данной ситуации капитан приказал искать лед впереди по курсу.

Команда вела себя непрофессионально. Этот миф доказывает факт неполного заполнения первых шлюпок. На самом деле пассажиры чувствовали, что находятся на самом надежном в мире корабле. Они считали, что происходят учения. Кто же захочет променять огромный, теплый и светлый лайнер на тесную деревянную лодку? Команда же не знала, сколько времени отведено кораблю, вот и отправляла, кого могла. Когда же опасность стала очевидной, шлюпки приходилось отправлять переполненными. Да и в критической ситуации от ошибок был никто не застрахован. Такие лайнеры никогда раньше не тонули. Моряки, опасаясь огромной воронки, старались не возвращаться на шлюпках. И их можно понять, учитывая толпу людей в воде и прыгающих сверху, что могло перевернуть лодку.

Президент компании, построившей Титаник, трусливо с него сбежал. Если есть герои, то должны быть и подлецы. Таким представляют Брюса Исмея. Считается, что он в спешке в первой же шлюпке покинул тонущий корабль, тогда как вокруг тонули женщины и дети. Есть истории о том, как именно Исмей заставил капитана идти на максимальной скорости. Но в 1912 году было проведено расследование, от Великобритании его вел лорд Мерсей. Он сделал выводы, что Исмей, наоборот, помог многим пассажирам занять места в шлюпке. Сам же он отправился в последней лодке. Но тема предательства оказалась слишком кинематографичной, чтобы ее можно было проигнорировать. А истоки этой истории берут начало от крупного медиа-магната Уильяма Рэндольфа Херста. Он поругался с Исмеем задолго до крушения «Титаника». Промышленник не хотел говорить с прессой по поводу крушения одного из своих кораблей. И журналисты Херста объявили против него самую настоящую войну. Когда публиковали список выживших пассажиров, особенно выделяли имя владельца компании. Газеты приводили воспоминания людей, которые видели Исмея в первой спасательной службе, другие свидетели рассказывали, что он требовал от команды отвезти его в безопасное место.

В 1943 году своя версия «Титаника» появилась и в фашистской Германии. Этот фильм лично курировал министр пропаганды Йозеф Геббельс. Исмея показали, как авторитарного еврея-бизнесмена, он заставил смелого капитала-тевтонца разогнать лайнер в опасной зоне, презрев предупреждения. И в фильме 1958 года «Незабываемая ночь» Исмей тоже показан злодеем. При съемках фильма Кэмерона режиссеру рассказали правду, но он решил не переделывать сценарий, чтобы не обманывать ожидания зрителей. И снова Исмей показан злодеем, который гнал корабль вперед, заставляя его пораньше прибыть в Нью-Йорк в рекламных целях. В любом случае бизнесмен не смог вынести травли и ушел из компании White Star в 1913 году. О трагедии Исмея даже была написана книга, в ней он показан простым человеком, который попал в трудное положение. Бизнесмен эмоционально оказался не готов к случившемуся. В момент катастрофы он оказался в замешательстве, что заставило и других медлить. «Супер-капитаном» Исмей не являлся и приказов не отдавал, он и сам и не подозревал, что у него на корабле был какой-то особый статус и не думал им пользоваться.

Титаник

Пассажиров третьего класса до последнего момента не выпускали наверх. В фильме Кэмерона показано, как пассажиров с самыми дешевыми билетами не выпускали наружу, чтобы они не мешали более состоятельным людям погрузиться в шлюпки. Вот только нет никаких документальных доказательств этого эмоционального мифа. Пассажиры третьего класса действительно отделялись от остальных ограждениями. Но это требовалось не ради особого порядка эвакуации при кораблекрушении, а исключительно ради иммиграционных законов Америки. Эта мера позволяла предотвратить распространение вирусных инфекций. Перед прибытием на Манхеттен «Титаник» должен был остановиться на острове Эллис, где все обычные пассажиры прошли бы медосмотр и оформление документов. А ехали в третьем классе те бедняки, кто хотел начать новую жизнь в Америке. В основном это были итальянцы, голландцы, русские, армяне, китайцы и скандинавы. У пассажиров каждого класса был свой выход на отдельные палубы к находившимся там шлюпкам. Вот только на палубе третьего класса таких лодок как раз и не было. Вот и приходилось бедным пассажирам пробираться через лабиринты лестниц и коридоров, чтобы подняться наверх. Так что у людей на первых двух палубах изначально было преимущество. Расследования показали, что стюарды сперва перекрыли некоторые проходы, ожидая указаний начальства. Но после спуска большинства шлюпок проходы были открыты. При этом сами пассажиры третьего класса с неохотой покидали «Титаник», не желая расставаться с багажом. Ведь это было, по сути, все их имущество. Об умышленном ограничении и речи не велось, скорее всего, был некий недосмотр, вызванный слепым подчинением инструкциям. Вот только результат оказался трагичным. В ходе расследования же никто из пассажиров третьего класса показаний не давал, этих людей представлял адвокат Харбинсон. Он и заявил об ограничении передвижения своих подопечных, породив этот миф. К сожалению, класс пассажиров сыграл свою роль. Из обладателей самых дешевых мест выжила всего треть.

