Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Самые дорогие фотографии

Фотография давно уже стала искусством. Хотя сегодня обзавестись мыльницами и зеркалками норовит каждый, уловить момент дано далеко не каждому. В итоге только гениальным фотографам удается делать снимки, считающиеся искусством. А искусство давно уже стало коммерческим предметом. Только в данном случае сложно говорить, что цена определяется качеством.

Понять, почему некоторые красивые арт-объекты стоят миллионы, понять простым смертным невозможно. Такой подход действует во всех областях искусства, фотография же исключением тут не является. Расскажем ниже о самых дорогих снимках в истории, попытавшись понять, что обусловило их цену.

"Рейн II", Андреас Гурски. Этот немецкий фотограф родился в Лейпциге в 1955 году. Но в данное время он живет и работает в Дюссельдорфе. Искусству фотографии Гурски начал обучаться еще в детстве у своего отца, рекламного фотографа. В 1981-1987 годах Андреас обучался в Государственной Академии искусства в Дюссельдорфе. Его учителями была семейная пара Бернд и Хилла Бечер, знаменитая на весь мир. Эти супруги удостоились премии Hasselblad Award в 2004 году. Сам Гурски с 1985 года стал активно принимать участие в групповых выставках, вскоре он стал знаменит и стал устраивать уже персональные выставки своих работ. Фотографии немца стали показывать в самых главных мировых центрах современного искусства.

Широкая известность Андреаса Гурски связана с его большими панорамными фотографиями, снятыми с возвышения. В конце 1990-х мастер стал пользоваться компьютерными фоторедакторами, достигнув с их помощью еще большей глубины деталей своих картин. В 1999 году Гурски сделал шесть фотографий Рейна, одной из самых крупных рек Европы. Фотополотна имели размер 185 на 363 см. В итоге снимок "Рейн II" стал самым дорогим в мире. Цифровая постобработка позволила убрать со снимка прохожих и здания. Эта фотография была выставлена 8 ноября 2011 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке, посвященного тематике "Импрессионизм и современное искусство". Считалось, что работа может быть продана примерно за 2,5-3,5 миллиона долларов. В итоге конечная цена оказалась куда выше - 4.338.500 долларов. Покупатель же предпочел сохранить неизвестность.

Некоторые сравнивают "Рейн II" с "Черным квадратом" Малевича - такое искусство понятно не всем. Высокая же цена может быть объяснима. Важно, что Гурски сумел запечатлеть Рейн в его первозданном виде, пускай при постобработке и не удалось убрать асфальтовую дорожку. В таком виде, как река представлена на фотографии, она уже давно не существует. Ведь равнинная местность либо застроена человеком, либо попросту заросла растениями. Важно отметить и композиционную структуру картина. Она выполнена в классическом стиле с использованием ритмического построения. Все линии тут соотносятся друг с другом в масштабе 1:4. Это позволяет зрителю легче воспринимать и цвета, и все немаленькую фотографию в целом. Некоторые видят в "Рейне II" и скрытый смысл. Фотография будто бы противопоставляет небо и землю. Трудно понять, что же на самом деле хотел сказать нам фотограф. С точки зрения философии можно увидеть на картине саму нашу жизнь. Сочетание светлых и цветных полос показывают наш путь на Земле, а светлая и широкая небесная полоса - это то духовное, что всегда с нами и выше мирского.

"Без названия. №96", Синди Шерман. Синди родилась 19 января 1954 года в Нью-Джерси, переехав вместе с семьей со временем в Хантингтон, штат Нью-Йорк. Арт-тематика всегда интересовала женщину, вот почему она поступила в колледж Баффало на факультет изобразительных искусств. Там Шерман поняла, что рисование не дает ей возможности выразить себя, в итоге она стала заниматься фотографией.

Первая серия снимков "Без названия А-Е" была сделана Синди еще в колледже, за год до выпуска. При этом моделью выступила сам фотограф, которая считала, что только ей и под силу изобразить задуманное. В своем проекте Шерман предстала сразу в пяти разных образах. Надо сказать, что рассказанная ею фотоистория, признания у критиков не нашла.

А вот серия "Untitled Film Stills", созданная в 1977-1980 годах, сделала Шерман известной. В этой истории нашлось место 69 черно-белым фотографиям, которые выглядели, как стоп-кадры из киноленты. Это давало возможность зрителям увидеть что-то знакомое в этих снимках. С 1995 года работы Шерман выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Художница же получила такие престижные награды, как National Endowment for the Arts, Skowhegan Medal for Photography, The Hasselblad Foundation. По всему миру проходят выставки работ Сидни Шерман, делая ее творчество еще более узнаваемым и популярным. Себя саму она отказывается считать фотографом, именуя художником-перфомансистом. До сих пор Шерман позирует для своих фотографий. Только в нашумевшей серии "Сексуальные картинки" вместе себя Синди сняла кукол. Позы игрушек были столь откровенными, что напоминали порнографические.

