Фигурное катание.

Фигурное катание - сложнокоординационный вид конькобежного спорта, в котором основная задача спортсмена (пары, группы) - передвижение по ледовой площадке на коньках, предусматривающее перемены направления движения и выполнение различных элементов (шагов, прыжков, вращений, поддержек и т.д.) под музыку.

Вначале фигурным катанием занимались только зимой, на льду замерзших водоемов. Однако в наши дни состязания по данному виду спорта проходят на искусственно созданных ледовых площадках, размер которых может колебаться в пределах от 51х24 м до 61х30 м. Олимпийский стандарт площадки для фигурного катания - 60х30 м, угловой радиус - 8 м. Температура льда не должна быть ниже от -3 до -5 °С, чтобы обеспечить хорошее сцепление с коньками спортсменов.

Фигурное катание

Катание на коньках известно человеку с незапамятных времен. Наиболее древние коньки, изготовленные из костей лошади, были найдены археологами у реки Южный Буг, неподалеку от Одессы и по времени создания относятся к периоду бронзового века. Упоминания о коньках из берцовых костей животных помещено в "Хронике знатного города Лондона", написанной монахом Стефаниусом в 1174 году.

С течением времени конструкция коньков постепенно усложнялась. В летописях XIV—XV вв. можно отыскать информацию о деревянных коньках с прикрепленными к ним лезвиями из металла (вначале - из железа или бронзы, позже - из стали). Существуют также гравюры, изображающие катание на коньках такого рода.

Родиной фигурного катания считается Голландия - немалое количество каналов, зимой превращавшихся в отличные беговые дорожки, послужило причиной живейшего интереса жителей этой страны к передвижению по льду на коньках. Причем голландцы не только занимались фигурным катанием, в те времена заключавшимся в искусном вычерчивании на льду различных, порой довольно сложных, фигур (сам фигурист обязан был сохранять при этом красивые и устойчивые позы), но и совершали по замерзшим руслам водоемов непродолжительные путешествия.

Однако первый клуб конькобежцев возник в Эдинбурге (Великобритания) в 1742 году. В этой же стране были разработаны правила проведения состязаний по фигурному катанию, а в 1772 году - издана книга "Трактат о катании на коньках" (автор - лейтенант артиллерийских войск Англии Роберт Джоунз), содержавшая в себе упомянутые правила, а также практические рекомендации фигуристам и конькобежцам.

Первое международное состязание по фигурному катанию состоялось в Вене (Австрия), в 1882 году. Программа этих соревнований легла в основу нынешних выступлений фигуристов. Вначале спортсмены выполняли обязательные фигуры и произвольную программу. Короткие же программы, в которых фигуристы под музыку должны продемонстрировать умение выполнять наиболее сложные элементы, появились лишь столетие спустя.

В России коньки появились во времена Петра I. Именно он внес некоторые усовершенствования в их конструкцию - предложил крепить коньки непосредственно к подошве обуви. Поскольку передняя часть деревянных "бегунков" украшалась иногда искусно вырезанной из дерева конской головой, "голландскую потеху" стали именовать "коньками".

В 1838 году в Петербурге было издано пособие для фигуристов - "Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами", написанное учителем гимнастики военно-учебных заведений Г.М. Паули. Первый общественный каток в России был открыть в 1865 году в Юсуповском саду (Петербург), здесь же в 1877 году было образовано Общество любителей бега на коньках.

Первый международный турнир фигуристов, получивший статус неофициального мирового чемпионата, проводился зимой 1890 года в Петербурге. В этом же городе, спустя 6 лет, под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ), созданного в 1892 году, проходил первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию. Участников - исключительно спортсменов мужчин - было всего четверо.

Чемпионат Европы по одиночному фигурному катанию среди мужчин был проведен в 1891 году в Гамбурге. Женщины же начали принимать участие в состязаниях такого рода с 1930 года (первый чемпионат Европы среди фигуристок проходил в Вене).

В 1906 году в Давосе (Швейцария) был проведен первый чемпионат мира по фигурному катанию для женщин. А первый совместный чемпионат, в котором принимали участие и женщины-фигуристки и мужчины-фигуристы, был проведен лишь после Первой мировой войны.

В 1976 году в Меджеве (Франция) впервые проводился чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров. Соревнования по фигурному катанию были включены в программу всех зимних Олимпиад.