Титаник перевозил клад золота. Часто говорят о сокровищах «Титаника», однако в данном случае речь все же идет не о золоте. На борту было много богатых пассажиров, миллионеров и коллекционеров. Стоимость антиквариата, бриллиантов, дорогих картин и золота составляет по нынешним ценам около 250 миллионов долларов. Они остались в сейфах и каютах корабля. С тех пор на «Титанике» побывали автоматические экспедиции, которые подняли части предметов. А вот попасть в сейфы роботам не удалось - слишком толстый слой ила помешал открыться. К тому же есть слухи, что перед погружением, пользуясь паникой, некоторые пассажиры и члены команды открыто занимались грабежом. Так что на борту клада, в виде многочисленных слитков золота, нет, речь стоит вести о ценных вещах. Но поднимать их с такой глубины то ли невыгодно, а то ли технически невозможно. Остается нам смотреть на сокровища «Титаника» с помощью фотографий и видеосъемки.

Титаник был проклят из-за египетской мумии, находящейся у него на борту. Некоторые очевидцы вспоминают, что за несколько минут до катастрофы капитана видели рядом с ящиком, перевозившим мумию древней египетской прорицательницы. И Смит сразу после этого начал вести себя очень странно. Мумию вез в Америку лорд Кэнтервиль, ввиду особой ценности этот груз лежал не в трюме, а на капитанском мостике. В пользу версии о помутнении сознания капитана в критический момент говорят слухи о проклятии фараонов и череде загадочных смертей тех, кто посмел вторгнуться в древние захоронения. На самом деле в ходе плавания известный спиритуалист Уильям Стид на званом обеде рассказал историю о жрице Амон-Ра, которая находилась на обозрении в Британском музее Лондона. Эта история впечатлила пассажиров. А позже ее журналисты из желтой прессы раздули, уж больно хорошо сочетались проклятия и гибель корабля. Так и появился миф о нахождении мумии на «Титанике». На самом деле она хранится все в том же месте в Лондоне.

Титаник утонул из-за проклятого бриллианта. По легендам вместе с мумией на корабле находился редкий голубой бриллиант Хоупа. История этого камня берет начало с XVII века, когда он попал из Индии ко двору французского корабля. При Людовике XV бриллиант находился на королевской подвеске ордена Золотого Руна, затем он перешел к Марии-Антуанетте. В 1792 году камень был похищен, а в 1839 году его приобрел Генри Хоуп. Бриллиант считается проклятым, так как с его появлением в Европе начала чума. Прежняя владелица, Мария-Антуанетта, закончила жизнь на эшафоте, ее подруга, владевшая камнем после смерти королевы, также была убита. Сын Хоупа был отравлен, а внук обанкротился. Сторонники этой легенды говорят, что бриллиант находился на борту корабля, его перевозила некая супружеская пара. И камень убил и их, как и других пассажиров. Вот только этот миф легко развенчать - бриллиант хранится в Музее естественной истории при Смитсоновском университете еще с 1958 года. На тот момент с «Титаника» еще ничего не поднимали, так что «проклятого» камня там просто не было.