А самой известной работой художницы является "Без названия №96". Этот цветной снимок вошел в серию "Модели" и был сделан в 1981 году. Фотография является второй по стоимости в истории, ведь в мае 2011 года неизвестный приобрел ее на аукционе Christie’s за 3,89 миллиона долларов. Хотя богатой композицией снимок и не может похвастаться, у него довольно глубокий смысл. Шерман изображает тут девочку-подростка, одновременно и невинную, и соблазнительную. Фотография показывает, как женская сущность норовит выскочить наружу. Ведь девушка держит в руках частицу газеты с объявлением о поиске партнера.

"Ковбой", Ричард Принс. Этот современный американский фотохудожник появился на свет 6 августа 1949 года. Ему удалось стать одним из культовых мастеров в своем искусстве. Славу Принсу принесла в 1980-е годы его знаменитые серии Ковбои, Шутки и Капюшоны. Там художник использовал популярные образы из журналов, поп-культуры и даже низкопробного чтива, которые обращаются к проблемам потребительского мира и американской идентичности. Главным в искусстве Принса стало погружение в мир массовой культуры и вместе с тем критика этого пространства.

Часто Ричард брался за темы, близкие понятию американского образа жизни. Это могли быть байкерские банды, знаменитости, ковбои. Эти популярные мотивы он воспроизводил и переделывал, акцентируя внимание зрителя на темной стороне общества.

Самая знаменитая работа Принса была сделана им для рекламного плаката сигарет Marlboro в 1989 году. Оригинал был продан в Нью-Йорке на аукционе Sotheby’s 14 ноября 2007 года за 3,4 миллиона долларов. В данном случае речь стоит вести о ковбое, не как о классическом эталоне мужестве и американского Дикого Запада, наивных вестернов, а как о новом секс-символе.

"99 центов", Андреас Гурски. Уже известный нам художник смог продать в феврале 2007 года за 3.346.456 долларов свой диптих. Цена значительно превысила ту, что была указана в качестве названия работы. Вторую печать фотографии продали ранее, в ноябре 2006 года за 2,48 миллиона. Она досталась галерее Нью-Йорка. Третья же обошлась новому владельцу в 2,25 миллиона долларов, сделка прошла на аукционе Sotheby’s в мае 2006 года. При этом варианты диптиха все же отличаются своими ракурсами. Владельцем первого и самого дорого отпечатка стал украинский бизнесмен и меценат Виктор Пинчук. Диптих по праву считается предметом современного искусства, его стоимость во многом зависит от автора и размера отпечатка. На самой фотографии изображен интерьер одного из магазинов формата "99 центов". Перспектива была умышленно уменьшена и применялась хромогенная цветная печать. Общий размер фотографии составил 2,07 на 3,37 метра, а сделана она была в 1999 году.

"Озеро в лунном свете", Эдвард Стайхен. Стайхен жил с 1879 по 1973 годы. За это время он сумел стать одним из самых влиятельных фотографов современности, хотя начинал свой творческий путь, как художник-импрессионист. В 1920-е и 1930-е годы Стайхен создал целую серию портретов голливудских звезд, в историю эти работы вошли как пример наиболее полного раскрытия характера позирующего человека. В 1904 году фотограф довольно много экспериментировал с цветной фотографией. Он смог стать одним из первых американских фотографов, кто использовал автохромирования для создания цветных снимков. На тот момент такая технология была поистине революционной, с ее помощью и родилась знаменитая фотография "Озеро в лунном свете". Продали ее за рекордную сумму только через 100 лет - 15 февраля 2006 года. На аукционе Sotheby’s за нее было уплачено в Нью-Йорке целых 2,928 миллиона долларов.

А фотография показывает просто лес и озеро, в котором видны отражения деревьев. Этот кусочек природы располагался тогда в штате Нью-Йорк. Фотограф сфотографировал красивый пейзаж неподалеку от дома своего приятеля, искусствоведа Шарля Каффина. С помощью светочувствительного желе Стайхен смог создать иллюзию нанесения цвета вручную. В то время немногие использовали такую технику, в итоге шедевр стал еще и новаторским. Всего искусствоведам известны всего три отпечатка такой фотографии, каждый из них считается уникальным. Один в итоге был продан в частную коллекцию, а два других находятся в музейных собраниях США - в музее Метрополитен и в Музее современного искусства. На этот раз цена фотографии вполне объяснима - при ее создании использовался новый и уникальный на то время метод, здесь присутствует романтический сюжет, стоит также учитывать и возраст работы.

"Билли Кид", автор неизвестен. Билли Кид вошел в историю благодаря своим плохим поступкам. Этот преступник с Дикого Запада сумел прославиться благодаря шерифу Пэту Гаррету. Хранитель закона убил бандита, а потом и написал его биографию. Так свет увидела книга "Истинная жизнь Билли Кида". Разбойник начал свою преступную карьеру еще в 1870 году и прославился участием в так называемой "Линкольнской войне". Тогда в ней сошлись бизнесмены за право теневого управления Нью-Мексико. Билли Кид стал одним из тех, кто противостоял клану Долана, а ведь к вражеской стороне принадлежали шериф, прокурор и сам губернатор. Так Билли Кид стал считаться преступником.

