МифыФактыСоветыСленгТестыЛикбез

Мать Тереза.

Мать Тереза (1910-1997) - знаменитая католическая монахиня, которая посвятила свою жизнь служению бедным и больным. За свою деятельность в 1979 году женщина получила Нобелевскую премию мира. А в 2003 году Католическая церковь причислила Мать Терезу к блаженным. Агнес Гонджа Бояджиу родилась в обеспеченной католической албанской семье.

С 12 лет девочка стала мечтать о монашестве, чтобы заботиться о бедных. В 21 год девушка приняла постриг и получила известное всем имя Тереза. 20 лет монахиня преподавала в женской школе в Калькутте, а вскоре она получила разрешение помогать обездоленным. Основанная ею организация создавала школы, приюты, больницы. Мать Тереза не различала национальности и вероисповедания бедняков. Конгрегация быстро выросла за границы Индии.

Теперь у организации более 400 отделений в 111 странах мира. Мать Тереза считается святой и безгрешной. На самом деле жизнь этой женщины и ее деятельность не были такими уж однозначными. Некоторые самые известные мифы о Матери Терезе и будут развенчаны.

Мать Тереза

Мать Тереза обеспечивала умирающим достойную медицинскую помощь. Благодаря своему видению, монахиня решила помогать самым бедным среди бедных. Для умирающих в трущобах Калькутты миссионерская благотворительная организация создала специальный Дом Калихат (Дом Смерти). Там люди могли с достоинством и комфортом провести свои последние дни. Мать Тереза хотела, чтобы жившие, как животные, умерли, как ангелы, окруженные любовью. Однако когда это заведение посетили квалифицированные врачи, они обнаружили крайне неквалифицированный медицинский сервис. Большинство добровольцев не знали, как лечить людей, но были вынуждены принимать решения в отсутствие врачей. Не было никаких различий в отношении между страдающими излечимыми и неизлечимыми заболеваниями. Те люди, которые могли бы выжить, не получали нужного лечения и умирали. Иглами пользовались повторно до тех пор, пока они не затуплялись. В 1981 году поднялся вопрос о состоянии этих объектов. Но Мать Тереза заявила, что есть нечто прекрасное в страданиях бедняков, подобно Христу. Мир, по ее мнению, получает многое от таких мучений. Видно циничное использование бедняков для достижения своих целей. В таких хосписах никто не пытался уменьшить боль. Шок становился причиной смерти для многих. Но Мать Тереза способствовала страданиям, считая это полезным для души и пути к лучшей жизни на небесах. По ее мнению, мучения означали, что Иисус вас целует. А вот собственное лечение Мать Тереза получала лишь самое лучшее. И хотя монахиня ратовала за снижение уровня доступа к качественной медицине, сама она не испытывала никаких угрызений совести, получая помощь от лучших учреждений мира. И смерть свою Мать Тереза встретила в не своем хосписе, ожидая «поцелуя Иисуса», а в качественном медицинском учреждении.

Миссионерская деятельность Матери Терезы была направлена на помощь бедным. Несмотря на богатые пожертвования, полученные организацией Матери Терезы, реально она помогла всего нескольким сотням человек. При получении Нобелевской премии мира монахиня заявила, что улучшила жизнь 36 тысячам жителям Калькутты. В реальности же ее миссионеры оказали помощь максимум 700 индийцам. В 1998 году в Калькутте был составлен рейтинг благотворительных организаций. Дома Терезы не вошли даже в первые 200 строк списка. Некоторые миссионерские благотворительные заведения использовались не ради лечения людей, а ради попыток обратить их в католическую веру. Есть достоверно задокументированные случаи, когда люди пытались получить доступ к услугам Домов Матери Терезы для умирающих. Но вместо помощи они получили отказ. В 1979 году, незадолго до получения Нобелевской премии, Мать Тереза лично отказала знаменитому жителю Калькутты, журналисту и поэту Джиотирмою Датта. Он пытался пристроить в Дом умирающих нуждающихся с улицы. Организация Матери Терезы получала и получает пожертвования, которые позволили бы превратить дома для умирающих в современные и чистые хосписы с достойным уровнем паллиативной помощи. Однако это не нужно было создательнице, которые приветствовала страдания. Она сконцентрировалась на открытии новых домов милосердия по всему миру. Гораздо лучше было бы потратить средства на улучшение уже имеющихся заведений.