Поднимать ценности с Титаника нет смысла. С момента обнаружения «Титаника» к нему было направлено более шести экспедиций. Сперва у исследователей не было прав на подъем ценных предметов, но затем французы и американцы получили юридические разрешения делать это. Всего компания RMS Titanic потратила на исследования более 11 миллионов долларов, с корабля было поднято более шести тысяч предметов. Их общая стоимость составила более 110 миллионов. Правда, коллекции бриллиантов, египетская мумия и ценный переплет рукописи Омара Хайама так и не были найдены. В любом случае экспедиции финансово окупились, а мы получили возможность любоваться предметами с легендарного корабля спустя столетие после его гибели.

Спасшихся пассажиров с «Титаника» нашли недавно на айсберге. В сентябре 1990 года прозвучала интересная новость. Траулер в северной Атлантике снял с айсберга молодую девушку. Она назвалась Винни Коутс, пассажиркой «Титаника». Известно, что айсберги дрейфуют на юг, благодаря Лабрадорскому течению. Однако ледяная глыба, которая столкнулась с «Титаником», должна была растаять через 3-5 дней. Сомнительно, чтобы такой айсберг плавал более сотни лет. Сторонники мифа говорят о временных провалах, но это уже из области фантастики и доказать уже никак не получится. Да и сама Винни Коутс значится среди спасшихся пассажиров. Ее дальнейшая жизнь загадкой не была - всю жизнь женщина прожила в Нью-Джерси, предпочитая не вспоминать о той трагедии. Она умерла в 1960 году, есть свидетельство ее смерти.

При строительстве «Титаника» в него был замурован рабочий. Говорят, что судно строили так быстро, что между корпусами заживо замуровали одного, а то и нескольких рабочих. И они периодически постукивали оттуда, подавая сигналы. Но эту историю ничто не подтверждает, она остается легендой без фактического материала. Стуки же могли проявляться из-за проверок. Эксперты внутри корпуса, проверяя надежность заклепок, били по ним. Рабочие же, стоящие снаружи, слышали эти звуки, используя для создания страшилок для молодых и доверчивых учеников.

В «Титанике» был заложен код Антихриста. Говорят, что серийный номер корабля был 390904. Есть легенда, что некоторые строители корабля вложили в это число секретное послание, антицерковное. Написанные на бумаге цифры, отраженные в зеркале, сложатся в слова «No Pope» или же «Нет Папы». Так ирландские протестанты могли протестовать против католической церкви. Бог же решил наказать такое судно, потопив его в первом же рейсе. Вот только нет никаких доказательств о привязке этого числа к кораблю. Бортовой номер его был 401, а регистрационный номер совета по торговле - 131428. Документального подтверждение загадочного номера не существует.

Судовладельцы вместо «Титаника» пустили «Олимпик», подстроив крушение. Этот миф является очередной теорией заговора. Не секрет, что White Star Line имела незавидное финансовое положение. Еще в 1911 году «Олимпик» столкнулся с английским крейсером. Однако полученные повреждения были столь незначительны, что на возмещение не тянули. Требовалось, чтобы судно попало в большую аварию. Хозяева решили подвергнуть его столкновению с айсбергом, считая, что надежный корабль не затонет. Кормовые листы с названием судна, предметы интерьера были заменены, чтобы никто не увидел подмены. Однако эта теория легко развенчивается. Многие пассажиры «Титаника» ранее уже плавали на «Олимпике» и могли бы понять, где они находятся. Корабли имели значительные отличия, и переделка заняла бы много времени, оставив немало свидетелей. Очевидцы вспоминают, как сильно пах краской новый корабль. Да и простой поврежденного судна был бы владельцам просто невыгоден. Да и когда с парохода подняли детали, на них оказался строительный номер 401, принадлежавший «Титанику». У «Олимпика» был номер 400. Так что нет никаких сомнений, что же за корабль попал в аварию.

Титаник

Еще до столкновения с айсбергом на «Титанике» возник пожар. Некоторые эксперты отстаивают такую теорию. По их мнению пожар возник еще 2 апреля в шестом трюме. Потушить его не удалось. Тогда капитан судна решил как можно быстрее плыть в Нью-Йорк, там без паники высадить пассажиров и тогда уже начать тушить огонь. Именно этим и можно объяснить высокую скорость судна ночью, когда велик был риск столкнуться с айсбергом. Капитан просто понимал, что корабль может взорваться, не добравшись до Америки. В этих условиях предупреждения о льдинах в этих водах уже не имели значения. Но пожар мог деформировать перегородку, которая и пропустила воду из поврежденного 6-го отсека. Об этом в своих показаниях говорили кочегары. Однако и в данном случае можно говорить о теории заговора, мало чем подтвержденной. В любом случае не пожар стал причиной крушения судна.