Разряды фигурного катания:

 - Одиночное катание (мужское и женское), в котором главная задача спортсменов - продемонстрировать высокий уровень овладения основными элементами (прыжки, спирали, вращения, шаги и т.д.), а также пластичность, артистизм, умение согласовывать движения с музыкой. Соревнования подразделяются на два этапа: короткая программа и произвольная программа;
 - Состязания спортивных пар - проводятся с 1908 года, впервые проходили в Юсуповском саду Петербурга. Спортсмены не только демонстрируют уровень овладения основными элементами, как традиционными, так и свойственными только данному виду фигурного катания (поддержки, выбросы, тодесы и т.д.), но и стараются воздать впечатление единства действий посредством синхронного исполнения различных движений. В данном виде состязаний также имеют место два этапа: короткая и произвольная программа;
 - Спортивные танцы на льду - данный вид соревнований появился в Великобритании в конце 40-х годов прошлого века. В перечень категорий состязаний чемпионата Европы был включен в 1952 году, в программу зимней Олимпиады - в 1976 году. В отличие от парного катания, спортивные танцы на льду не предусматривают выполнения выбросов, прыжков и т.д., а также длительного разъединения партнеров. Это направления фигурного катания наиболее зрелищное, так как плавность движений и привлекательность внешнего вида пары, а также гармоничное сочетание рисунка танца с ритмомелодическими характеристиками музыкального произведения имеет здесь решающее значение. В программу данного вида соревнований входят обязательный, оригинальный и произвольный танцы;
 - Синхронное фигурное катание - не является олимпийским видом спорта. Мировую известность обрело в конце 80-х годов XX века. Особенно популярно в США, Канаде (именно здесь с 1983 года проходят ежегодные чемпионаты по данному разряду фигурного катания), Англии, Швеции, Финляндии. Обычно команда состоит из 16 человек (причем в составе может быть не более 6 мужчин), однако, согласно регламенту некоторых соревнований, количество и состав выступающих могут изменяться. Спортсмены в данном разряде фигурного катания подразделяются на "Новисов" (возраст - до 15 лет), "Юниоров" (15-18 лет) и "Сениоров" (старше 18 лет). Состязания проводятся согласно стандартным правилам фигурного катания на обычной хоккейной площадке. В 2007 году синхронное фигурное катание было включено в перечень состязаний зимней Универсиады в качестве демонстрационного вида спорта;
  - Катание "четверок" - соревнование, отличающееся от парного катания лишь тем, что на льду одновременно находятся 4 спортсмена (т.е. 2 пары). Выступления такого рода впервые были проведены в 1914 году, и проходили регулярно до 1964 года. После длительного перерыва катание "четверок" возобновилось в 1981 году и в наши дни чрезвычайно популярно в США и Канаде.

Фигурное катание

Наиболее известные мировые соревнования по фигурному катанию, проводящиеся под эгидой Международного союза конькобежцев:

 - Чемпионат Европы по фигурному катанию - проходит, начиная с 1891 года, ежегодно, как правило, в январе;
 - Чемпионат мира по фигурному катанию - проходит, начиная с 1896 года, один раз в году, чаще всего в марте;
 - "Четыре континента" или Чемпионат Четырёх континентов по фигурному катанию (англ. Four Continents Figure Skating Championships) — проходит ежегодно, начиная с 1999 года. Является аналогом чемпионата Европы для неевропейских стран. В этих соревнованиях состязаются спортсмены четырех континентов (Австралии, Азии, Америки и Африки);
 - Чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров - проводится с 1976 года. В этих соревнованиях участвуют фигуристы в возрасте от 13 до 21 года. Состязания проходят ежегодно в конце февраля - начале марта;
 - Кубок мира по синхронному фигурному катанию - проводится ежегодно, начиная с 1983 года;
 - Чемпионат мира по синхронному фигурному катанию - проходит с 2000 года;
 - Командный чемпионат мира по фигурному катанию (англ. ISU World Team Trophy in Figure Skating) - проводящийся с 2009 года турнир, в котором за обладание денежным призом (1 000 000 $) состязаются команды из шести стран, продемонстрировавших на соревнованиях данного сезона под эгидой ИСУ наиболее высокий уровень. Этот вид состязаний был организован на основе турнира "Japan Open" проходящего в Японии с 1997 года и больше напоминавшего шоу (команды приглашались не согласно рейтингу, а по уровню популярности в Японии). Главная задача состязания, проводящегося раз в 2 года в апреле - стимуляция развития всех видов фигурного катания. Причем если фигуристы отказываются от участия в вышеупомянутых соревнованиях, к ним применяются различного рода штрафные санкции (например, запрет на участие в следующем чемпионате мира, а также любых выступлениях и шоу, проходящих до 26 апреля включительно и т.д.).

