Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Воздухоплавание

Воздухоплавание (аэронавтика, воздухоплавательный спорт) - один из авиационных видов спорта, предполагающий использование во время состязаний воздушных шаров - летательных аппаратов легче воздуха. Шар изготавливается из шелка либо же прочной синтетической ткани (например, нейлона или лавсана), покрытой особым составом, не пропускающим воздух, наполняют веществом (газом или подогретым воздухом), плотность которого меньше плотности окружающей среды. К шару прикрепляется корзина (гондола), сплетенная из тростника и лозы, и оснащенная блоком горелок.

О полетах на воздушных шарах существует немало легенд, одна из них - о полете мальчика Antarqui из Перу, относится к 200-400 гг. Согласно древнерусским летописям, боевые летательные аппараты (воздушные шары из бумаги) использовал князь Олег при осаде Константинополя в 906 году, однако о том, насколько эффективным было такое оружие, сведений нет. Первое удачное испытание воздушного шара, созданного священником Бартоломео Лоренцо де Густамо (Португалия) датировано 8 августа 1709 года. Но изобретателями воздушного шара считаются братья Монгольфье, которые успешно провели демонстрацию созданного ими аэростата в 1783 году.

Первые состязания аэронавтов состоялись в апреле 1899 года, а 1 октября 1906 пилоты воздушных шаров впервые боролись за Кубок Гордона Беннетта.

По мере появления новых типов аэростатов возникали и соответствующие соревнования. В феврале 1973 года состоялся первый Чемпионат мира по тепловым аэростатам, в сентябре 1976 - первый Чемпионата мира по газовым аэростатам, в августе 1988 - первый чемпионата мира по тепловым дирижаблям. Первые Всемирные воздушные игры состоялись в сентябре 1997 года.

Представительницы прекрасного пола интересовались воздухоплаванием наравне с мужчинами. Но лишь в июне 2010 года в Литве состоялся первый официальный чемпионат Европы по воздухоплаванию на тепловых аэростатах среди женщин. Состязания такого рода будут проводиться Международной авиационной федерацией (FAI) раз в 2 года. Первый женский чемпионат мира запланирован на 2013 год.

Мифы о воздухоплавании

Первыми воздушными путешественниками были животные

Во время официальной демонстрации шара, сконструированного Этьеном и Жозефом Монгольфье, которая состоялась в Версале 19 сентября 1783 года, в полет действительно отправились животные: баран, петух и утка. Однако за 4 дня до того на этом же шаре во время пробных полетов поднимался физик Пилатр-де-Розье. А согласно русским летописям, первым аэронавтом был подьячий Крякутной из Нерехты, совершивший полет 17 ноября 1731 года (за что был отлучен от церкви и изгнан из города).

Модернизировали монгольфьеры в связи с тем, что спортивные и развлекательные полеты на воздушных шарах обретали все большую популярность

Нет, усовершенствования данного летательного аппарата началось по другой причине - в 1962 году авиационное ведомство США изыскивало возможность обеспечить безопасность пилотов, потерпевших аварию над морем или океаном. Было предложено сконструировать "надуваемый парашют", который мог бы некоторое время удерживать человека в воздухе - это изобретение могло облегчить работу команде спасателей и обезопасило бы самого пилота. Однако применение созданной конструкции на сверхзвуковых летательных аппаратах было невозможно. А вот спортсмены воспользовались обновленным монгольфьером, снабженным пропановыми резервуарами, с удовольствием.

Женские команды появились в аэронавтике только в XXI веке

Совершенно ошибочное мнение. Первая в мире женская команда из двух человек (мисс Лаброссе и мисс Хенри) совершила полет над Парижем (Франция) 10 ноября 1784 года, а в сентябре этого года в Лионе в одиночку поднялась в воздух на воздушном шаре госпожа Тибль. В России первая женщина-воздухоплавательница госпожа Ильинская совершила полет 31 августа 1828 года. Сконструированный ею аэростат поднялся на высоту 620 метров.

В спортивном воздухоплавании проводятся состязания, на которых пилоты воздушных шаров должны выполнить задания различного рода

Спортивное воздухоплавание развивается в двух направлениях. Первое действительно предусматривает выполнение тех или иных заданий (пролететь дистанцию за минимальное количество времени, подняться на максимально возможную высоту, пройти над определенной целью (для подтверждения которого аэронавты сбрасывают на землю маркер - ленту с привязанным к ней мешочком, наполненным песком) и т.д.) или трюков (например, пересадка из одного шара в другой, происходящая во время полета) либо же участие в состязаниях, отдаленно напоминающих различные игры. Второе направление спортивного воздухоплавания заключается в создании воздушных шаров необычной формы (в виде овощей, фруктов, животных, бытовых предметов и т.д.). Предусмотрен приз за самый маленький и большой, самый необычный и самый уродливый шар.

Для наименования воздушных шаров существует немало терминов

Да, это так. Первый воздушный шар (тепловой) был назван монгольфьером - в честь изобретателей данной конструкции братьев Монгольфье. В то же время существовали шарльеры - летательные аппараты (газовые), созданные французом Жаком Шарлем. Комбинированные конструкции, изобретенные Жаном Франсуа Пилатром-де-Розье, именовались розьерами. Существовал также термин "аэростат", применявшийся для называния любых типов воздушных шаров. В 1784 году Пьер Бланшар оснастил аэростат воздушным винтом - управляемые конструкции такого рода получили наименование дирижаблей (от фр. dirigeable — управляемый). В 1900 году дирижабли жесткой конструкции были названы цепеллинами - в честь графа Ф. Цепеллина. В наши дни появился еще один вид воздушных шаров, применяющихся для полетов в стратосфере и именуемых стратостатами.