У организации Матери Терезы была прозрачная финансовая деятельность. Согласно законам Индии, все благотворительные организации обязаны публиковать отчеты о своих финансах. Но Миссионерки Любви это требование не соблюдали. Однажды у Матери Терезы журналисты в Германии спросили, сколько у нее денег, на что она ответила, что это не их дело. Одна бывшая сестра в Америке рассказала, что только за год организация зарабатывала 50 миллионов долларов в год, а поступления в фонд со всего мира могли быть вдвое больше. Нет ни одной записи расходов, сделанных Миссионерками Любви. Они, где это только было возможно, полагались на пожертвования. Это касалось продуктов, одежды, информации. Так покрывались начальные и эксплуатационные расходы. Скорее всего, основная часть средств легла на депозит в банк Ватикана в Риме и не использовалась для реальных благотворительных дел. Кажется, что самоцелью фонда была жесткая экономия. Имеющиеся в изобилии средства не шли беднякам, а использовались для запуска новых миссий. Они, как планировалось, должны были стать полностью автономными. Есть немало благотворительных организаций, которые с помощью денег реально улучшают жизнь других людей. Типичным примером можно считать фонд Билла и Мелинды Гейтс. Организация с помощью средств помогает людям, вне зависимости от их местоположения и веры. Основой является понимание, что у каждой жизни равная ценность. В данном случае финансы прозрачны и эффективно тратятся. Организация Матери Терезы прятала свои доходы, прикрываясь благородными целями.

Мать Тереза

Мать Тереза имела дело лишь с достойными людьми. Мать Тереза с радостью принимала средства из любых источников, даже если даритель был явным мошенником. Значительную сумму монахиня получила от Чарльза Китинга, организатора американской католической и анти-порнографической акции протеста. Но тот был посажен в тюрьму по обвинению в мошенничестве. Рухнувший фонд оставил 23 тысячам инвесторам бесполезные акции. Спонсировал Мать Терезу и Роберт Максвелл, укравший из своего пенсионного фонда 450 миллионов фунтов. И хотя монахиня знала о происхождении этих средств, ее это не беспокоило. Мать Тереза говорила, что пожертвование поможет успокоить совесть мошенникам. Монахиня даже написала судье с просьбой о снисхождении Китингу, так как он делал пожертвования ее фонду. Заместитель прокурора объяснил Терезе, как именно ее знакомый обманывал мелких инвесторов и крал их сбережения. Он призвал вернуть средства, так как это были ворованные деньги. На этом переписка была завершена. К сожалению, из-за теневой деятельности организации невозможно сказать, полезными ли оказались эти взносы, смогли ли они действительно улучшить жизнь бедняков. Однако из-за плохих условий в домах для умирающих и отсутствия качественной поддержки в миссиях по всему миру, можно считать, что Мать Тереза обманула мошенников.

Мать Тереза дружила с достойными политиками. Мать Тереза встречалась со многими политиками, некоторые из которых были неоднозначными. Так, она являлась другом правителя Гаити, диктатора Жана-Клода Дювалье. Тот прославился жесткими репрессиями в своей обедневшей стране. «Папа Док» вел расточительную жизнь за счет угнетенного народа и даже нелегально торговал препаратами из частей тел людей. Но Мать Тереза не погнушалась принять у него орден и денежную премию в миллион долларов. Она попросила диктатора: «Любите бедняков и те ответят взаимностью». То выступление власти использовали в своих целях, крутя несколько недель по телевидению. Но этим ее спорные отношения с политиками не заканчиваются. Вернувшись в родную Албанию в 1989 году, монахиня возложила цветы на могилу бывшего коммунистического диктатора Энвера Ходжи. Мать Тереза посетила и его вдову. За время своего визита она встретилась со многими партийными функционерами. А ведь именно коммунисты с Ходжи во главе и подавляли религию в родной для Терезы стране. И даже если в тот момент монахиня и не могла критиковать власти Албании, ей ничто не мешало сделать это позже из-за рубежа. Приписывают Терезе еще и контакты с никарагуанскими контрас, террористической организацией, убивавшей мирных людей.

Миссионеры Матери Терезы давали умирать людям в их вере. Миссия работала в Калькутте, где большинство людей было индусами или мусульманами. Мать Тереза утверждала, что Миссионерки Любви позволяли людям умирать в их вере. Но во время визита в 1992 году в Ватикан она заявила, что сестры давали умирающим «билет к Святому Петру», крестя их. Умирающим, которые страдали от боли и не могли рационально мыслить, предлагалось креститься для прощения грехов, благословения и возможности увидеть Бога. Большинство людей вынуждено было соглашаться, их голову накрывали мокрой тряпкой и тихо повторяли обычную формулу крещения. Такое тайное обращение в свою веру недостойно святой. Если душе грозит опасность, то лучше обучить ее вере, позволить человеку прийти к ней естественным путем.