В Голландии - на родине фигурного катания - были разработаны все обязательные фигуры, выполняемые спортсменами во время выступления. Действительно, данный вид спорта зародился в Голландии. Однако все обязательные фигуры, как и правила соревнований, создавались и разрабатывались в Великобритании, поскольку именно там был образован первый клуб конькобежцев.

Существует международная федерация фигурного катания. Нет, фигуристы не имеют собственного международного объединения и входят в состав Международного союза конькобежцев (ИСУ). Под эгидой вышеупомянутой организации проводятся все состязания мирового уровня по фигурному катанию.

Фигуристки выступали в длинных юбках до начала XX века. Ошибочное мнение. Еще в XIX веке, по инициативе английской принцессы Мэри, юбки фигуристок были укорочены наполовину.

До 1906 года женщины в мировых соревнованиях по фигурному катанию не участвовали. Да, это так. Но в 1901 году спортсменке из Англии Мэдж Сайерс в виде исключения была предоставлена возможность участвовать в соревнованиях по фигурному катанию наравне с мужчинами-спортсменами.

Фигуристы - профессиональные спортсмены. В наши дни это действительно так. Однако в те времена, когда фигурное катание только зарождалось, данный вид спорта считался просто забавой и приятным времяпровождением, заниматься которым подолгу и всерьез мог себе позволить не каждый обыватель. Потому наиболее известные фигуристы были учеными, инженерами, общественными деятелями, художниками и актерами. Например, знаменитый российский писатель Лев Толстой частенько посещал каток, а впоследствии подробно и правдиво отображал свои впечатления на страницах собственных произведений. Премудрости фигурного катания чрезвычайно успешно осваивала и математик Софья Ковалевская под руководством профессора королевского университета Стокгольма Лефлера. А во Франции лучшей фигуристкой считалась королева Мария-Антуанетта, превосходившая на ледовом поле многих мужчин, занимавшихся данным видом спорта.

Фигурное катание, как зимний вид спорта, входит в программу зимних Олимпийских игр. Да, но вначале фигурное катание было включено в программу IV летних Олимпийских игр 1908 года (Лондон, Великобритания), хотя создание катка с искусственным льдом (одного из первых в Европе) потребовало от организаторов игр немалых усилий.

Ботинки для фигуристов следует подбирать на размер больше. Нет, такое правило действует только при выборе обуви для конькобежцев. Фигуристам же подбирают обувь размер в размер, с расчетом на то, что надеваться он будет на шерстяной носок. Для того, чтобы ноги в процессе тренировок не затекали, под язык ботинка рекомендуют подкладывать или подшивать специальную прокладку из поролона - это также следует учесть при выборе обуви.

Ботинки фигуриста должны быть высокими и очень жесткими. Действительно, высота ботинка для фигурного катания примерно на 20 см превышает высоту обычной обуви. Данная особенность конструкции обусловлена тем, что при выполнении некоторых сложных фигур требуется максимально возможное единство конька, ботинка и ноги фигуриста. Жесткость же обуви такого рода должна иметь место, однако порой задник новых ботинок отличается чрезмерной жесткостью, и натирает ногу в процессе занятий на льду. В этом случае рекомендуется размять задник руками.

Для новичков подойдут ботинки любого цвета. Да, однако, в соответствии с заведенным порядком фигуристки предпочитают ботинки белого цвета, фигуристы - черного.

Коньки перед первым же выходом на лед следует закрепить как можно прочнее. Это не совсем так. Вначале для крепления применяют только несколько контрольных винтов, и лишь после того, как фигурист завершит апробацию коньков на ледяной площадке, их закрепляют полностью на все винты и, при необходимости, смещают в ту или другую сторону. Некоторые специалисты считают, что лезвия коньков должны быть смещены внутрь по отношению к центральной линии ботинка - в этом случае катание будет способствовать укреплению щиколотки.

