Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Скандинавские аукционы

Стремление современного человека к материальному благополучию порой приобретает несколько вычурные формы. Желание экономить на покупке дорогих вещей, конечно, вполне оправдано, если только такая экономия не превращается в навязчивую идею и не заставляет человека совершать поступки, о которых, возможно, он впоследствии пожалеет.

Попытки сэкономить там, где другой платит полную цену, активно используются ловкими предпринимателями, исповедующими принцип "цель оправдывает средства". Балансируя на грани дозволенного, подступая к краю законодательства, они предлагают доверчивым обывателям различные способы, соблазняющие возможностью быстро поправить свои финансовые дела.

Наше бурное время предлагает немало примеров такого рода - это и всевозможные финансовые пирамиды, завуалированные под "кассы взаимопомощи", и "нулевые" ставки по кредитам, в которых предусмотрены значительные скрытые выплаты, и тому подобные феномены. В этой статье мы рассмотрим явление, ажиотаж вокруг которого не утихает уже несколько лет, вовлекая в яростные споры его сторонников и противников - скандинавский аукцион.

В курсе ли скандинавы?

"Скандинавским" этот вид аукционов называется лишь формально - на деле такая система торгов не имеет к Скандинавии никакого отношения. В западных странах этот вид аукционов имеет определённое распространение, но английское название гораздо более точно отражает суть процесса торгов - "Penny bid auction".

Собственное говоря, аукционом в классическом смысле такие торги тоже не являются, поскольку обычный аукцион имеет множество отличий от скандинавского. Эти отличия являются настолько значительными, что законодательства некоторых стран, например, Италии, зачислили скандинавский аукцион в разряд азартных игр. В чём же заключаются особенности скандинавского аукциона?

Обычный аукцион, как правило, не ограничивает пользователя в размере совершаемой ставки. Помните, как незабвенный Остап Бендер, торгуясь за мебельный гарнитур, дождался последнего момента торгов и произвёл ошеломляющий эффект своей ставкой 200 рублей?

Перед этим участники аукциона делали ставки с небольшим приращением - 3, 5, 10 рублей, но товарищ Бендер, тонкий знаток человеческой натуры, поднял ставку со 130 сразу до 200 рублей - и выиграл торги. Дальнейшее развитие событий, когда общая сумма выплат составила не 200, а 230 рублей, которых не оказалось у незадачливых компаньонов, тоже возьмём на заметку - 15% от суммы выигрыша составила комиссия аукциона.

Скандинавский аукцион похож на обычный лишь терминологией. Основные принципы проведения торгов в этих системах торгов радикально отличаются. Как иногда случается на обычном аукционе, на скандинавском начальная ставка на тот или иной товар также устанавливается значительно более низкой, чем его рыночная стоимость, но в проведении торгов заложены существенные отличия.

Особенности "скандинавских" торгов

Так, шаг ставки на скандинавском аукционе является фиксированным и составляет очень незначительную величину в сравнении с вероятной стоимостью товара. Скажем, на лот, стоимость которого на рынке составляет 10-15 тысяч рублей, стартовая цена может быть установлена всего в 100 рублей, при этом участники торгов имеют возможность повышать ставки всего на 25 копеек! Здесь уместно вспомнить, что выше в данной статье было обозначено английское название "Penny Bid Auction", т.е. аукцион с бидом (шагом приращения ставки) в пенни, т.е. в минимальную величину.

Следует отметить, что наиболее важное обстоятельство скандинавского аукциона заключается в том, что, делая ставку в 25 копеек, участник должен её оплатить, и плата за ставку составляет ни много ни мало 7 рублей. Таким образом, ведя азартную борьбу за лот с другими участниками, сделав, скажем, 20 ставок по 25 копеек, на самом деле участник, даже не выиграв лот, в итоге тратит 20*7=140 рублей только за возможность делать эти ставки. Прибыль скандинавского аукциона составляет не процент с выигрышной суммы (помните 15% на аукционе Остапа Бендера?), а именно эта плата за ставку!

Другое важное отличие скандинавского аукциона от обычного состоит в том, что в первом не существует фиксированного периода торгов. По истечении определённого времени каждая сделанная пользователем ставка немного продлевает срок торгов, на период от нескольких секунд до нескольких минут. И, если за это время никто другой не сделает новой ставки, тот, кто сделал последнюю, считается победителем.

Что ж, правила есть правила, человек, которому они не подходят, может просто не принимать участие в том, что ему кажется сомнительным. У скандинавских аукционов имеются многочисленные сторонники и противники. Противники считают такого рода аукционы махинациями, а их организаторов - мошенниками. Рассмотрим же причины такого неоднозначного отношения.

Во всём виноваты учёные?

Для того чтобы дальнейшее изложение было более понятным, неплохо сделать краткий экскурс в историю возникновения скандинавских аукционов, благо она насчитывает всего несколько десятилетий. Всё началось с занятного эксперимента, который в 1971-м году поставил профессор Института математической экономики при Йельском университете Мартин Шубик.

Этот удивительный эксперимент призван продемонстрировать, насколько легко люди, его участники, оказываются узниками так называемой "поведенческой ловушки". Поведенческая ловушка - это парадоксальная ситуация (феномен Макса Базермана), в которой участники вынуждены в итоге совершать иррациональные поступки после того, как приняли несколько вполне разумных и логичных решений.

