МифыФактыСоветыСленгТестыЛикбез

Парашютный спорт.

Парашютный спорт или скайдайвинг (англ. skydiving, от sky - "небо", diving - "ныряние") - вид авиационного спорта, предусматривающий использование парашюта (фр. parachute - "предотвращающий падение"), представляющего собой конструкцию 6-7 м в диаметре, состоящую из ткани и предназначенную для уменьшения скорости движения предмета в процессе падения.

Информацию о подобных изделиях можно найти во многих древних письменных источниках. Например, есть информация о том, что еще в XII веке небольшие парашютоподобные конструкции использовали во время выступлений акробаты в Китае. Однако наиболее выгодные размеры прототипа современного парашюта (12х12 локтей, т.е. примерно 6х6 метров) описал в одной из своих рукописей в 1495 году Леонардо да Винчи.

Упоминание о похожей конструкции, размеры которой варьировались в зависимости от веса человека, встречаются и в работах Фауста Веранчино (Италия) в XVII веке, тогда же имело место неоднократное успешное использование парашютоподобных конструкций.

Активно использовать парашюты в качестве спасательных систем начали в XVIII веке, после появления воздушных шаров, на которых совершались регулярные полеты.

Дальнейшее совершенствование летательных аппаратов предполагало модификацию парашютов - в 1910 году был создан первый авиационный ранцевый парашют. Кроме того, конструкции такого рода стали применяться для развлечения и проведения различных соревнований.

Первый Чемпионат мира по парашютному спорту был проведен в 1951 году, и с тех пор состязания такого рода проходят ежегодно. Спортсмены соревнуются в точности приземления (причем диаметр мишени в наши дни составляет всего 20 мм), индивидуальной, групповой и купольной акробатике.

Парашютный спорт неинтересен, так как сводится к простому выпрыгиванию из самолета с парашютом. Ошибочное мнение. Парашютный спорт чрезвычайно разнообразен, позволяет спортсмену выявить свои возможности и способности не только в свободном падении, но и в пилотируемом полете на парашюте. В свою очередь упомянутые направления разделяются на несколько дисциплин. К направлению свободного падения относят индивидуальную акробатику (совокупность движений выполняется за определенное время), групповую акробатику (спортсмены перестраиваются или выполняют те или иные фигуры в горизонтальной плоскости), фрифлай (фигуры выполняются в вертикальной плоскости), фристайл или "воздушный балет" (произвольное артистическое выполнение различных фигур), скайсерфинг (передвижение по воздуху выполняется с помощью монолыжи). Спортсмены, избравшие пилотируемый полет, состязаются в приземлении на точность, скоростном приземлении (англ. swoop) и купольной акробатике (построение фигур выполняется с уже раскрытыми парашютами).

Существует немало разновидностей парашютов. Это действительно так. Вначале парашюты использовались исключительно для того, чтобы обеспечить мягкое приземление людям во время военных действий (десантные парашюты) либо при возникновении аварийной ситуации (спасательные системы). В наши дни парашюты выполняют различные функции. Например, грузовые парашюты применяются для приземления тяжелой техники (причем в некоторых случаях могут использоваться несколько парашютов одновременно) - грузовиков, легких самолетов, космических летательных аппаратов (в разреженной атмосфере некоторых планет Солнечной системы одного парашюта мало, потому торможение осуществляется дополнительно посредством надувных подушек или двигателей ракеты) и т.д. Предназначение тормозных парашютов - уменьшение тормозного пути машин или самолетов (военных или транспортных), а вытяжных (стабилизирующих) - стабилизация положения тела человека во время открытия парашюта. Спортивные парашюты предназначаются, как правило, для прыжков с летательных аппаратов, а некоторые разновидности (например, парафойлы (от англ. parafoil - "парашют-крыло"), подобные им косоневюрники или парашюты для Ground Launch (от англ. "запуск с земли"), применяющиеся для спусков с вершины горы) вполне способны совершать довольно длительные полеты. Бейс-системы предназначены для бейсджампинга (англ. BASE jumping), т.е. прыжков с различных статичных объектов (зданий, мостов и т.д.). Парасейлы и кайты прикрепляются к небольшому судну, и используются для буксировки человека над водой.