Фигурное катание

Шнуровать ботинки надо очень туго. Нет, в этом случае подвижность стопы будет нарушена, что негативно скажется и на самочувствии фигуриста, и на качестве выполняемых им движений. До сгиба стопы ботинки шнуруются довольно туго, чтобы избежать затекания ног и переохлаждения во время тренировок. На сгибе завязывают простой узел, переворачивают концы шнурка для улучшения фиксации затяжки, и продолжают шнуровку, делая ее менее тугой.

В начале обучения можно использовать наборы для массового катания. Ошибочное мнение. Ни юным фигуристам, ни любителям ботинки, предназначенные для посещений катка несколько раз в году с целью развлечения, не рекомендуются. Дело в том, что такая обувь не отличается высоким уровнем прочности, изготавливается из слишком мягких материалов, не обеспечивающих надежную фиксацию ноги в районе голеностопного сустава и пятки. Потому существует риск, что ботинки либо очень быстро порвутся, либо станут причиной травмы начинающего спортсмена. Да и лезвия в "клепаных" наборах не имеют нужной кривизны, и форма и качество зубцов далеки от совершенства, что, во-первых, не позволит спортсмену научиться удерживать равновесие, во-вторых, чрезвычайно затруднит выполнение даже простейших элементов фигурного катания. Поэтому лучше всего приобретать специальные ботинки для фигурного катания и лезвия к ним, а крепление конька к подошве поручить опытному мастеру или тренеру.

Наиболее действенные тренировки - те, которые проходят на ледовой площадке. Это не совсем так. Специалисты утверждают, что вначале юные фигуристы должны потренироваться на менее скользких поверхностях - например, на дощатом полу, причем вначале движения отрабатывают в обычной обуви, и только потом - в зачехленных коньках. Очень полезны различного рода имитационные упражнения (толчки, скольжение и т.д.), которые часто используются не только начинающими, но и опытными спортсменами. После таких тренировок человек будет чувствовать себя на льду гораздо увереннее.

Во время тренировок нужно всеми силами избегать падений. Безусловно. Однако под силу это отнюдь не всем. Даже опытные спортсмены во время освоения сложных прыжков и элементов иногда теряют равновесие. Потому тренеры с самого начала учат юных фигуристов правильно падать. Умение группироваться при падении, уберегающее спортсменов от серьезных травм и ушибов, пригодиться не только в процессе тренировок, но и в повседневной жизни (например, во время гололеда, когда падения людей на улицах довольно часты). Также следует учесть, что фигурист должен уметь не только правильно падать, но и быстро и правильно вставать - во время выступления это умение позволит ему не выбиться из музыкального ритма.

Травмы при занятиях фигурным катаниям довольно часты. Поскольку фигурное катание не предусматривает наличие какой-либо защитной экипировки, травмы спортсменов действительно случаются. Особенно уязвим опорно-двигательный аппарат, в частности поясничный отдел, коленные суставы и лодыжки, причем переломы довольно редки, а вот растяжения связок и сухожилий - явление чрезвычайно распространенное. Следует отметить, что наибольшее количество травм имеет место в парном катании, когда ошибки допускаются фигуристами во время выполнения прыжков с поддержкой партнера (чаще всего на тренировках, во время освоения новых сложных элементов). Меньше всего травм у спортсменов, занимающихся танцами на льду.

Новичкам следует учиться стоять на коньках, опираясь на бортик площадки. В некоторых случаях одни начинающие фигуристы действительно поступают именно так, другие, по совету тренера, используют как опору стул или же просят о поддержке старших товарищей, более опытных в данном виде спорта. Однако специалисты предупреждают - такое положение вещей отнюдь не способствует быстрой акклиматизации, потому лучше всего первые шаги на ледовой площадке делать подальше от бортика и без посторонней помощи.

Для ускорения перемещения по льду фигуристы используют движения корпусом. Совершенно ошибочное мнение. Спортсмены передвигаются по ледовой площадке исключительно за счет согнутых в коленях ног, корпус же в это время остается неподвижным, спина - прямой.

