Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Методика Монтессори

Методика Монтессори система педагогического воспитания, предложенная итальянским педагогом, врачом, учёной Марией Монтессори (система введена в практику с 1906 года).

Методика базируется на индивидуальном подходе педагога к ребенку: малыш на протяжении всего обучения сам выбирает себе дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Сущность метода Монтессори заключается в ориентации на потребности, способности каждого, поощрении стремления принимать участие в жизни взрослых. Девиз данного подхода: "Помоги мне сделать самому".

Когда в обществе зарождается или появляется новое явление, кординально отличающееся от общепринятых норм, то оно сразу же обрастает слухами и мифами, так как информации о нем недостаточно. Так же произошло и с педагогикой Монтессори, которая в 90-х годах стала развиваться в России.

Педагогам, работающим с новой методикой, пришлось преодолевать непонимания и предубеждения чиновников, родителей, своих коллег. Поэтому людям, внедряющим новый подход в воспитании детей остается лишь сохранять спокойствие и продолжать работать, чтобы плодами труда доказать право методики на существование. Рассмотрим, что же собой представляет педагогика Монтессори, а заодно и развенчаем некоторые мифы о ней.

Педагогика Монтессори предназначена только для умственно отсталых детей

Не совсем так. Свою врачебную деятельность Мария Мотессори начала в 1896 году. Первыми ее пациентами действительно были дети, отстающие в развитии. Наблюдая за детьми Мария пришла к выводу, что для всех детей, прежде всего, нужна специальная развивающая среда, в которой через эталоны будут отражены знания о мире. Монтессори начала изучать научные работы французских психиатров Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Вследствие чего пришла к выводу, что умственное отставание - проблема больше педагогическая, чем медицинская. Мария Монтессори на основе трудов Эдуаpда Сегена и собственного опыта разрабатывает свою уникальную методику работы с отстающими детьми. Позже она начинает изучать педагогику работы со здоровыми детьми. Свою методику Монтессоpи начинает внедрять с 1906 года. Ее гипотеза о возможности саморазвития ребенка подтвердилась на практике. Методы Марии Монтессори оказывают положительное влияние на динамику развития как умственно отсталых, так и здоровых и даже одаренных детей. Ребенок постигает со своей скоростью материал, а педагог, работающий по системе Монтессори, помогает ему в этом. К каждому индивидуальный подход - главный принцип упомянутого метода.

Раннее обучение - цель Монтессори-образования

Не совсем так. В группах интерес ребенка к занятиям постоянно подпитывается, ребенок обучается радостно. Поэтому многие дети начинаю писать и читать довольно рано. Но целью, с точки зрения Марии Монтессори, является реализация потенциальных способностей ребенка, обучение самостоятельности, уверенности в своих силах.

Монтессори-педагогика не официальная, она не является полноценной заменой общепринятому обучению

Да, это так. Методика Монтессори внепрограммная. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный подход, с учетом потребностей, возможностей. Кроме того, учитель не пытается учить и воспитывать, а создает условия для полного удовлетворения потребностей ученика. Ребенок полностью погружается в деятельность. В 4-5 лет дети, обучающиеся по такой методике, читают и пишут, в 6-7 лет легко выполняют математические действия с многозначными числами, делают доклады. Выпускники Монтессори легко учатся, умеют самостоятельно работать.

Система Монтессори зародилась в Италии и не подходит детям постсоветского пространства

Семьдесят лет воспитывали в нас "советского человека", наказывали за умение думать самостоятельно, лишая индивидуальности. Именно тогда и возник этот миф. В Советском Союзе Монтессори-школы закрывались (первый детский сад по системе Монтессори начал работать в 1913 г., а уже в 1926 Народный комиссариат просвещения СССР запретил использовать методику-Монтессори) потому, что Монтессори-педагогика позиционировалась, как чуждая советской культуре. На самом деле данная методика вне границ, общественно-политического строя, уровня культуры, менталитета и прочих налагаемых условностей. Она создана и опробована на детях разных национальностей. И предназначена для того, чтобы дети всего мира, прежде всего, ощущали себя свободными от каких-либо условностей и преград.

Монтессори - искусственно созданная среда, перенасыщенная предметами, которые не могут научить ребенка жить в реальном мире

Не совсем так. Педагогика Марии Монтессори действительно является средовой педагогикой. Здесь нет основных средств обучения, таких привычных для всех нас: доска, парта, учебник. Но упор делается на разнообразный обучающий вспомогательный материал, как классический, так и сделанный своими руками, который способен удовлетворить потребности ребенка в изучении окружающего мира, способствовать в получении навыков чтения, письма, математики, развитии мелкой моторики, памяти, концентрации внимания, творческого мышления, воображения, сенсорных чувств, а также овладении умением работы с материалом. Кроме того, ребенок учится самостоятельно мыслить и делать свой выбор, отвечать за себя, считаться с мнением других. Именно эти знания, умения, навыки пригодятся ему в дальнейшей социальной жизни.