Все парашюты изготавливаются в форме полусферы. Ошибочное мнение. Современные парашюты могут иметь различные формы. Даже упомянутый выше круглый парашют фактически представляет собой двадцативосьмиугольник, состоящий из 11 полотнищ. Почти все спасательные системы создаются на основе круглых парашютов (в некоторых случаях вершина конструкции имеет несколько втянутую форму, что призвано уменьшить общую площадь изделия). Десантные парашюты изготовляются в форме квадрата (Америка) или "патиссона" (Россия), поскольку, по мнению специалистов, именно такая конфигурация способствует лучшей управляемости, и предотвращает схождение в воздухе. Спортивные парашюты и парашюты для GL, применяющиеся для полетов над отрогами скал, выполняются в форме крыла Рогалло, парафойла или косоневюрника - довольно сложные высокоэллиптические конструкции, весьма напоминающие парапланы.

Любая парашютная система состоит из двух парашютов: основного и запасного. Не всегда. Например, парасейлы, парашюты для GL и бейс-системы запасными парашютами не комплектуются.

До 1913 года парашютизм был исключительно мужским видом спорта. Считается, что именно в 1913 году, 21 июня впервые прыжок с парашютом совершила представительница прекрасного пола - Джорджия Томпсон (США). Однако еще в 1896 году к занятиям парашютизмом приобщилась Ольга Древницкая (Польша).

Подготовиться к первому прыжку с парашютом можно за один день. Это действительно так. Причем (согласно Курсу Парашютной Подготовки за 2003 год) для того, чтобы подготовиться к прыжку в тандеме с опытным инструктором, придется потратить не более получаса. Если же предстоит самостоятельный прыжок с десантным парашютом - подготовка займет часа 3.

Во время свободного падения могут возникнуть проблемы с дыханием. Ошибочное мнение. На высоте до 5000 метров воздух не так уж разряжен, потому и давление, и количество кислорода - в пределах нормы. Так что у здоровых людей никакого дискомфорта пребывание на вышеупомянутой высоте не вызывает. Исключение составляют прыжки с большей высоты (до 20 000 м), предпринимающиеся для испытания различного рода спасательного оборудования (например, авиационных и космических скафандров и спасательных систем). Для совершения таких прыжков испытатели поднимаются на большую высоту на стратостатах (воздушных шарах, наполненных гелием, способных достигать стратосферы) и в обязательном порядке экипируются специальными скафандрами, защищающими от гипоксии, перепада температур и давления.

Перед совершением первого прыжка лучше не завтракать - на всякий случай. По мнению специалистов, наличие или отсутствие утреннего приема пищи никак не влияет на ту или иную реакцию организма, проявляющуюся спонтанно при сильной эмоциональной встряске, чаще всего возникающей во время первого прыжка. Потому завтракать можно, следует лишь избегать переедания.

Перед прыжком "для храбрости" можно выпить немного алкоголя. Совершенно ошибочное мнение. Ведь алкоголь (как и любые психотропные и наркотические вещества) снижает скорость реакции, а также негативно воздействует на способность адекватно реагировать на различного рода внештатные ситуации. Потому алкогольные напитки можно употреблять не менее чем за 12 часов до совершения прыжка, в противном случае парашютист просто не будет допущен на летное поле.

Испуг - серьезное препятствие для новичков. Да, в некоторых случаях человек, прошедший инструктаж, испытывает довольно сильный страх. Если это произошло на аэродроме - следует еще раз все взвесить и решить, нужно ли вообще заниматься данным видом спорта или следует предпочесть что-либо менее экстремальное. Если же приступ страха сковывает движения уже перед самым прыжком - надо сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, постараться расслабиться и убрать руки от дверного проема. Опытные инструкторы помогут вам не ошибиться, а в том случае, если страх перерастает в панику или истерику - успокоиться и добраться до сидения в самолете, на котором вы благополучно приземлитесь.

Во время свободного падения можно получать устные рекомендации от инструктора. Нет, в процессе свободного падения речевое общение с кем-либо невозможно, так как слишком силен шум воздуха (исключение - прыжки с применением костюма вингсьют (англ. wingsuit - "костюм-крыло") - в этом случае снижение весьма замедленно (парашютисты некоторое время летят не вниз, а вперед), и переговоры между спортсменами действительно вполне возможны). Потому на этом этапе прыжка общение ведется исключительно знаками. Но когда купол парашюта раскрыт - речевое общение как с инструктором или тандем-мастером, так и с другими членами группы парашютистов вполне возможно.