Новички частенько не знаю, куда деть руки - они только мешают в обретении равновесия. Чаще всего так и случается - человек, привыкший к тому, что руки движутся в такт с ногами (чаще всего при шаге левой ногой происходит взмах правой руки и наоборот), оказавшись на льду, понимает, что такой способ передвижения абсолютно не подходит для скольжения на коньках по ровной поверхности площадки. Потому юные фигуристы первым делом учатся правильно держать руки, слегка разводя их в стороны ладонями вниз. Именно такое их положение помогает спортсмену обрести устойчивое равновесие.

Для того чтобы двигаться по дуге, фигуристу приходится прилагать немало усилий - гораздо проще ездить по прямой. Это не так. Если понаблюдать за фигуристами, можно заметить, что они движутся не по прямой линии, а по большим дугам. Новичков же порой разворачивает спиной к движению. Удивляться этому не стоит - такое положение вещей обусловлено особой конструкцией коньков для фигурного катания, которые отличаются и от хоккейных, и от беговых. Внимательно присмотревшись к лезвию конька, можно заметить, что оно выточено в форме желоба с ребрами (приподнятыми острыми краями) и несколько выгнуто. Именно благодаря такой форме конька скользить по дуге фигуристу проще, чем по прямой (при условии, что он слегка наклонит туловище в направлении центра описываемой окружности - без этого нехитрого маневра движение по кругу попросту невозможно). А для выполнения вращений, резких остановок и многих сложных элементов используются острые зубцы, размещенные на передней части конька.

Для увеличения скорости во время катания на льду следует наклонить туловище чуть вперед. Такое правило действенно в конькобежном спорте, но не в фигурном катании. Если фигурист желает набрать скорость, он будет держать туловище прямо, не наклоняясь вперед и не прогибаясь назад. Ведь лишь в том случае, когда центр тяжести тела расположен над центром конька опорной ноги, можно развить довольно большую скорость без риска зацепиться за лед зубцами коньков, что приводит к остановке. Однако следует учесть, что для выполнения некоторых элементов и фигур спортсмены могут использовать наклоны корпуса вперед и в стороны.

Зубцы на передней части лезвия конька помогают фигуристу останавливаться почти мгновенно. Использование зубцов в сочетании с наклоном туловища, либо же других способов торможения (например, прыжков), безусловно, приведет к остановке. Однако следует помнить, что инерция движения фигуриста сохранится, и она будет тем больше, чем большей была скорость спортсмена. Потому мгновенная остановка попросту невозможна.

Наиболее простые и не столь важные элементы в фигурном катании - шаги. Некоторое время считалось, что шаги в фигурном катании - всего лишь разные способы, призванные помочь спортсмену добиться ускорения передвижения по определенной траектории и в нужном направлении. Однако на самом деле роль шагов отнюдь не исчерпывается вышесказанным. Во-первых, именно шаги связывают воедино элементы или части композиции, во-вторых, они раскрывают ритмические особенности музыкального произведения, а также способствуют демонстрации артистизма и техники фигуристов, в-третьих, шаги включены в обязательную программу, что служит неоспоримым доказательством признания их довольно сложными элементами фигурного катания. И, наконец, следует помнить, что именно данный элемент позволяет проявить оригинальность мышления как самих фигуристов, так и их тренеров - ведь шаги, включенные в обязательную и произвольную программу спортсменов, не должны повторять изобретенные ранее. Чаще всего эффект новизны достигается за счет смены ритма и различных сочетаний составных элементов шага.

Фигурное катание

Начинать заниматься фигурным катанием следует в раннем возрасте. Действительно, специалисты считают, что премудрости данного вида спорта следует постигать с 4-5-летнего возраста, когда связки и мышцы наиболее эластичны, и еще не выработался страх перед падениями.

Чем чаще будет тренироваться юный фигурист - тем более выносливым, здоровым и умным он вырастет. Да, регулярные занятия фигурным катанием способствуют улучшению координации движений, подвижности, энергичности, а также повышению успеваемости. К тому же дети становятся более дисциплинированными и целеустремленными. Однако если тренировки проходят слишком часто - ежедневно, а то и дважды в день (утром и вечером) - здоровье маленьких спортсменов не только не улучшается, но и порой ухудшается (например, может появиться вялость, головная боль, отсутствие аппетита, что зачастую свидетельствует о переутомлении). Кроме того, юные фигуристы могут напрочь потерять интерес к данному виду спорта. Потому специалисты считают, что оптимальный режим тренировок, особенно на начальном этапе обучения - не более трех уроков в неделю.