«Титаник» затонул не от айсберга, а от торпеды с немецкой подводной лодки. И в данном случае целью такой атаки могло бы стать получение страховки. Если бы торпеда повредила бы корпус, это бы заметили, как члены экипажа, так и пассажиры. К тому же в тот момент субмарины еще не обладали такой автономностью, чтобы выходить в океан. Да и мощность торпед была невелика, их явно понадобилось бы несколько. Серия взрывов явно отличалась бы от звуков столкновения с малоподвижным препятствием. Да и попасть ночью в скоростную цель для подводников сродни высшему пилотажу, а ведь в 1912 году у них просто не было такого опыта.

«Титаник» не сбавлял скорости, так как гнался за рекордом по времени. В 1907 году судно «Мавритания» получило престижный приз - «Голубая лента Атлантики» за самое быстрое пересечение океана. Учредила премию компания «Кунард Лайн», главный конкурент «Уайт Стар Лайн», она же и владела кораблем-рекордсменом. Считается, что Брюс Исмей подбивал капитана «нестись на всех парах», чтобы прибыть на день раньше положенного и получить почетный приз. Этим и объясняется высокая скорость судна в опасном районе. Однако миф легко опровергнуть - «Титаник» физически не мог достигнуть той скорости в 26 узлов, которую показала «Мавритания». Кстати, рекорд продержался вплоть до 1929 года.

Капитан мог открыть водонепроницаемые перегородки и затопить «Титаник» более равномерно. До сих пор ведется немало споров о том, можно ли было спасти «Титаник» или как реально было продлить время его жизни. Капитана обвиняют, что он не открыл перегородки. В результате судно ушло носом под воду. Действительно ли можно было создать отсрочку и спасти жизни сотен людей? С помощью морского конструктора исследователями был сделан точный макет Титаника в масштабе 1 к 100. Размер судна, его водоизмещение было пропорциональны уменьшенной копии. А водонепроницаемые перегородки сделали прозрачными. Пропорционально уменьшили и объем вливаемой через пробоину воды. Сперва был воссоздан реальный сценарий, случившийся в 1912 году. Вода попала в носовые трюмы, преодолев системы защиты от затопления. Нос, как и с реальным кораблем, оказался затоплен, утащив за два с половиной часа корабль на дно. Модель ушла носом вниз, как и настоящий «Титаник». Если бы капитан открыл герметичные перегородки, то вода устремилась бы и в корму. Следовательно, нос вниз не пошел бы, а судно, казалось бы, должно было тонуть равномерно. Этот эксперимент проделали с моделью. Вода залила последний паровой котел, и «Титаник» полностью остался обесточенным. Люди на нижней палубе оказались бы в кромешной тьме. Хаос начался бы на полтора часа раньше, чем в реальности. Из-за перемещения тонн воды корабль начал бы крениться на борт, теряя устойчивость. Под таким углом шлюпки нельзя было бы спускать. В итоге модель затонула на полчаса раньше, чем в первом случае. Так стало ясно, что капитан принял верное решение, что позволило спастись десяткам людей.

Гибель Титаника - крупнейшая катастрофа на море. В списке крупнейших морских катастроф гибель «Титаника» не входит даже в десятку. В 1912 году погибло 1496 человек. Рекордом же является гибель немецкого корабля «Гойя» в 1945 году, его потопила советская подводная лодка. Тогда погибло около 7 тысяч человек. Да и в мирное время еще более трагичной, чем «Титаник», стала трагедия пассажирского парома «Донья Пас» в 1987 году. Жертвами стало 4375 пассажиров.

На «Титанике» погибли в основном пассажиры третьего класса. И количественно, и в процентном соотношении наибольшие жертвы пришлись даже не на пассажиров, а на членов команды. Одни до последнего помогали эвакуации, другие поддерживали давление пара для работы насосов и выработки электричества. Из 1496 жертв почти половина, 686 человек - команда «Титаника». Пассажиров третьего класса утонуло 527 человек. Даже в первом и во втором классе в процентном соотношении погибло немало - 36% и 57% соответственно.

