Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Стартап

Сегодня нет проблем для организаций бизнеса - надо просто взять и организовать на основе уникальной идеи свой собственный стартап, развив его до размеров предприятия. И примеров в истории предпринимательства полно. У всех на слуху имя Марка Цукерберга, идеями дышит Кремниевая долина. Да и инвесторы, кажется, ищут свежие проекты, будучи готовы вложить средства в их реализацию.

Однако на практике оказывается не все так просто. Большинство стартапов, будем объективны, ждет крах. Чтобы понять причины этого, надо осознать, что о начале самостоятельного бизнеса существует немало мифов. Предприниматели и инвесторы развенчивают их, защищая нас от простых и распространенных ошибок.

Инвестор знает не меньше стартапера, что нужно делать

Для начинающего бизнесмена инвестор часто предстает не просто денежным мешком, но и гуру в сфере бизнеса. Этот «мудрый лис» не может не знать всего, что происходит вокруг и что надо делать. С другой стороны - очевидно, что у него есть свои интересы по захвату всего проекта в свои руки. Причем сделать это он постарается с наименьшими вложениями. На самом деле не стоит переоценивать инвесторов. Изначально они находятся в равном положении с создателями стартапа. Об истинных возможностях друг друга стороны имеют слабое представление, а финансовые риски одинаковы. Остается лишь верить, что проект хорошо закончится. Средний инвестор ошибается не меньше среднего предпринимателя.

Ради перспективы можно отказаться от больших денег

Есть красивые истории о том, как к создателю перспективного, но все еще молодого и убыточного проекта пришел некий богатый инвестор чуть ли не с миллиардом. А гордый предприниматель отказался от больших денег, которые похоронили бы его идею. На самом деле это одна из частей маркетингового мифа Кремниевой долины. Каждый год тут осуществляются тысячи сделок. Самых громких при этом - несколько десятков и все они освещаются СМИ. И только одному счастливчику в год и предлагают вожделенный вариант. Надо сказать, что шансы на то, чтобы оказаться тем самым гордецом, еще меньше, чем стать жертвой авиакатастрофы. Можно сказать даже больше - того самого миллиарда, о котором все трубят, на самом деле не было. Источником этих историй являются сами бизнесмены. Инвесторы почему-то не могут поделиться рассказом, как кто-то отказался от их миллиарда. Зная тех, кто осуществляет эти сделки, можно сказать, что там знают цену деньгам. И если будет предложен тот самый миллиард, то за него и будет получено ровно то, что и планировалось.

Презентация должна быть короткой и лаконичной

Для желающих привлечь инвесторов есть даже специальные инструкции, которые помогают правильно сделать презентацию, оформить заявку на получение средств, научить смотреть в глаза полезным людям. Но со временем люди понимают, что в этом на самом деле немного смысла. Взять хотя бы длинную и скучную презентацию. Любой учебник для бизнесмена назовет это провалом, говорить надо лаконично и исключительно по делу. Однако длина презентации и унылость надо оценивать в контексте проекта. Бизнесмен не должен делать шоу и веселить слушателей. Вполне может быть, что его стартап является перспективным, что не сразу станет очевидным за усталым, косноязычным и депрессивным рассказчиком. В любом случае из длинной презентации все же обычно можно узнать больше, чем из короткой. Разве информация перестала быть ценной самой по себе?

Лучше иметь одного лидера, чем нескольких

Вера в лидера является опасным заблуждением. Прошли уже те времена, когда одна яркая личность могла продвигать стартап. Все чаще проекты обладают лидерским ядром. Сперва популярной была модель из двух сооснователей, потом из трех, а сегодня распространен вариант с четырьмя участниками. Это происходит из-за перенасыщения рынка, в итоге для нормального развития в условиях усиления конкуренции даже качественному проекту нужны разные точки зрения и разные компетенции. Просто же нанять профессионалов не получится, для стартапа траты на них окажутся неподъемными. Так что придется справляться силами самих учредителей. Совсем недавно для развития проекта хватало лишь руководителя направления разработки и маркетолога-визионера. Сейчас же, ввиду необходимости оптимизировать затраты потребуется еще и финансист. Оптимальным же видится сооснователь, который смог бы отыскивать таланты и работать с ними. У большинства стартапов главная проблема - дефицит людей, которые смогли бы на рынке делать что-то лучше среднего уровня.

Образцом для подражания является Марк Цукерберг

В некоторых хороших бизнес-школах учат принимать решения на основе историй успеха таких звезд, как Цукерберг или Безос, Дорси. Для общей эрудиции это неплохо, но только имеет ли отношение к реальной жизни? На самом деле в историях о легендарных стартапах нам приходится иметь дело со слухами, догадками и трактовками, которые стали результатом журналистских расследований и разговоров с осведомленными источниками. Это закрытый мир, о котором известно даже меньше, чем о политике. Так что никогда не узнать, какие же в реальности принимались решения, и что стало их результатом. И даже если тот же Цукерберг напишет свои воспоминания, доверять им будет нельзя. Ведь большая часть успеха и зиждется на созданном им мифе. Разрушать его и разоблачать себя же - форменное самоубийство. Куда полезнее изучать, как практически работают средние стартапы, которые еще не приобрели бестолково-яркую маркетинговую обложку. И хотя на первый взгляд все это не так кинематографично, как в случае с гуру, зато пользы в итоге можно найти больше. Учеба же на основе истории появления Facebook сродни развлечению, вот только к реальному бизнесу отношения не имеет.