Музыкальную программу для фигуриста составить легко - достаточно лишь подобрать несколько отрывков из различных произведений (лучше всего классических), отвечающих ритмическому рисунку будущего выступления, и соединить их вместе. Ошибочное мнение. Специалисты считают, что, во-первых, музыку для выступления нужно подбирать с учетом возраста фигуриста, поскольку в некоторых случаях использование глубокой и серьезной симфонической музыки для сопровождения короткой или произвольной программы может негативно сказаться на формировании музыкального вкуса юного спортсмена. Во-вторых, созданием композиции из различных музыкальных отрывков должен заниматься человек, знающий законы развития музыкального произведения. Если же в таком сложном деле полагаться лишь на интуицию, композиция получится несовершенной и дисгармоничной. И, наконец, следует принимать во внимание общие законы подготовки музыкального сопровождения для выступлений фигуристов разных категорий. Например, в коротких программах чаще всего используются небольшие отрывки музыкальных произведений с различными ритмомелодическими характеристиками. Обязательная программа в некоторых случаях исполняется под музыку, предусмотренную регламентом соревнований и т.д.

Произвольная программа может быть увеличена или уменьшена на 10 секунд. В некоторых случаях такой допуск действительно разрешается. Однако следует помнить, что в основном правила соревнований не допускают уменьшения или увеличения времени катания, потому за каждые 5 секунд недоката (или переката) в произвольной программе фигурист получает 1 штрафное очко, за 6-10 секунд - 2 штрафных очка и т.д.

Если выступление фигуриста по какой-либо причине прервано - он имеет право повторно выполнить программу. Согласно правилам, если в случае остановки музыки, повреждения экипировки, или же под воздействием иных факторов выступление прерывается, участник получает три минуты на устранение неполадок или препятствий. По истечении указанного срока по сигналу рефери спортсмен продолжает выступление с того места, на котором оно оборвалось. Повторно выполнить всю программу нельзя.

Шкала сложности элементов фигурного катания порой изменяется. Это действительно так. За выполнение наиболее сложных элементов (например, тройной и четверной подкрутки, двойного акселя и т.д.) в наши дни спортсмену начисляется больше очков, чем несколько лет назад. Все дело в том, что указанные движений сложны в исполнении, вследствие чего используются спортсменами довольно редко, а увеличение базовой стоимости поощряет фигуристов включать эти элементы в программу выступлений на соревнованиях различного рода.

Все прыжки в фигурном катании начинаются с резкого толчка, выполняемого ребром конька. Ошибочное мнение. В фигурном катании существует 6 видов прыжков:
 - тулуп (англ. toe loop jump - "прыжок петлей с носка") - появился в 20-х годах прошлого века. Тройной тулуп впервые был выполнен в 1964, четверной с ошибками - в 1983 и 1988, чистый - в 1991 году. Именно этот сложный прыжок в наши дни приносит спортсмену наибольшее количество баллов - 9 (в то время как тройной - 4, двойной - 1,3, обычный - 0,4);
 - лутц (луц) - второй по сложности зубцовый прыжок. Свое наименование он получил в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, впервые исполнившего данный элемент в 1913 году;
 - флип (англ. flip - "сальто, петля") - прыжок, начинающийся с толчка зубцом правой ноги;
 - сальхов (англ. salchow) - назван в честь фигуриста из Швеции Ульриха Сальхова, который впервые исполнил этот прыжок в 1909 году;
 - риттбергер ("прыжок петлей", англ. loop - "петля") - один из самых сложных реберных прыжков. Получил свое название в честь Вернера Риттбергера, немецкого фигуриста, который, по некоторым данным, первым исполнил этот элемент в 1910 году. Однако известный фигурист из России Николай Панин-Коломенкин утверждал, что автором вышеупомянутого прыжка является вовсе не Риттбергер, а русский спортсмен А. Лебедев, исполнивший прыжок петлей еще в 1890 году. Тройной риттбергер был впервые продемонстрирован мужчинами-фигуристами в 1952 году, женщинами - в 1968 году;
 - аксель (англ. axel jump) - наиболее сложный прыжок. В отличие от остальных исполняется при движении вперед, вследствие чего количество оборотов в нем не целое (1,5, 2,5 и т.д.). Назван в честь фигуриста из Норвегии Акселя Паульсена, который впервые исполнил этот прыжок в 1882 году. Чаще всего аксель исполняют мужчины-спортсмены, и лишь изредка - женщины.
 Первые три (тулуп, лутц, флип) относятся к так называемым носковым (зубцовым) прыжкам - отталкивание от льда производится носком конька. Три последних прыжка относятся к реберным, поскольку при их исполнении фигуристы отталкиваются ребром конька.
 Кроме того, существуют прыжки, использующиеся только как связки в комбинациях других прыжков, но не имеющие статуса самостоятельных элементов фигурного катания. Например, ойлер (англ. half loop - "полупетля") чаще всего является связкой между двумя последовательно выполняемыми тулупами, а перекидной прыжок ("кадет", "летучая тройка" или вальсовый, англ. waltz jump) - подготовительным к акселю.