Во время приземления с парашютом болевые ощущения неизбежны. Специалисты считают, что ощущения во время приземления с парашютом (скорость падения - 5 м/с) такие же, как при прыжке с высоты 1 м. Исключение - состязания в дисциплине свуп, когда скорость снижения может составлять 100 км/ч. Но в данной дисциплине подвизаются спортсмены с большим опытом, да и парашюты они используют особые, потому приземляются умело и безболезненно.

Для того, чтобы научиться приземляться правильно и свести к минимуму риск получения ушибов, начинающие спортсмены в обязательном порядке проходят инструктаж, включающий в себя прыжки со специального возвышения (учебного пьедестала), кувырки и разминку суставов. Также новичков обучают правилам поведения в случае, если ветер после приземления подхватывает купол и тащит парашютиста по земле. Кроме того, следует правильно подбирать одежду и обувь (одежда - из плотной ткани с закрепляемыми рукавами, обувь, хорошо фиксирующая голеностопный сустав, тем самым предохраняющая его от растяжений) - и тогда приземление не будет доставлять дискомфорта.

Для обучения спортивным прыжкам с парашютом существует специальная программа, не претерпевшая кардинальных изменений еще с советских времен. Это не совсем так. В наши дни для обучения начинающих спортсменов-парашютистов разработано несколько программ, и упомянутая выше (так называемая классическая, использовавшаяся в советское время в клубах ДОСААФ для предварительной подготовки десантников) - лишь одна из них. Обучаясь по данной программе, спортсмен вначале получает навыки работы с круглым парашютом (прыжок совершается с высоты 1000 м), и лишь после этого переходит к освоению других типов парашютных систем, включая парашют-крыло, который изучают последним. Альтернативная программа AFF (англ. Accelerated Free Fall - "ускоренное свободное падение") несколько отличается от классической. Во-первых, парашют-крыло является частью экипировки спортсменов с первых дней обучения (причем этот тип парашюта и основной, и запасной). Во-вторых, в каждом полете новичка сопровождает инструктор (поначалу - пара инструкторов), под руководством которого во время довольно длительного свободного падения (с высоты 4000 м.) начинающий спортсмен успевает несколько раз отработать то или иное упражнение.

К прыжкам с парашютом допускаются только люди определенного возраста. Самостоятельно совершить прыжок с парашютом разрешено лицам старше 18 лет, однако и для детей, не достигших указанного возраста можно получить допуск (при условии присутствия отца или матери на взлетно-посадочной площадке и наличии разрешения родителей, официально заверенного нотариусом). Для прыжков в паре с инструктором жестких возрастных ограничений нет - лишь бы здоровье позволяло.

Каждый человек, собирающийся совершить прыжок, должен уметь правильно укладывать свой парашют. Профессиональные спортсмены и любители, регулярно совершающие прыжки с парашютом укладывают парашют сами. Тем же, кто только начинает осваивать парашютный спорт либо же собирается совершить прыжок с инструктором просто для собственного удовольствия, собирать парашют самостоятельно не придется - этим занимаются штатные укладчики, работающие при всех парашютных клубах. Укладкой же запасных парашютов чаще всего занимаются сертифицированные риггеры, прошедшие специальное обучение.

Наиболее удобны закрытые шлемы. Многое зависит от того, какую дисциплину парашютизма предпочитает спортсмен. Те, кто занимается индивидуальными прыжками (например, фрифлай), предпочитают открытые шлемы. Поклонники групповых дисциплин (например, купольной акробатики (RW)) используют закрытые шлемы.

Плохая погода может стать серьезным препятствием для проведения соревнований по парашютному спорту. Да, но некоторые соревнования (например, по воздушной акробатике) могут проводиться в вертикальной аэродинамической трубе, устроенной так, что движение воздуха (снизу вверх в наддувающих и сверху вниз во всасывающих конструкциях) позволяет создать имитацию движения тела во время прыжка с парашютом. В случае использования упомянутой трубы для состязающихся не важны погодные условия, наличие ЛА и кворума.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные предложения.