В Монтессори-педагогике нет творчества, почти не уделяется время рисованию, музыке и т.д., ведется лишь работа с материалами по заданным правилам

Нет, это не так. Дети все делают не по указанию педагога, а исходя из собственных нужд: рисуют, лепят и т.д. Кроме того, в группах проводятся музыкальные занятия, на которых дети поют, танцуют, используются игровые моменты. Работая с дидактическим материалом, дети проявляют творчество - ведь педагог показывает только алгоритм действия для дальнейшей самостоятельной работы ребенка.

Невозможно работать одновременно с детьми разного возраста

Старшие будут обижать младших или опускаться до их уровня. В группах учатся дети разного возраста. На этом базируется методика. Монтессори-группа - прототип семьи, где старшие помогают младшим (ведь в семье дети тоже разновозрастные и это не мешает развитию каждого ребенка). Это дополнительный стимул для самообразования старших учеников. Ведь чтобы показать, научить младшего, нужно самому обладать определенными знаниями и умениями. И детям нравиться роль "учителя". Кроме того, поведение старшего товарища в процессе обучения становиться образцом для младших. Ребенок учиться исполнять разные социальные роли, не вступать в конфликты, это обогащает его социальный опыт.

Дети в Монтессори-группах не играют

Не совсем так. Игра в методике Монтессори не отрицается, как таковая - под ней подразумевается процесс познания мира. Детям очень нравиться делать то, что делают взрослые в повседневной жизни: мыть посуду (подражая маме), забивать гвозди (как делает это папа), играть с бытовыми предметами (кастрюлями, сковородками и т.д.), ощущая свою причастность к взрослой осмысленной деятельности. При этом у ребенка развивается ответственность, самостоятельность, бережное отношение к вещам. Взрослые же стараются перенести ребенка в мир игрушек и удивляются, почему детям так быстро он надоедает. Безусловно, ребенку нужны игрушки, но лишь для отдыха от основной деятельности. Поэтому в Монтессори - школах имеются и уголки с обычными игрушками.

У детей-Монтессори плохо развита речь, так как педагог говорит мало

Нет, это не так. На занятиях уделяется достаточное количество времени развитию речи. Так же педагог делает различные презентации, говорит образно, старается расширить кругозор и словарный запас детей. Затем это пытается воспроизвести ребенок. Опыт публичных выступлений, который получает ребенок в группах, помогает ему чувствовать себя увереннее, расширяет его кругозор, обучает четко выражать свои мысли.

Мария Монтессори не любила сказки, потому не читала их детям

Это правда. В то время в Италии сказки были довольно своеобразными: у них не было счастливого конца, было мало доброты. Потому Мария отдала предпочтение историям о тайнах природы, флоры и фауны, о развитии мира, которые основывались на научных фактах. В нашей культуре сказки многому учат, они добрые и светлые, потому их тоже используют на занятиях наравне с научными историями. Это не нарушает принципы Монтессори-педагогики.

Монтессори-дети не овладевают навыками социализации, поскольку часто учатся автономно

Практика показывает, что это не так. Ребенок, занимаясь по данной методике, становится более коммуникабельным, уравновешенным, дружелюбным, быстрее адаптируется к незнакомой обстановке, так как дети получают опыт разных социальных контактов и видов деятельности.

С одной стороны, дети на занятиях ведут себя неестественно правильно, как специально обученные. С другой, в Монтессори-школах полная свобода, никаких правил

Мария Монтессори позиционировала это как "свобода-в-дисциплине". На занятиях можно делать все, что не навредит другим детям и окружающей среде. В остальном - полная свобода действий.Применение Монтессори-методик делает детей "тепличными", осложняя их адаптацию в открытом мире. Чтобы развенчать этот миф достаточно провести аналогию с огородом. Человек проращивает растения на окне, защищенном светлом и теплом месте. После пересадки ростка в грунт тот успешно приживается. А вот если бы растение изначально было бы посажено в грунт, то оно возможно и стало бы крепче, но не все растения переносят тягости первых моментов жизни. Так же и с детьми. Выращивая их по методике Монтессори, воспитатели на самом деле готовят их к жизни, куда дети выходят окрепшими, готовыми лицом к лицу встретить трудности.

Применение Монтессори-методик делает детей "тепличными", осложняя их адаптацию в открытом мире

Чтобы развенчать этот миф достаточно провести аналогию с огородом. Человек проращивает растения на окне, защищенном светлом и теплом месте. После пересадки ростка в грунт тот успешно приживается. А вот если бы растение изначально было бы посажено в грунт, то оно возможно и стало бы крепче, но не все растения переносят тягости первых моментов жизни. Так же и с детьми. Выращивая их по методике Монтессори, воспитатели на самом деле готовят их к жизни, куда дети выходят окрепшими, готовыми лицом к лицу встретить трудности.