Псевдоним известного фигуриста Николая Коломенкина был его собственной выдумкой. Да, упомянутый фигурист действительно выступал на соревнованиях под фамилией Панин. Однако этот псевдоним был придуман не самим фигуристом, а "подарен" ему другом и учеником Сергеем Крупским (причем Коломенкин был тренером Крупского не в фигурном катании, а в велоспорте). После сильной травмы Крупский вынужден был завершить спортивную карьеру. Именно тогда он уговорил Коломенкина использовать псевдоним "Панин", поскольку считал эту фамилию счастливой.

Занятия фигурным катанием способствуют похудению лучше, чем фитнес. Во время занятий данным видом спорта за 1 час организм сжигает около 400 ккал, при этом задействованы и те мышцы тела (особенно ног), с которыми очень трудно работать даже с использованием различных тренажеров. Следует учесть, что воздействие оказывается на многие группы мышц одновременно, вследствие чего экономится немалое количество времени (которое потребовалось бы на проработку каждой указанной группы мышц по отдельности посредством того или иного упражнения или тренажера) и средств. Потому фигурное катание действительно является довольно эффективным средством избавления от лишних килограммов. Главное, особенно на первых порах (как и в фитнесе) - не переусердствовать, чтобы не заработать крепатуру. И ни в коем случае не нужно пытаться освоить сложные фигуры (особенно прыжки) без помощи тренера - это чревато падениями и травмами.

Фигурное катание

Перед соревнованиями фигуристы садятся на строгую диету. Изменения в рационе фигуристов в указанный период действительно имеют место. Снижая общую калорийность рациона (на 1 кг массы тела - 30-35 ккал, при том, что обычно калорийность рациона фигуристов - 60-65 ккал/кг), уменьшая потребление белков и жиров, а также исключая из рациона некоторые продукты (хлебобулочные изделия, картофель, гарниры и т.д.) и применяя бессолевую диету (в первые 2-3 дня), спортсмены добиваются уменьшения ("сгонки") массы тела. Но такого рода ограничения - скорее исключение, чем правило. Чаще всего регулирование массы тела фигуристов проводится постепенно, в течение длительного времени, и включает в себя не только подчинение питания определенным правилам, но и различного рода тепловые процедуры, а также тренировки разного уровня интенсивности.
 Чаще всего изменения в питании фигуристов перед выступлениями направлены не на снижение веса, а на развитие так называемой "суперкомпенсации" (максимального насыщения мышц гликогенами). Ведь мышечные волокна с максимальным содержанием гликогенов становятся более крепкими и способными выдерживать сильные нагрузки в течение длительного времени. Именно с целью достижения вышеописанного эффекта, за неделю до соревнований спортсмены изменяют график тренировок (первые 4 дня тренируются не более 1-2 часов в день со средней интенсивностью, в последующие 3 дня - сокращают продолжительность занятий до 30-60 минут) и потребляют мало углеводов (не более 350 гр. в сутки).

Возможно заинтересует.
Популярные мифы.Популярные секреты.Популярные факты.Популярные советы.Популярные тесты. Поиск по сайту. Ошибка в тексте.
Заметили ошибку? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter.

В продолжении темы ...