Все инженеры «Титаника» погибли, находясь в машинном отделении. Инженеры находились там, пока их не освободили от своих обязанностей по приказу руководства. Часть все же осталась на своем посту. Поднявшись на верхнюю палубу, инженеры увидели, что шлюпки почти все спущены, на остальные же грузятся пассажиры третьего класса, в основном женины и дети. Специалистов видели на шлюпочной палубе свидетели. Но из 36 инженеров спастись не удалось никому.

Все жертвы «Титаника» утонули. Многие из пассажиров, не имея возможности занять место в шлюпке, прыгали в воду. После погружения «Титаника» им удалось остаться на поверхности, но было очень холодно. Сотни людей стали жертвами переохлаждения.

Трагедия случилась из-за ошибки рулевого, который крутанул штурвал в противоположную сторону. В 1990-х вышла книга Луизы Паттен, которая, якобы, была внучкой второго помощника капитана, Чарльза Лайтоллера. Она рассказывает, что айсберг был замечен впередсмотрящим. Офицер дали команду «Право на борт!». На паровых судах команда «на руль» выполняется в ту сторону, которая и озвучена. Но в Северной Атлантике в то время команды относились к румпелю, его надо было поворачивать в другую сторону. Именно это и имели в виду старшие офицеры, начинавшие служить на парусниках. Запаниковавший рулевой Хитченс крутанул штурвал вправо, и «Титаник» налетел на айсберг. Но если бы корабль действительно навалился бы на глыбу, была бы большая пробоина, а не пропорота часть корпуса. Да и пассажиры практически не почувствовали столкновения. Впередсмотрящие тоже утверждали, что лайнер повернул на два румба влево. Так что эта история является лишь поводом для выпуска сенсационной книги.

Судно могло маневром избежать столкновения. Айсберг был обнаружен за 37 секунд до столкновения, в этот момент скорость «Титаника» составляла 21 узел. Избежать фатальной встречи было уже нельзя.

Судно должно было маневром избежать столкновения. Конструктор корабля, Эдуард Уайлдинг, убежден, что если бы «Титаник» врезался носом в айсберг, то остался бы на плаву. Ужасный удар снес бы первые 30 метров корабля, всех, кто был бы там, ждала смерть. Сминающийся нос послужил бы амортизатором, удар почувствовали бы все на «Титанике». Нечто подобное как раз и произошло с «Аризоной». Но винить в неправильном маневре офицеров нельзя, никто не мог знать, что произойдет дальше. Да и лобовое столкновение могло бы оказаться не столь идеальным, как просчитал конструктор. Никто не знает, какой была подводная часть айсберга. Ведь его форма отнюдь не правильная. Если бы верхняя часть корабля была бы повреждена на два отсека, то подводный лед мог бы снести куда больше.

Катастрофа случилась, потому что на «Титанике» не было биноклей. Считается, что с помощью таких оптических приборов впередсмотрящие могли бы раньше заметить айсберг. На самом деле бинокли нужны для более детального рассмотрения того, что уже видно невооруженным глазом. Айсберг с их помощью было бы сложнее обнаружить из-за ограничения угла обзора. Не могут же люди всю ночь стоять с биноклем в руках и крутить головой! Да и в те времена использование биноклей впередсмотрящими не предполагалось, они были у морских офицеров, которые и идентифицировали замеченный объект.

При виде айсберга первый помощник дал команду «Полный назад». Этот миф утверждает, что приказ был исполнен, что ухудшило маневренность судна. Более вероятно, что Уильям Мэрдок дал приказ «Стоп машина». Об этом говорят показания старшего кочегара. В любом случае приказ был дан поздно, и его выполнение уже никак не влияло на маневренность «Титаника». Да и выполнение команды «Полный назад» после «Полный вперед» привело бы к сильной дрожи судна, которая бы всех разбудила.