Единственная дошедшая до нас фотография этого неоднозначного персонажа была продана на 22-м ежегодном аукционе Briean Lebel’s Old West Show в Денвере. По сообщениям организаторов картина, оцениваемая предварительно в 400 тысяч долларов, в итоге была продана 25 июня 2011 года за 2,3 миллиона долларов. Карточка представляет собой ферротип - ранний вид фотографии, при создании которой обратное изображение получалось с помощью металлических пластин. Согласно данным историков эту фотографию сделал Дэн Дедрик, друг Билли Кида. В семейном архиве автора снимок и пролежал долгое время, оказавшись на обозрении массовой публики только в 1980-м году. Этот ферротип оказался единственным, что и обусловило высокую стоимость работы.

"Тобольский кремль", Дмитрий Медведев. Высокий пост позволил Президенту России Дмитрию Медведеву много путешествовать. К тому же правитель не забросил свое увлечение фотографией. Его самая знаменитая фотография была продана на благотворительном аукционе в Санкт-Петербурге "Рождественская азбука". Работу приобрел за 51 миллион рублей крупный бизнесмен Михаил Зингаревич. Он рассказал, что хочет повесить ценную фотографию в своем офисе. На ней изображен Тобольский кремль, снятый Медведевым с вертолета. Такая высокая стоимость фотографии обусловлена благотворительными целями, а также и высоким статусом самого автора.

"Нагота", Эдвард Уэстон. Знаменитый фотограф жил с 1886 по 1958 годы. Родился он в Иллинойсе, а рос уже в Чикаго. В 16 лет Эдвард в подарок от отца получил свою первую камеру, ею стал Kodak Bulls-Eye №2. Свои первые фотографии Уэстон сделал на ферме своей тетушки и в парках города. В 17 лет он уже выставлял свои работы в Чикагском художественном институте.

История сделала Эдварда Уэстона одним из самых известных мастеров фотографии прошлого века. Наследием его стали несколько тысяч снимков, тщательно подобранных и качественно сделанных. Эти работы стали классикой и повлияли на творчество многих других фотографов. Самой дорогой картиной Уэстона стала "Нагота", созданная в 1925 году. Ее продали в 2008 году на аукционе Sotheby’s за 1,6 миллиона долларов. Владельцем редкой фотографии стал хозяин галереи Pace-MacGill Питер Макгил. В "Наготе" есть необычный сюжет, тонкие полутона, новый неожиданный ракурс и использование скульптурных форм. Все эти приемы, свойственные работам Уэстона, стали классикой для фотографии, вдохновляющей многих творческих личностей. Именно поэтому снимок и ценится так высоко.

"Джорджиа О’Кифф (Руки)", Альфред Стиглиц. Американский фотограф, живший в 1864-1946 годы, оказал большое влияние на становление фотографии, как независимого искусства, повлияв на формирование его эстетики. Стиглиц даже выпускал журналы, где раскрывались секреты фотоискусства. В 1902 году он провел в Национальном художественном клубе Нью-Йорка выставку своих фотографий, которая оказалась на удивление успешной. В итоге Стиглиц стал первым фотографом, чьи работы стали демонстрироваться наряду с картинами самых прославленных художников, войдя в собрания лучших музеем Америки.

Родился Стиглиц в семье еврейских эмигрантов из Германии. Говорят, что в 11 лет маленький Альфред, наблюдая за работой фотографа в местном ателье, не рекомендовал тому ретушировать негативы для достижения естественности. В 1881 году семья вернулась в Европу, стремясь дать приличное образование детям. Учеба на машиностроительном факультете Стиглицу не понравилось, его манил мир живописи и литературы, он общался с модными писателями и художниками. В 1883 году юноша в Берлине купил фотокамеру, с тех пор не расставаясь с ней. Первым учителем стал профессор-фотохимик Герман Фогель, а затем Стиглиц стал учиться у окружающего мира, подмечая все его тонкости. Долгое время супругой фотографа являлась художница Джорджия О’Кифф. Ее портреты прославили и мастера, и его музу на весь мир. Самая дорогая фотография с этой женщиной была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 1,47 миллиона долларов в 2006 году. А приобрел ее американский торговец предметами искусства Джеффри Френкель.

"Джорджиа О’Кифф (Обнаженная)", Альфред Стиглиц. Замыкает рейтинг самых дорогих фотографий снова Стиглиц. На этом портрете его жена одета в один лишь халат. Эту работу продали все на том же аукционе в 2006 году за 1,36 миллиона долларов. Такая высокая стоимость работ обусловлена тем, что Альфред Стиглиц по сути был тем, кто в одиночку втолкнул США в мир искусства XX века. Мастер отчаянно боролся за то, чтобы фотографию признали одним из видов искусств, что ему и удалось.