Итак, игра профессора Шубика заключалась в следующем - он хотел продать кому-то из группы участников один доллар. Правила были такими - участники не должны договариваться между собой; начальная ставка составляет один незначительную величину, скажем, 10 центов, и шаг приращения - 5 центов. Принимать участие в аукционе может произвольное количество людей, но в момент окончания торгов свои ставки вносят только двое, у которых в момент выигрыша они будут максимальными.

Аукцион, построенный по таким правилам, оказывается в прибыли уже тогда, когда две наивысшие ставки достигнут 50 и 55 центов - лот в один доллар будет продан за доллар и 5 центов. Однако участники всё ещё полны решимости сражаться за победу, и продолжают делать ставки, поднимая планку всё выше. Курьёз ситуации возникает в момент, когда один участник доводит свою ставку до одного доллара, а другой - до 95 центов.

Если игра прекратится прямо сейчас, то первый участник ничего не выиграет и не проиграет, но второй проиграет свои 95 центов! И этот второй участник в такой момент принимает очевидное, вроде бы, решение - продолжать игру. Он повышает ставку до одного доллара пяти центов.

На этой стадии смысл игры меняется - борьба начинает вестись не за больший выигрыш, а за меньшую потерю. Если игра прекратится на этом этапе, второй участник потеряет всего 5 центов, а первый - целый доллар. Первому игроку такое не по душе, и он, в свою очередь, также повышает ставку - теперь она составляет 1 доллар 10 центов. Это и называется поведенческой ловушкой - если игра прекратится, любой из игроков окажется в большем или меньшем убытке, но они продолжают повышать ставку, лишь усугубляя ситуацию ...

Математики, психологи и социологи на основе эксперимента профессора Шубика написали немало научных трудов и диссертаций. Однако предприимчивые дельцы от интернета взяли из этой идеи главное - создание поведенческой ловушки, и разработали различные программные системы, на основе которых в американском, европейском и российском сегментах всемирной паутины работает множество сайтов так называемых скандинавских аукционов.

Если обычные аукционы успешно функционируют в реальном мире в течение многих веков, лишь позднее перебравшись в интернет, то скандинавские, или Penny Bid аукционы, возникли в сети изначально. Зачастую пользователь вынужден просто доверять заявлениям организаторов аукциона и администраторов сайта, поскольку механизм участия в аукционе непрозрачен. Польстившись на заманчивую возможность выгодно приобрести ценную вещь, пользователь, совершая логичные действия на уровне начальных торгов, очень скоро попадает в поведенческую ловушку.

Он обнаруживает, что, отказавшись от дальнейшей борьбы за лот, теряет довольно значительную сумму; при этом он надеется, что, возможно, его конкуренты скоро "выдохнутся" и победа достанется именно ему. Однако его конкуренты также думают примерно таким же образом. В какой-то момент борьба за выгодную покупку перерастает в борьбу за наименьшие потери, а ставка и затраты на возможность её сделать продолжают возрастать до бесконечности ...

Когда тайное остаётся тайным?

Другая сомнительная особенность скандинавских аукционов - возможность использования администраторами виртуальных пользователей, или ботов, вместо реальных людей. Чтобы пояснить, откуда такие сомнения возникают, рассмотрим ещё одну условную ситуацию.

Предположим, на всём земном шаре существует лишь один сайт скандинавского аукциона. На него ежедневно заходят десятки тысяч людей, совершаются торги, кто-то радуется удачному приобретению, кто-то огорчается потерям - в общем, всё, как и должно быть. Однако что случится, если кто-нибудь откроет аналогичный аукцион на другом сайте? Скажем, закупит товар, наполнит склад и начнёт торги?

Правильно! Поскольку о новом сайте мало кто знает, в торгах на нём будет принимать участие всего лишь несколько человек. А это значит, что для организаторов существует большая опасность того, что выигрышная ставка на ценные лоты будет настолько низкой, что аукцион будет терпеть значительные убытки.

Что делать организаторам в такой ситуации? Один путь - менять правила торгов с учётом начальной стадии работы аукциона. Скажем, повышать начальную ставку на лоты, увеличивать время торгов, в общем - снижать привлекательность аукциона для и без того немногочисленных пользователей. Второй путь, о котором судачат многие энтузиасты аукционных торгов - это введение в систему виртуальных пользователей, или программных ботов.

Боты, действуя под видом обычных пользователей, вовремя повышают ставку, заставляя реального игрока играть на повышение со своей стороны. Подозрение в использовании ботов усиливается, когда понимаешь, что такого рода жульничество весьма выгодно нечистым на руку организаторам аукциона - и товар остаётся на складе (если он вообще есть), и прибыль от ставок проигравших игроков поступает на счёт.

Сейчас, когда сайты всемирной паутины пестрят рекламой скандинавских аукционов, о том, чтобы принять участие в торгах, задумываются не только потенциальные игроки, но и потенциальные инвесторы. Когда в сети существует не один, а сотня действующих аукционов, на что рассчитывать сто первому, особенно в начале своей деятельности? В борьбе за пользователей иногда не гнушаются никакими средствами…

Знание - сила!

Целью данной статьи не является оголтелое обвинение всех без исключения организаторов скандинавских аукционов в жульничестве. Мы лишь раскрыли некоторые особенности их проведения и организации, указали на сомнительные, с нашей точки зрения, моменты и призвали над ними задуматься. Ведь, как написали видные французские писатели братья Гонкуры: "Мера ума человека - это его умение сомневаться, а мера его глупости - доверчивость".