Мать Тереза принципиально относилась к вопросу абортов, контрацепции и разводов. Церковь учит терпимости, но Мать Тереза не поддерживала тех, кто решил прервать беременность. Она осуждала таких женщин, невзирая на обстоятельства. При получении Нобелевской премии монахиня заявила: «Аборт - худшее зло мира и его самый большой враг. Если мать может убить своего ребенка, то что помешает нам убивать друг друга?». Бескомпромиссная позиция не принимала во внимание смягчающие обстоятельства. В 1971 году индо-пакистанская война привела к многочисленным злодеяниям, в том числе к изнасилованию 450 тысяч индианок пакистанцами. Но Мать Тереза не поддержала женщин и не осудила злодеев, а предпочла обратить внимание на проблему с абортами. Для нее не стоял вопрос, сохранить ли ребенка от преступника. И таких убеждений монахиня придерживалась всю жизнь. В 1993 году Тереза осудила 14-летнюю жертву изнасилования в Ирландии, решившую сделать аборт. Путешествуя по всему миру, монахиня лоббировала запрет разводов, средств контрацепции. Мать Тереза полагала, что браки освящены Богом. И когда в Ирландии рассматривался вопрос легализации разводов, монахиня призывала сохранить дух католической страны. Правда, в личных целях Мать Тереза легко отступала от своих принципов. Она поддержала своего друга Индиру Ганди, которая начала принудительную стерилизацию бедняков. Мать Тереза поддержала другую свою подругу, принцессу Диану, чей брак с принцем Чарльзом распался. Монахиня даже одобрила такое решение, так как из семьи ушла любовь.

Мать Тереза жила преимущественно в Калькутте. Мать Тереза много времени провела в путешествиях по всему свету. Она то агитировала против абортов в США и Японии, то летела в Ирландию выступать против разводов. Монахиня пыталась привлечь внимание спонсоров к своей организации. В самой же Калькутте та была не особенно известна. Бедность города была фоном для работы Терезы и выступлений в СМИ. Фактически же в Калькутте она провела мало времени во взаимодействии с другими социальными или культурными службами. Даже ее духовный наставник Эдвард Ле Джолли подтвердил в своей книге о Матери Терезе, что она в городе была нечасто. И хотя сама монахиня и говорила, что несчастна вдали от Калькутты, время между поездками активистка предпочитала проводить в Риме, а не в Индии.

Мать Тереза оказывала нуждающимся максимально возможную помощь. Выше уже упоминалось, что она помогала не всем беднякам даже в Калькутте. Мать Тереза стремилась быть заметной на фоне огромных бедствий. Когда в Бхопале произошла трагедия на карбидном заводе, крупнейшая в мире производственная авария, монахиня тут же отправилась туда под объективы журналистов. Увидев число жертв, Мать Тереза начала турне по больницам для оказания помощи. Некоторым оставшихся в живых удалось с ней пообщаться, но Миссионерки Любви не отправили часть своих богатых фондов в местные миссии, чтобы те оказали страждущим конкретную помощь. В 1993 году в провинции Латур случилось землетрясение, погибло 8 тысяч человек, еще 5 миллионов лишилось крова. Мать Тереза не смогла направить туда никого из своих миссионеров или добровольцев. Не выделила она и средств на восстановление жилищ. А ведь многие благотворительные организации и религиозные конфессии помогали и оказывали помощь пострадавшим. Тем не менее Мать Тереза вовсю позировала на фоне новых домов для жителей Латура. В тому же году Индию поразила бубонная чума. Несмотря на непричастность к лечению больных, Мать Тереза была сфотографирована, как попавшая в карантин в Риме. Эти фотографии разошлись по всему миру, доказывая, что монахиня помогала справиться с эпидемией.

Мать Тереза совершила немало чудес, является святой. Для того, чтобы объявить человека святым, у католической церкви есть строгий регламент. Обычно вопрос об этом поднимается не менее, чем через пять лет после его смерти. Такой срок должен пройти, чтобы умерить пыл противников и поклонников, избавиться от истерии относительно персонажа. Однако в случае с Матерью Терезой церковь отступила от своих же правил. Процесс канонизации начался всего через два года после смерти. К лику блаженных монахиню причислили в 2003 году. Беатификация, первый шаг к полной святости, требует выполнение чуда. В 2002 году католическая церковь заявила, что Мать Тереза вылечила индийскую женщину с опухолью в животе. Произошло это уже через год после смерти монахини, путем прикладывания медальона с ее изображением к больному месту. И хотя женщина действительно считает, что ее вылечила Мать Тереза, врачи говорят, что проблема была не в опухоли, а в кисте. И помогли лекарства, выписанные в местной больнице. Медики отмечают, что больная находится в распоряжении миссионеров, которые отказываются ее освободить. Врачи даже утверждают, что на них давила католическая церковь, требуя объявить выздоровление чудом, а не результатом действия лекарств.

Мать Тереза

После смерти Матери Терезы весь мир скорбел по ней. Монахиня умерла в глубокой старости, в 87 лет. Это случилось 5 сентября 1997 года. Однако газеты в те дни обсуждали смерть принцессы Дианы, случившуюся за неделю до того. Только в Индии смерть знаменитой миссионерки стала значимым событием. Мать Тереза была искренней и ревностной католичкой. Мать Терезу следует считать фанатичкой. Ее постоянные видения были скорее не религиозного свойства, а психического. В больнице Калифорнии, где монахиня лечила свое сердце (вдали от бедняков Калькутты), над ней провели даже обряд экзорцизма. И уже после смерти Матери Терезы появились свидетельства отсутствия у нее искренней веры.

Популярные предложения.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.