Надо искать ниши с минимальным числом конкурентов

Эксперты считают очень важно выходить как раз на те рынки, где конкурентов много. Если их не будет, то и шансов у стартапа окажется немного. А в условиях тесноты успеха будет добиться легче, как ни парадоксально. Даже если славы и богатства обрести не удастся, свой «кусок пирога» никуда не денется. Отсюда рождается еще одно правило: не стоит толкаться на рынке, выискивая похожие на ваш проекты. По опыту можно сказать, что минимум три аналогичных идеи всегда найдется. Если что-то придумать, то непременно окажется, что это уже кто-то предлагал. Так что надо просо смириться с этим и перестать смотреть по сторонам, просто осуществляя свой план. Если все получится, то конкурента можно будет рано или поздно просто перекупить. А вот если стартап не взлетит, то вполне вероятно его выкупят. В накладе в любом случае остаться будет сложно.

Надо искать новые идеи

Мысль о том, что главное в стартапе - идея, ошибочна. Генерация идей на самом деле довольно легкое занятие. К тому же в наше время существует немало возможностей для анализа и сравнения, доступ к базам данных и экспертизе. Еще пару десятилетий назад производство идей было намного сложнее. Так что этот несложный процесс рынком не ценится, сегодня выстреливают стартапы не идей, а их толкований и переосмыслений. Самих же идей уже создано больше, чем требуется. Выигрывают же те, кто умеет обрабатывать их и создавать бизнес-модель на основе новой технологии. Другими словами, сегодня востребованы не мыслители, а технологи.

Новые социальные сети уже не востребованы

Взрыв социальных сетей состоялся. Теперь кажется, что работать на этом поприще - неблагодарное занятие. Но на этот информационный фон пресыщенности обращать внимания не стоит. Не так давно все восхищались будущим, в котором глобальные социальные графы будут иметь решающее значение. Сегодня же почему-то принято ставить крест на социальных сетях. Некоторые молодые предприниматели даже стыдятся своих изначально неплохих проектов, основанных на взаимодействии людей. Социальная сеть для пожилых людей кажется неактуальной. На самом деле стоит понимать, что все подобные проекты, которые взлетели после Facebook, стали не его клоном, а чем-то уникальным. Сам этот рынок является довольно странным, тут присутствует всего одна социальная сеть глобального масштаба. Так что и разумно анализировать конкурентов просто нет смысла. По сути есть один лидер с кучей реальных недостатков и разные социальные сети без универсальной модели. С этой точки зрения все становится куда проще, и стыдиться своего проекта нечего. История не знает такого случая, чтобы у глобального предприятия на каком-либо этапе развития не было бы опасного и глобального же конкурента.

Лучше всего начинать стартап в Кремниевой долине

Многие любят это место рождения высокотехнологичных стартапов хотя бы за его бесценный опыт. И трудно поспорить с тем, что в Кремниевой долине легко запускать новые проекты. Но только вот разве нет других альтернатив? Знаменитые преимущества Кремниевой долины сформировались десятки лет назад, с тех пор мир значительно изменился. В некотором виде произведенное Долиной и пошатнуло ее престиж.

Сегодня найти инвестора можно в любой точке мира

Разговор с фондами можно провести в формате видеоконференций. Заявки на инвестиции также подаются удаленно. Опытом же бизнесмены делятся через системы онлайн-обучения. Тренеры же предпочитают работать со своими учениками через системы планирования. Интернет позволяет набрать команду программистов со всего света. Главное, что дала Кремниевая Долина - глобализацию. Теперь каждый может делать то, что ему нравится и там, где ему нравится. Часто в пример приводится особая атмосфера, царящая в Долине. И это действительно так. Но вот все чаще в офисах царит полная тишина - люди сидят за свои компьютерами спиной друг к другу, общаясь в корпоративных чатах. Такая атмосфера сегодня может быть воссоздана в любом месте.

Предпринимательству научиться нельзя

Современные стартапы располагаются на довольно технологичном рынке. Известно, как они создаются, развиваются, привлекают средства. Несложно будет запрограммировать жизнь качественного стартапа - от момента его рождения и до IPO, нарисовать ему таймлайн. С учетом того, что современные компьютерные сети научились прогнозировать и неожиданные события, при правильном подходе стартап превращается в обычное ремесло. Сегодня поверить в это трудно, но все чаще говорят о том, что в бизнесе все больше нужны навыки, а не креатив. Хорошо обученные специалисты будут создавать потоком нужные рынку стартапы. На вершине, естественно, окажутся нестандартно мыслящие гении, но большинство продуктов будет создаваться именно автоматически. Так что бизнесменами все чаще будут не рождаться, а становиться. Это будет новая профессия, нечто среднее между менеджером по продажам и кинопродюсером. И в данной связи все более важным будет бизнес-образование. Ему, само собой, предстоит стать другим. Академическим ученым из современных школ МВА предстоит отвечать за методологию, тогда как реальное обучение сконцентрируется в бизнес-инкубаторах.