Руль «Титаника» был мал для корабля таких размеров. В фильме Кэмерона это является одной из причин медленного поворота судна. На самом деле ему на маневренность жаловаться не приходилось. Это доказывается тем, что сразу после столкновения, пока айсберг проплывал вдоль корпуса, корма смогла повернуть абсолютно в другую сторону. Это позволило избежать еще одного удара в корпус. Да и руль на судне был точно такой же, как и на «Олимпике». Капитан же этого корабля в годы Первой мировой войны считал его самым маневренным из всех, которыми он управлял. Благодаря этому «Олимпик» сумел стать единственным пассажирским судном, потопившим в той войне подводную лодку.

Титаник столкнулся с «темным» айсбергом. Комиссия, расследовавшая катастрофу, предположила, что айсберг мог быть «черным» из-за своего недавнего переворота. Это и не позволило его ночью вовремя увидеть. Впередсмотрящий заявил, что из дымки вдруг появилась темная масса, белая верхушка которой стала видна только вблизи. Но вблизи айсберг показался белым, об этом заявил рулевой. Днем он действительно выглядел бы светлым. Но в безлунную ночь нечему было отражаться от поверхности, поэтому айсберги и выглядели темными. На самом же деле они были вполне обычными.

Титаник погиб из-за человеческого фактора. Исследователи пытаются найти какую-то причину катастрофы, обвиняя в этом то ли конструкторов, а то ли капитана. На самом деле роковым образом сложились многие факты. В том году была крайне холодная зима, из-за чего айсберги стали забираться дальше южных судоходных путей. Безлунной ночью стоял полный штиль, что помешало обнаружить лед. К тому же из-за оптических иллюзий айсбергу удалось близко подобраться к кораблю. Да и в результате столкновения было повреждено ровно на один отсек больше, чем с запасом планировали конструкторы. По одиночке все эти факторы не смертельны, но, сложившись воедино, подписали «Титанику» смертный приговор.

Титаник на дне хорошо сохранился. Исследователи нашли затонувший корабль и тщательно его изучили. За сто лет его состояние сильно ухудшилось. Палубы А вообще больше нет. Она сложилась вместе с В и С. Следовательно, остальные вот-вот рухнут до самых котельных. Многие помещения невозможно найти, или они сильно пострадали. Так, личная прогулочная палуба для самых богатых пассажиров исчезла под обломками палубы А. В районе Парадной лестницы должны были сильно пострадать все палубы, Зала для приемов и Обеденного салона в прежнем виде уже нет.

На «Титанике» было недостаточное число шлюпок. На самом деле надо просто вспомнить нормы того времени. У проверяющих не было претензий к кораблю в части его безопасности. Министерство торговли, дававшее разрешение на плавание, требовало 16 шлюпок от корабля такого класса, их же было 20. И законы не были устаревшими - тогда казалось, что на совершенных лайнерах спасательные лодки вообще не нужны. Достаточного числа шлюпок не было не только на «Титанике», но и на «Олимпике», «Лузитании», «Мавритании», немецких и американских аналогичных кораблях. И все это соответствовало нормам.

Если бы переборки были выше, «Титаник» смог бы удержаться на плаву. Это утверждение повторяется из раза в раз в документальных фильмах. Вот только исследователи забывают тот простой факт, что затапливались даже не 5, а 6 отсеков. Поступала вода в четвертую котельную снизу, а не сверху. Конструктор судна, Эдуард Уайлдинг подтвердил, что в случае затопления четвертой котельной судно не спасли бы никакие повышения перегородок.

Титаник

Четвертая труба «Титаника» была фальшивой. Четвертая труба действительно не была такой функциональной, как прочие. Ее построили ради поддержания общего баланса и дизайна. Она не использовалась для отвода из топок котлов дыма или газов. Тем не менее не стоит ее считать бесполезной. С помощью такой трубы обеспечивалась вентиляция машинного отделения. Там работали паровые машины и турбины. Через эту трубу выходил дым из курительной комнаты первого класса, и осуществлялось проветривание кухни. Так что какой-то дым из нее выходил, но он был явно менее заметным, чем из трех других труб. А чтобы увидеть, что это было действительно так, можно рассмотреть реальные фотографии «Олимпика», где четвертая труба отчетливо дымит. А опровергать мифы, что в ней перевозились секретные грузы или домашние животные и смысла нет, ввиду полной бессмысленности такого утверждения.

Популярные предложения.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.