Современные корзины для воздушных шаров создаются из синтетических материалов

Это не совсем так. Как в старину, так и в наши дни чаще всего материалом для гондолы служит ивовая лоза. Корзины же из пластика, фибергласса и алюминия пока не снискали большой популярности.

На то, чтобы наполнить шар горячим воздухом, потребуется довольно много времени

Нет, в хорошую погоду благодаря слаженным усилиям команды (минимум из 3 человек) шар можно подготовить к взлету за 15-20 минут. Примерно столько же времени потребуется для того, чтобы сложить шар после полета.

Человек, боящийся высоты, на воздушном шаре летать не сможет

Ошибочное мнение. Во-первых, данная конструкция перемещается столь медленно, что движение пассажирами почти не ощущается. Во-вторых, именно воздушному шару - единственному из летательных аппаратов - подвластны полеты на очень небольшой высоте с возможностью "зависания" в любом понравившемся пилоту месте, например, над поверхностью озера.

Полеты на воздушном шаре могут проводиться в любое время суток

Да, это так, при условии, что скорость ветра у поверхности земли не превышает 7 м/с и погода атермичная (т.е. отсутствуют сильные восходящие потоки воздуха, образующиеся от нагревания земной поверхности солнцем). Однако наиболее подходящее время для совершения полетов - утро и вечер, поскольку и после восхода и перед заходом солнца ветер обычно стихает.

Газовые и тепловые шары различаются только по форме

Нет, различия между этими конструкциями несколько глубже. Воздушный шар, наполняемый газом, герметичен, а тепловой, наполняемый подогретым воздухом, представляет собой купол с отверстием. Некоторые шары являются комбинацией двух упомянутых конструкций.

Воздушный шар способен поднять в воздух 2-3 человека

Смотря о каком типе воздушного шара идет речь. Спортивные модели рассчитаны обычно на одного человека, шары, использующиеся для развлечений или в рекламных целях, могут поднять в воздух более 10 пассажиров.

Тепловые шары надуваются подогретым воздухом, для наполнения газовых используют водород

Это не совсем так. Для наполнения тепловых шаров используют не только теплый воздух, но и смесь пропана и бутана, а для поднятия в воздух газовых шаров все чаще используют гелий. Дело в том, что водород легко воспламеняется, а соединяясь с воздухом образует взрывчатую смесь, потому даже небольшое повреждение оболочки шара может таить опасность для жизни и здоровья аэронавтов. Гелий же не горюч, а его подъемная сила не намного меньше, чем у водорода, потому он является полноценной и безопасной заменой водороду (исключение - стратостаты, которые должны подниматься на высоту более 1000 м - их заправляют только водородом).

Для того чтобы удерживать в воздухе тепловой аэростат, пилот периодически включает горелку

Да, это так. Но из этого правила есть исключения. Например, солнечные тепловые воздушные шары благодаря особенностям конструкции (материал оболочки позволяет долгое время удерживать разницу температур между воздухом внутри оболочки и окружающей средой в 30 градусов, да и сама оболочка раза в 3 больше, чем у обычных аэростатов) используют для подъема тепло солнечных лучей, потому применение горелки не требуется.

Воздушные шары используются для изучения состава атмосферы Земли

Да, более того - конструкции такого рода используются для исследования состава атмосферы планет солнечной системы. К примеру, одной из задач советских межпланетных автоматических станций "Вега 1" и "Вега 2" была доставка на Венеру оснащенных специальным оборудованием аэростатов, которые, перемещаясь в атмосфере планеты, проводили ее анализ и передавали данные на Землю.

Чем горячее воздух в тепловом воздушном шаре, тем выше он взлетит

Да, но следует учесть, что при слишком высокой температуре (более 100°С) начнет плавиться нейлоновая оболочка шара, что может привести к аварии.

Первым вокруг земного шара облетел Стив Фоссен

Это не так. Впервые кругосветный перелет (правда, с тремя приземлениями) был совершен в 1929 году на дирижабле "Граф Цепеллин", построенном в Германии. За 21 день летательный аппарат преодолел расстояние в 35 тыс. км со скоростью около 177 км/ч. Позднее предпринимались неоднократные попытки совершить беспосадочный перелет вокруг Земли. В январе 1981 года (на аэростате "Жюль Верн" Макс Лероу Андерсен и Дон Ида преодолели расстояние в 4302 км), 1993 (совершенно неудачная попытка - аэростат "Virgin-Earthwinds" так и не поднялся в воздух) и 1997 году (Стив Фоссетт вынужден был прервать полет из-за проблем с пересечением воздушного пространства Ливии). Наконец 20 марта 1999 года англичанин Брайан Джонс и швейцарец Бертран Пикар на аэростате "Breitling Orbiter 3" совершили первое кругосветное путешествие, за 19 дней 21 час и 55 минут преодолев расстояние в 40814 км. Стив Фоссетт совершил беспосадочный перелет несколько позже - 3 июля 2002 года на аэростате "Bud Light Spirit of Freedom" он пролетел 34 242 км, потратив на это 13 дней 8 часов 33 минуты.